Государство Израиль и канал Russia Today до и после теракта в Иерусалиме

Отношения Государства Израиль с российским каналом Russia Today (RT), осуществляющим вещание за рубежом, никогда не были простыми. Виной тому ближневосточные реалии, которые, по мнению израильского истеблишмента, отображаются журналистами в искаженном виде. В 2012 г. тогдашний глава МИД Израиля А.Либерман во время встречи с президентом РФ В.В.Путиным по некоторым данным высказал российскому лидеру свое недовольство политикой канала, ориентированной на антиизраильскую пропаганду. Одним из основных пунктов, вызвавших недовольство руководителя внешнеполитического ведомства, стало интервью с лидером «Хизбаллы» Х.Насраллой, транслировавшееся в эфире. Этот факт в истории российско-израильских отношений может быть истолкован по-разному. С одной стороны, его можно считать одним из ярчайших проявлений на тот момент новой для МИД Израиля концепции взаимодействия со СМИ. По мнению представителей данных кругов, именно А.Либерман стал политиком, действительно серьезно взявшимся за борьбу с антиизраильской пропагандой за рубежом. В этой связи факт общения министра иностранных дел Израиля с президентом РФ стал существенным элементом реализации на практике этой стратегии. С другой стороны, как полагали тогда эксперты, существенное влияние на точку зрения канала RT оказывали представители внешнеполитического ведомства РФ, недовольные некоторыми шагами ближневосточного партнера. В этой связи, критика из уст главы МИД Израиля в адрес канала во многом стала знаком своего рода завуалированной неудовлетворенности линией, проводимой российской стороной.

В дальнейшем ситуация несколько изменилась, и на определенный срок П.Слиер, отвечающая за мониторинг каналом RT ситуации в регионе, перестала привлекать к себе внимание СМИ и политиков Израиля. Весьма сдержанно повел себя канал и в вопросах информационного освещения атаки на синагогу «Кехилат Бней-Тора» около года назад. Вторым важным компонентом, отражающим непростой характер отношений между Государством Израиль и RT, стал случай с третьей по счету так называемой «Флотилией свободы», участие в которой приняла корреспондент Russia Today Н.Кеворкова. Однако даже пристальное внимание к судьбе активистов, в очередной раз отправившихся к берегам Газы, не заставило представителей Израиля вновь вступить в открытую конфронтацию с российским каналом. Скорее, журналисты RT и, прежде всего, Н.Кеворкова пытались рассказать о действиях израильской стороны в отношении флотилии как о чем-то из ряда вон выходящем.

Наконец, 19 ноября 2015 г. в Тель-Авиве было совершено нападение на офисное здание, в котором, в числе прочего, расположен корпункт канала RT. Позднее данное событие было квалифицировано израильтянами как террористическая атака. Упоминавшаяся выше П.Слиер лично освещала происходящее через свой twitter. В частности, в микроблоге журналиста было опубликовано видео с места теракта, а также сделана запись о том, что ХАМАС поддержал данное нападение. В первые часы после драматических событий, унесших жизни двух человек, делались предположения относительно причин атаки именно на это здание. Позднее, по словам самой П.Слиер, а также главного редактора RT М.Симоньян, было заявлено, что нападение 36-летнего палестинца на здание никак не связано с деятельностью российского канала, хотя первоначально такая вероятность не исключалась. Причиной тому стала возросшее внимание к проблеме безопасности после авиакатастрофы с российским авиалайнером  над Синаем.

Таким образом, несмотря на то, что данные события стали лишь элементом в череде терористических атак, прокатившихся по Израилю в последнее время, они имеют особое значение с точки зрения израильской внешней политики и концепции взаимодействия с иностранными СМИ. Следует отметить, что власти государства не проявили должного внимания к данному обстоятельству, что, к примеру, серьезно контрастирует с политикой, касающейся террористических атак в Париже. Учитывая, что отношения с RT во многом отражают степень удовлетворенности в Израиле шагами России в регионе, это обстоятельство может свидетельствовать о том, что израильская сторона пока по-прежнему не имеет четкого представления об истинных целях России на Ближнем Востоке в настоящий момент, в связи с чем не стремится придавать особое значение фактам, на которых Россия сосредотачиваться не хотела бы. Косвенным подтверждением тому может служить состоявшийся днем ранее телефонный разговор В.В.Путина и Б.Нетаньяху. Его инициатором выступил глава израильского правительства, в очередной раз предпринявший попытку более детально обсудить сирийский и палестинский вопросы. Впрочем, такого рода восприятие события не содействует улучшению непростых взаимоотношений с зарубежными СМИ и не способствует реализации на практике политики борьбы с бойкотом Израиля. Несмотря на то, что атака, как позднее было заявлено, не была связана с каналом напрямую, на лентах мировых СМИ событие было отражено именно в связке с RT. Так или иначе, иностранные журналисты, находящиеся в Израиле и прежде не всегда лояльно относившиеся к стране, лично столкнулись с одной из острейших угроз, существующих сейчас. В этой связи более пристальное внимание к событию, равно как и попытки детальнее разобраться в его причинах могли бы не только стать еще одним шагом в борьбе с нынешней волной насилия, но и служить своего рода сигналом, свидетельствующим о переходе к новой политике взаимодействия с зарубежными СМИ.

62.71MB | MySQL:102 | 0,431sec