О развитии ситуации в Йемене

В настоящее время в Москве находиться бывший начальник Управления центральной безопасности («Амн аль-Маркази») и племянник бывшего президента А.А.Салеха Яхья Омар Салех. Как представляется, он приехал сюда не для того, чтобы навестить представительниц женской части клана бывшего президента, которые были перевезены в Москву последним рейсом самолета МЧС, эвакуирующих российских граждан из охваченного гражданской войной Йемена. Вообще, для визита араба зимой в Москву должны быть веские причины. Но если подойти к причинам этого визита бывшего главного спецслужбиста Йемена в Россию более серьезно и предметно, то эксперты выдвигают несколько версий. Первая — Я.О.Салех приехал в Россию по протекции иранских друзей для неформального обсуждения темы и итогов идущих сейчас в Омане секретных консультаций между хоуситами и представителями Саудовской Аравии по вопросам достижения мирного компромисса и прекращения гражданской войны. Напомним, что по некоторым данным, основные контуры (пока схематичные) этого соглашения включают в себя вывод войск аравийской коалиции из страны в обмен на письменное обязательство хоуситов отказаться от вооруженных действий в отношении Саудовской Арвыии в провинции Наджран. Одновременно страна получает новое административно-государственное деление: вместо предлагаемого президентом страны А.М.Хади деления страны на шесть провинций, она будет поделена на две, фактически по границам бывших ЙР и НДРЙ. То есть, таким образом южнойеменцам посылается ясный сигнал о возможном государственном обособлении. Черновик такого соглашения уже передан и А.М.Хади. О том, что он понял основной тренд о достижении возможного компромисса с зейдитами свидетельствует и перестановки, которые он провел в своем внешнеполитическом ведомстве. Согласно президентскому указу, на место главы указанного ведомства, ранее занимаемого Риядом Ясином, назначен Абдель Малек аль-Махаляфи, возглавлявший в Женеве правительственную делегацию на переговорах с хоуситами. Насколько такой компромисс возможен после недавней гибели от авиаудара саудовской авиации брата лидера хоуситов Абдель Малика аль-Хоуси сказать сложно, но йеменская политическая культура к таким вещам относится прозаично, и вопрос компенсации гибели того или иного родственника в принципе конфликтную остроту снимает. Другой вопрос, что КСА платить в таких случаях категорически отказываются. Например, в той же провинции Мариб Эр-Рияд отказался компенсировать местному племени аль-ватан «моральные и материальные издержки», которые возникли в результате дислокации в этой провинции войск аравийской коалиции. Жесткое противостояние этого племени планам продвижения сил коалиции в сторону Саны, плюс массовое минирование территории провинции, заставило саудовцев отказаться от планов использования Мариба как основного плацдарма для наступления на столицу страны.

Сейчас в качестве такового командованием коалиции рассматривается Таиз. Он называется неформально «воротами между Югом и Севером» и, безусловно, более оптимален для наступления с географической точки зрения. Но и здесь существует несколько проблем. Во-первых, сложные традиционные отношения между таизцами и южнойеменцами, которые выступают категорически против «освобождения» Таиза от хоуситов. Во-вторых, в самом ополчении Таиза существует несколько фракций, в том числе и исламистская, которая резко окрепла в последнее время. В том числе и за счет джихадистов, переброшенных в йеменскую провинцию Шабва из Сирии. Эти фракции в последнее время зачастую больше воюют друг с другом, нежели чем с хоуситами. Кстати, собственно хоуситов в Таизе фактически нет, позиции в старой цитадели города занимают подразделения Республиканской гвардии, верной бывшему президенту А.А.Салеху. Он поклялся публично, что «оденется в паранджу, если коалиция возьмет Таиз», что само по себе обещает серьезные бои за город. При этом надо отметить определенный отток офицеров Республиканской гвардии из воюющих частей. Они дезертируют и переезжают в Иорданию. Как полагают эксперты, в данном случае мы имеем дело с подкупом со стороны КСА, хотя не исключено, что и сам А.А.Салех затеял некие долгоиграющие комбинации с игрой на сирийской площадке. Кстати, он имеет опыт в таких операциях, поскольку в период свержения режима С.Хусейна именно он занимался подкупом офицеров элитных частей иракской армии, что обеспечило их массовое дезертирство и сдачу Багдада без боя. Сколько при этом «прилипло» к рукам самого бывшего йеменского лидера, остается только гадать. Из этого вытекает вторая версия приезда эмиссара А.А.Салеха в Москву.

Она заключается в каком-то опосредованном участии йеменских военных в боях на территории Сирии. Напомним, что Яхья Омар Салех в свое время руководства «Амн Сияси» (и, кстати, спецназа «Куат Хасса», подготовленного американцами для борьбы с «Аль-Каидой») курировал тему установления и поддержания «конструктивных отношений» с КСИР и ливанской «Хизбаллой». Так что, его визит в Москву может быть организован и по просьбе иранцев для неформального (подчеркнем особо) обсуждения важных и деликатных деталей «йеменского и сирийского досье». В любом случае, сам факт его приезда в Россию должен стать хорошим сигналом для Эр-Рияда в формате возможных ответных ударов «на альтернативных направлениях» в случае их попыток активизировать противодействие российской военной операции в Сирии. Еще одна версия — Я.О.Салех прибыл для обсуждения деталей возможной эмиграции А.А.Салеха в Москву в случае достижения какого-либо компромисса по мирному урегулированию. Его отношения с хоуситами в настоящее время большой теплотой не отличаются, и вполне возможно, что его уход в эмиграцию является одним из условий Эр-Рияда. Эксперты также утверждают, что семья А.А.Салеха уже сумела вывезти в Россию порядка 300 млн долларов при помощи ряда сотрудников йеменского посольства в Москве (чаще всего называется в этой связи консул посольства А.Бурджи, а сам Яхья Омар Салех, кстати, использует во время пребывания в российской столице автомашину с дипломатическими номерами), а Москва в нынешней политической конфигурации выглядит, как наиболее надежное место для эмиграции. Хотя еще остается и ОАЭ, в банках которых хранятся приличные финансовые авуары семьи прежнего президента, а также Оман как традиционное место сбора для опальных политических деятелей региона Ближнего Востока.

По нашей оценке, «московский» сценарий маловероятен просто в силу того, что и ОАЭ, и Оман для А.А.Салеха более предпочтительные страны. Но самое главное — он не тот лидер, который добровольно может согласиться на такой вариант. Его главная цель — оставить свой клан в политической и экономической структуре Йемена на века, а это требует более активного воздействия на ситуацию, нежели чем пребывание в эмиграции.

52.22MB | MySQL:103 | 0,772sec