Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 ноября – 6 декабря 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с продолжающимся обострением российско-турецких отношений и ситуацией в Ливии. 3 декабря президент России В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию РФ подтвердил жесткую позицию Москвы в отношении Анкары в связи с турецким ударом по российскому самолету Су-24. Не претерпела изменений и позиция Турции, которая отказывается приносить официальные извинения за атаку на российский бомбардировщик. В Ливии основные противоборствующие политические силы – Всеобщий национальный конгресс (бывший временный парламент) и международно признанное временное правительство страны — 6 декабря подписали соглашение об основных принципах урегулирования внутриливийского конфликта.

Президент России В. Путин 3 декабря подтвердил свои оценки в отношении Турции, заявив, что сложно бороться с террористами, когда организации вроде «Исламского государства» (ИГ) получают постоянную финансовую подпитку со стороны таких стран как Турция. Президент РФ пообещал турецким властям ответ России на действия Турции. При этом он дал понять, что ответ будет не военным, а мировое сообщество «не дождется от России нервной реакции». В то же время, по словам Путина, «в Турции у России много давних и надежных друзей, они должны знать, что мы не ставим знак равенства между ними и правящей верхушкой». Ранее, 1 декабря, В. Путин не стал встречаться с турецким президентом Р. Т. Эрдоганом в Париже, заявив, что ему очень жалко отношений между Россией и Турцией, но ряд проблем в диалоге с Анкарой возник уже давно.

1 декабря правительство РФ опубликовало перечень запретов на ввоз из Турции ряда продуктов питания и некоторых других товаров. Министерство обороны РФ 2 декабря представило материалы о контрабандной транспортировке нефти из Сирии и Ирака на территорию Турции. Кроме того, было заявлено о продолжающейся переброске из Турции в Сирию боевиков, боеприпасов и автомобильной техники. В ответ в Пентагоне отвергли предположения о том, что Турция сотрудничает с группировкой ИГ, в том числе в деле контрабанды нефти. В госдепартаменте США заявили, что нефть, добытая в подконтрольных ИГ районах Сирии, действительно попадает в Турцию, но объемы этих поставок незначительны. Госдеп также воздерживается от критики подхода Турции к борьбе с ИГ в Сирии и Ираке.

В Анкаре заявляют, что не будут извиняться перед Россией за инцидент с Су-24, но открыты для любого диалога с РФ. «Если Россия продолжит свою линию в плане реакции (на атаку на Су-24), мы вынуждены будем принять меры», — заявил 2 декабря президент Турции Р. Т. Эрдоган, назвав реакцию РФ «непропорциональной». Эрдоган также отверг обвинения в причастности руководства страны к контрабанде нефти, из районов Сирии, находящихся под контролем ИГ. На прошедшей неделе президент Эрдоган посетил Катар и Азербайджан, договорившись с руководством этих стран о возможном увеличении поставок природного газа в Турцию на случай прекращения его импорта из России. Глава турецкого МИДа М. Чавушоглу 6 декабря призвал Россию отменить введенные экономические санкции. Он также заявил, что Турция продолжит «беспристрастно, прозрачно и исправно» соблюдать Конвенцию Монтре, регулирующую судоходство в черноморских проливах.

3 декабря в Белграде состоялась встреча министров иностранных дел России и Турции С. Лаврова и М. Чавушоглу. Беседа состоялась по инициативе Анкары. «Обсуждались вопросы резкого изменения вектора российско-турецких отношений в связи с ударом по Су-24». При этом каждая из сторон подтвердила свои оценки инцидента с самолетом Су-24.

Депутаты турецкого парламента 30 ноября вынесли вотум доверия новому правительству республики во главе с А. Давутоглу.

6 декабря две основные противоборствующие политические силы Ливии — Всеобщий национальный конгресс (ВНК, бывший временный парламент), который заседает в Триполи, и признанное международным сообществом временное правительство в Тобруке — подписали в Тунисе «Декларацию принципов» об основах урегулирования внутриливийского конфликта. Первоначально с целью преодоления двоевластия будет сформирован комитет из 10 членов, половина которых будет делегирована ВНК, половина тобрукским правительством. Комитету предстоит избрать президента Ливии, также от каждой из сторон будет избран представитель в ранге его заместителя. Кроме того, будет сформировано правительство национального единства. Президент и его заместители-представители будут представлять собой временный верховный орган власти — «президиум совета министров». Предполагается пересмотр нынешней ливийской конституции. Тобрук и Триполи приступят к подготовке парламентских выборов, которые должны пройти в течение ближайших двух лет. «Декларация принципов должна получить одобрение парламентов обеих сторон.

В Сирии продолжаются боевые действия правительственных сил против формирований экстремистских и террористических группировок и вооруженной оппозиции. На минувшей неделе части сирийской армии наибольших успехов добились в провинциях Алеппо, Латакия и Хама на севере страны, а также в районе Дамаска. В целом же продвижение правительственных войск по-прежнему идет медленно и трудно. Активную поддержку сирийским военным оказывает авиация ВКС России. На прошедшей неделе наши летчики наносили удары по целям террористов и боевиков в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Хомс, Хама, Дейр-эз-Зор и Ракка.

Международная коалиция во главе с США не наносит ударов с воздуха по бензовозам и объектам инфраструктуры незаконной торговли нефтью в Сирии, заявили 2 декабря в МО России. С 3 декабря ВВС Великобритании начали наносить удары по боевикам ИГ в Сирии. В то же время ВВС Турции прекратили наносить удары по позициям боевиков ИГ после инцидента с российским Су-24. Сообщается, что это сделано по просьбе США, чтобы не допустить дальнейшей эскалации напряжения в отношениях Турции и РФ. Бундестаг ФРГ 4 декабря одобрил участие бундесвера в операции против ИГ в Сирии. При этом Германия не планирует задействовать наземные войска, а также не вступит в военный союз с Россией для борьбы с ИГ в Сирии.

В ходе встречи 30 ноября на полях конференции ООН в Париже президент России В. Путин и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху констатировали успешность взаимодействия военных двух стран в рамках механизма координации по Сирии.

На встрече в Париже 30 ноября В. Путин и президент США Б. Обама обсудили необходимость достижения прогресса на переговорах в Вене, нацеленных на прекращение огня в Сирии и политическое решение сирийского конфликта. Путин считает, что у него и Обамы есть общее понимание по дальнейшему политическому урегулированию в Сирии. Обама «подчеркнул, что США, Россия, Турция, наши союзники и партнеры в арабском мире, Иран должны вести переговоры». В то же время Обама не ожидает в ближайшее время «разворота на 180 градусов» в стратегии России по Сирии.

Турция должна значительно расширить свои усилия в борьбе ИГ, и навести порядок на границе с Сирией, через которую продолжают перемещаться иностранные боевики и грузы для террористов, заявил 1 декабря Б. Обама. Он сообщил, что обсуждал все эти проблемы с Эрдоганом на встрече в Париже и надеется на изменения. Турция не предпринимает достаточных усилий для борьбы с ИГ и наносит удары с воздуха не по позициям ИГ, а по силам курдских сепаратистов, заявил 1 декабря глава Пентагона Э. Картер. Анкара отклонила предложение Вашингтона перекрыть участок границы с Сирией, который используется для переправки боевиков в САР и контрабанды сирийской нефти террористами ИГ.

США уверены в необходимости военного вмешательства в Сирии, сообщил 3 декабря Б. Обама. Но это, по его словам, не означает отправление наземных сил в Сирию. «Полномасштабного военного вмешательства США на суше для борьбы с ИГ не будет».

Госсекретарь США Дж. Керри 4 декабря не исключил вероятность того, что правительство Сирии может объединить усилия с повстанческими группировками в борьбе с боевиками ИГ, и при этом Асад может временно остаться у власти. Министр иностранных дел Франции Л.  Фабиус 5 декабря допустил сохранение Асадом власти еще до начала переходного процесса по смене власти в Сирии.

Очередная многосторонняя международная встреча по сирийскому урегулированию состоится в декабре в Нью-Йорке, сообщил 5 декабря госсекретарь США Дж. Керри. При этом он заявил: «Если Россия и Иран выступят в качестве блока и позволят Асаду провалить процесс, и не произойдет перехода (политической власти в Сирии), то выбор наших вариантов будет сокращен и нам придется принять несколько жестких решений».

Правительство Ирака заявило протест Турции в связи с переброской 4 декабря 150 турецких военнослужащих в учебный лагерь Башика к северу от Мосула «без запроса или разрешения на то иракских федеральных властей» и потребовало их немедленного вывода с территории страны. В ответ в Анкаре заявили, что переброска военнослужащих проведена «в плановом режиме в рамках продолжающейся уже более двух лет программы по обучению курдского ополчения». Эти действия согласованы с министерством обороны Ирака и губернатором провинции Найнава, а «присутствие турецких солдат не означает подготовку к началу турецкой военной операции» в Ираке. Правительство иракской курдской автономии 5 декабря подтвердило, что база в Башике предназначена для обучения сил пешмерга и иракских сил безопасности. Кроме того, в 2014 году Турция создала еще две тренировочные базы в Иракском Курдистане: в близи Эрбиля и в провинции Сулеймания.

1 декабря президент Афганистана А. Гани и премьер-министр Пакистана Н. Шариф в ходе встречи на полях конференции ООН в Париже договорились о возобновлении прерванного ранее переговорного процесса с радикальным исламистским движением «Талибан», а точнее, с теми его представителями, которые согласны признать легитимность действующего правительства Афганистана. По мнению пакистанских аналитиков, на пути возобновления переговорного процесса между Кабулом и «Талибаном» могут возникнуть определенные трудности, поскольку в последнее время в рядах талибов обозначился раскол в связи с нежеланием многих полевых командиров признавать легитимность нового эмира движения А. М. Мансура.

5 декабря движение «Талибан» в Афганистане распространило аудиозапись, на которой предположительно главарь афганских талибов А. М. Мансур опровергает факт своей смерти.

НАТО 1 декабря продлило миссию инструкторов и советников альянса «Решительная поддержка» в Афганистане до конца 2016 года, сохранив неизменным уровень персонала этой миссии (12 тыс. человек).

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. 2 декабря боевики группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове» захватили город Зинджибар – административный центр южной провинции Абьян. Части йеменской армии и племенных ополчений, воюющие на стороне шиитских мятежников-хоуситов, ведут активные бои в приграничных районах Саудовской Аравии. Сообщается о взятии за последние дни большого числа саудовских позиций, опорных пунктов и поселков на саудовской территории. В результате теракта 5 декабря погиб мэр города Аден Д. М. Саад.

Переговоры по урегулированию кризиса в Йемене при посредничестве ООН пройдут 15 декабря в Нью-Йорке.

5 декабря избирком Египта обнародовал данные, согласно которым в двух турах парламентских выборов приняли участие 28,3 процентов от общего числа избирателей. В итоге независимые кандидаты получили 316 мест, депутаты от партий — 239. На выборах уверенно лидирует пропрезидентский партийный блок «С любовью к Египту». Считавшиеся вторыми по популярности салафиты из партии «Ан-Нур» выборы проиграли. На данный момент у них всего 12 мест в парламенте. Египетским избирателям предстоит выбрать еще 13 депутатов, чтобы парламентские выборы в стране считались завершенными. Довыборы пройдут с 5 по 7 декабря.

Приложение

 

 

О проблемах обеспечения национальной безопасности ОАЭ

 

 

Основные угрозы национальной безопасности Объединенных Арабских Эмиратов на современном этапе носят внешний характер и вызваны перманентно сложной и нестабильной обстановкой в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом. В значительной степени это связано с нестабильностью в ряде арабских стран, вооруженными конфликтами в Сирии, Ираке и Йемене, растущей активностью исламистских экстремистских и террористических группировок, особенно «Исламского государства» (ИГ). Серьезное опасение в ОАЭ вызывает наличие ядерного оружия у Израиля, Индии и Пакистана, ядерная программа Ирана, а также распространение на Ближнем и Среднем Востоке химического и биологического оружия. Внутри страны наблюдается стремление отдельных княжеств, входящих в Федерацию, к большей экономической, а в ряде случаев и политической самостоятельности. Опасение руководства ОАЭ вызывает и постепенный рост влияния в стране радикальных исламистских группировок.

В Абу-Даби считают, что сохраняется угроза безопасности государства со стороны Ирана. Это обусловлено, в том числе, территориальными противоречиями о принадлежности трех островов в восточной части Персидского залива (Большой и Малый Томб, Абу-Муса). В ОАЭ полагают, что их превращение в иранские военные базы представляет реальную опасность как для страны, так и для судоходства в Заливе. В целом спор с Ираном по вопросу о принадлежности островов не имеет перспективы быстрого решения, и в течение длительного времени продолжит негативно сказываться на эмиратско-иранских отношениях и общей ситуации в зоне Персидского залива. Особое опасение в ОАЭ вызывает наращивание военной мощи ИРИ, что расценивается как очень серьезная угроза безопасности в районе Залива, для парирования которой необходимы эффективные региональные оборонительные механизмы. В этой связи большое внимание руководство ОАЭ уделяет укреплению военно-политического и экономического взаимодействия в рамках ССАГПЗ. В Абу-Даби считают, что безопасность аравийских монархий может быть обеспечена только на основе общей оборонительной стратегии. Эмиратское руководство выражает беспокойство в связи с соглашением по иранскому атому (2015 г.), опасаясь, что снятие международных санкций с ИРИ приведет к усилению активности и влияния Тегерана на Ближнем Востоке. С опасением в Абу-Даби относятся и к начавшемуся процессу улучшения отношений между Ираном и странами Запада.

Военная доктрина ОАЭ носит оборонительный характер и основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ, а также гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. Эмираты в 1994-1996 гг. подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности с США, Великобританией и Францией. ОАЭ положительно относятся к созданию совместной с США региональной системы ПРО в зоне Персидского залива и заявили о готовности участвовать в этом проекте, имеющем отчетливо выраженную антииранскую направленность. В то же время следует отметить, что военная доктрина ОАЭ не предусматривает инициирование военного конфликта с Ираном. «Одним из основных и реальных военных противников в Абу-Даби рассматривают джихадистские группировки типа ИГ в Ираке и Сирии».

В Абу-Даби считают, что до тех пор, пока регион Персидского залива остается в зоне повышенного внимания США, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать обеспечение безопасности Эмиратов. ОАЭ сотрудничают с НАТО в рамках Стамбульской инициативы (2004г.), которая предполагает взаимодействие в борьбе с терроризмом, подготовку военных кадров, участие в миротворческих операциях, обеспечение безопасности границ, предотвращение распространения ОМУ. Эмираты направили свои подразделения в состав объединенных вооруженных сил ССАГПЗ, постоянно участвуют в ежегодных совместных учениях армий стран «аравийской шестерки».

В последние годы ОАЭ стали непосредственным участником региональных вооруженных конфликтов: в Ливии (2011 г.), в оказании помощи сирийской вооруженной оппозиции (с 2012 г.), в коалиции во главе с США против ИГ (с 2014 г.), в Йемене (с 2015 г.). Эмираты предоставили свои базы для военных контингентов стран-участниц антитеррористической коалиции. Самолеты ВВС ОАЭ в составе сил коалиции участвуют в нанесении ударов по боевикам ИГ в Сирии. Эмиратские войска принимают участие в боевых действиях в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента страны А. А. Салеха в составе сил коалиции во главе с Саудовской Аравией. На территории ОАЭ обучаются йеменские военнослужащие армии президента Йемена А. М. Хади. Эмираты оказывают политическую поддержку и материальную помощь противникам режима Б. Асада в Сирии, однако, в отличие от КСА и Катара, не предоставляют оружие боевикам радикальных вооруженных формирований, действующим в этой стране.

Постоянное внимание руководство страны уделяет укреплению национальных ВС (63 тыс. человек). В условиях ограниченности людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение армии самыми современными видами оружия и военной техники. Неуклонно растут военные расходы страны. Так, если в 2004 г. они составляли 6,816 млрд долларов, то в 2014 г. – 13,436 млрд долларов. ОАЭ являются одним из крупнейших в мире импортеров военной продукции. По экспертным оценкам, в период с 2015 г. по 2018 г. военный импорт страны составит примерно 22,19 млрд долларов, что почти в два раза больше чем в 2007-2014 гг. При содействии ведущих зарубежных компаний быстрыми темпами развивается национальная военная промышленность. Особый упор здесь делается на создание отдельных видов высокотехнологичных производств, в том числе высокоточного оружия и беспилотных летательных аппаратов. Вместе с тем, эмиратские ВС не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабной внешней агрессии. Значительные трудности имеются в деле освоения сложной военной техники, что вынуждает привлекать в страну больше число иностранных военных технических специалистов. Значительные трудности испытывают ВС в вопросах комплектования личным составом, что вынуждает активно привлекать к службе в национальной армии иностранцев.

Внутренняя политика руководства ОАЭ направлена на дальнейшее укрепление монархического строя, в том числе путем сохранения ограничений на политическую и общественную деятельность, ужесточения контроля, как за гражданами Федерации, так и иностранной колонией. Значительные средства выделяются на укрепление полицейского аппарата и развитие сотрудничества в области безопасности в рамках ССАГПЗ.

Внутриполитическая обстановка в ОАЭ остается стабильной. Власти уверенно контролируют положение дел в обществе и государстве. Реальных сил, способных угрожать существованию правящего режима в стране, на сегодняшний день нет. Нет и четких признаков существования внесистемной оппозиции, занимающейся антиправительственной деятельностью. Вместе с тем, по оценке западных экспертов, деятельность исламистских группировок в ОАЭ приобретает все более ощутимый характер. В 2014мг. в Эмиратах был принят закон о борьбе с терроризмом. Он предполагает, что любые формы террористической активности в стране будут караться смертной казнью, пожизненным или длительным тюремным заключением.

Между членами Федерации сохраняются противоречия и трения по отдельным экономическим и политическим вопросам, которые вряд ли будут полностью разрешены в ближайшем времени. Сохраняются и сепаратистские настроения, особенно в Дубае.

«Вода — это проблема, которую можно назвать главной угрозой ОАЭ», — считают в Абу-Даби. Страна не обладает крупными постоянными ресурсами пресной воды, которые к тому же сокращаются. Еще одна серьезная проблема – зависимость от импорта продовольствия: в настоящее время ОАЭ ввозит из-за рубежа до 90 проц необходимых продуктов питания.

Демографические риски такие, как рост населения, его миграция порождают напряженность в отношениях между иммигрантами и местными населением. Особую озабоченность правительства вызывает приток иностранной рабочей силы (в основном из Индии, Пакистана, стран ЮВА). В настоящее время число иностранцев достигает 85 процентов общей численности населения ОАЭ и 90 процентов рабочей силы. Это наивысший показатель в аравийских монархиях. Для регулирования миграционных процессов власти ввели жесткие законы, особенно для получения эмиратского гражданства. Периодически происходят чистки от нелегальных иммигрантов.

В целом есть все основания полагать, что руководство ОАЭ в интересах обеспечения внешней безопасности государства продолжит курс на упрочение военно-политических связей с ведущими странами Запада и аравийскими монархиями. Внутри страны, как и прежде, основное внимание будет уделяться мерам по недопущению дестабилизации политической ситуации.

52.36MB | MySQL:103 | 0,540sec