Итоги муниципальных выборов в Саудовской Аравии

12 декабря 2015 г. в Саудовской Аравии прошли очередные (третьи – после кампаний 2005 и 2011 гг.) выборы депутатов муниципальных советов. Это событие уже давно стало обычным для страны, — первые муниципальные выборы были проведены в феврале-мае 2005 г., дополнительно продемонстрировав устремленность саудовского «правящего класса» к движению по пути внутренних реформ.

Определяя понятие «муниципалитет», принятый в 1977 г. Закон о муниципальных и сельских административных образованиях подчеркивал, что речь идет о «юридическом лице, обладающим финансовой и административной самостоятельностью и действующим в рамках предписанной ему сферы полномочий в пределах определенного административного образования». Цитируемый Закон  предполагал (вплоть до 2005 г. это положение никогда не претворялось в жизнь), что половина членов муниципального совета избирается на четырехлетний срок, а половина – назначается. Закон указывал, в частности, определяя полномочия муниципального совета, что он «готовит проект муниципального бюджета», утверждаемого в дальнейшем Министерством по делам муниципальных и сельских административных образований. Эти же полномочия включали также «разработку проектов развития муниципального образования и их технического и архитектурного обоснования», «сбор налогов, формирующих бюджет муниципалитета», осуществление мер по «поддержанию чистоты», «прокладке коммуникаций», «посадки деревьев для защиты от наступления песка» и т.п. Муниципальный совет был призван «в духе норм шариата решать технические вопросы», имеющие отношение к жизни населения подчиненного ему административного образования. Какое-либо вмешательство муниципальных советов в сферу политики Закон категорически отбрасывал.

Избирательная кампания 2015 г. проходила с августа по декабрь текущего года, разделяясь на несколько этапов – регистрация избирателей (август-сентябрь), регистрация претендентов на избрание в состав советов (октябрь-ноябрь) и, наконец, собственно выборы – декабрь 2015 г. Накануне проведения последней муниципальной избирательной кампании в Закон о выборах муниципальных советов были внесены существенные изменения. Они предполагали избрание 2/3 членов этих органов муниципальной власти (а не половины, как это было раньше), уменьшение возрастного ценза участников голосования (в 2015 г. ими стали граждане, достигшие 18, а не 23 лет, как это было раньше). Наконец, и это самый важный момент избирательной кампании 2015 г. ‒ участие в ней женщин, «лишившее» Саудовскую Аравию «статуса» единственной страны мира, где у женщин отсутствует право принимать участие (как пассивное, так и активное) в проходящих (пусть и ограниченных) избирательных кампаниях.

Решение о предоставлении им избирательных прав было обнародовано 25 сентября 2011 г. предшественником нынешнего монарха, королем Абдаллой бен Абдель Азизом на открытии пятой сессии Консультативного совета (в конце августа 2015 г. в поддержку участия женщин в избирательной кампании недвусмысленно высказался и король Сальман бен Абдель Азиз). Этому начинанию предшествовали шаги, направленные на расширение сферы женской эмансипации ‒ введение в государственную табель о рангах, право получать удостоверений личности, быть ректорами «университетов для женщин», избираться в руководящие органы торгово-промышленных палат и общественных организаций. В нынешнем составе саудовского Консультативного совета (число членов которого составляет 150 чел.) присутствует «женская парламентская фракция», состоящая из 30 депутатов, все так же назначенных в национальный протопарламент предшественником ныне правящего монарха.

Одним из наиболее ярких показателей последовательного (но, вместе с тем, очень медленного) движения Саудовской Аравии по пути реформ стали перемены в положении женщин. Возникли «женские» университеты или «женские» факультеты университетов с их специализацией, связанной, в первую очередь, с точными и прикладными науками. Женщины получили право работать в сфере медицинского обслуживания, образования, торговли, заниматься предпринимательской деятельностью, немалую часть ежегодно отправляемых за государственный счет групп студентов в заграничные высшие учебные заведения (преимущественно американские) составляют девушки.

Однако, касаясь этой проблемы, один из ведущих саудовских журналистов Абдель Рахман ар-Рашид еще в конце августа 2015 г. писал в опубликованной им в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» статье «Саудовки избирают и выдвигают свои кандидатуры»: «Движение по пути [женской эмансипации] трудно и сложно в силу существующих в королевстве социальных условий. Более того, оно никогда не будет легким. Каждое официально принимаемое решение вызывает настороженность консервативного общества». Далее он продолжал: «Проблема, которую создают эти решения, требует их претворения в жизнь, а это нелегко сделать». Переходя затем к теме своей статьи, А.Р.ар-Рашид подчеркивал: «Необходимо убедить женщин участвовать в голосовании, а для этого – создать условия, необходимые для того, чтобы они пришли на избирательные участки. Но необходимо и убедить мужчин в необходимости работать вместе с женщинами в одних и тех же муниципальных советах». Для Саудовской Аравии это действительно сложная задача. Тем не менее, публикуя 14 декабря 2015 г. отчет об итогах закончившейся избирательной кампании, газета «Аль-Хайят» писала: «В обществе, обычно квалифицируемом как “традиционное”, произошел “прорыв”. Он стал итогом победы в долгой войне, развязанной против женского участия в выборах в социальных сетях, а также с кафедр некоторых мечетей». Это означало, что результаты муниципальных выборов продемонстрировали, что эта сложная задача может быть решена.

В декабрьских муниципальных выборах 2015 г., по данным министра по делам муниципальных и сельских административных образованиях и главы Центральной избирательной комиссии Абдель Латыфа бен Абдель Малика Аль аш-Шейха, приняли участие 702 тыс. 542 (из 1,3 млн зарегистрированных) или 47,4% избирателей, среди которых 131 тыс. женщин. Незначительность женского участия оправдана, — огромная часть саудовских гражданок все еще не имеет (в силу все той же «традиционности» общества) собственных удостоверений личности, необходимых для регистрации в качестве участниц избирательного процесса. Вместе с тем, в составе голосовавших на последних муниципальных выборах произошло важное изменение, — снижение возрастного ценза резко увеличило участие молодежи, составившего почти 40% (почти 550 тыс. чел.) от всего количества зарегистрированных избирателей.

В ходе выборов 2015 г. за 2106 депутатских мест (общее количество этих мест составило 3159) в 284 муниципальных советах боролись 7200 кандидатов, из которых 979 женщин. Первые обнародованные итоги этих выборов стали во многом сенсацией – 20 женщин (и 2086 мужчин) стали победителями. Три женщины-кандидата победили в Эр-Рияде, по две женщины вошли в состав депутатов муниципальных советов городов Джидда, Эль-Касым и Даммам. Они также стали депутатами некоторых советов в провинциях Эль-Касым, Мекка, Табук, Эль-Катиф, Джаззан и Хаиль.

Как сообщала саудовская пресса, личные анкеты победительниц свидетельствовали, что все они имеют дипломы о высшем образовании, являются общественными деятельницами, выступающими, в первую очередь, как поборницы женской эмансипации. Некоторые из этих победительниц известные предпринимательницы, немалое их число занято в сфере среднего и высшего образования. Если же иметь в виду, что 1/3 депутатов новых муниципальных советов будет назначена Министерством по делам муниципальных и сельских административных образованиях, то возникнет положение, когда число женщин-депутатов вырастет, по крайней мере, в трех крупнейших саудовских городах – столице, а также в Джидде и Даммаме.

Разумеется, 20 женщин, победивших в ходе муниципальной избирательной кампании 2015 г. – это, пока еще, незначительная доля. Однако, принципиально другое обстоятельство, — эти женщины победили отнюдь не только благодаря голосам избирательниц, но и благодаря голосам избирателей-мужчин. А для «традиционного общества», если вновь цитировать газету «Аль-Хайят», это действительно «прорыв» в будущее. Более того, сама возможность этой (пока еще скромной) победы появилась, вне сомнения, и благодаря «омоложению» участников избирательной кампании, — возрастная структура саудовского общества меняется, а ее изменение меняет и умонастроения национального социума.

52.22MB | MySQL:103 | 0,497sec