Что стоит за созданием оппозиционного альянса в Судане

2 марта 2016 года объявлено о создании оппозиционного альянса в Судане, в который вошли старейшая партиея страны «Умма» и альянс «Силы будущих перемен» (СБП). В последний вошла 41 оппозиционная группа, в том числе и откровенно исламистские. Это придало новому оппозиционному объединению некий негативный оттенок, но после того, как к нему на прошлой неделе присоединилось и Суданское народно-освободительное движение (СНОД-Север), которое пытается играть роль некой самостоятельной политической силы, этих сомнений значительно поубавилось. По крайней мере, так следует из заявлений лидеров различных оппозиционных партий и формирований. Цель образования СБП — «унификация оппозиционных сил с целью выработки единой платформы по смене нынешнего режима в Хартуме». По итогам встречи и подписания меморандума лидеры «Уммы» и СБП констатировали, что политические устремления сторон должны дополнять, а не противоречить друг другу. При этом была подвергнута критике инициатива суданских властей о запуске механизма т. н. «национального диалога», который является лишь попыткой затянуть время и дистанцироваться от проведения действительно демократических реформ. Обратим внимание на следующее. Альянс между «Уммой» и СБП приветствовали несколько знаковых полевых командиров повстанческих групп в Дарфуре. Это, прежде всего, лидер Суданского освободительного движения (СОД) М.Минави. Его заместитель по политической части Абу аль-Халифа охарактеризовал создание альянса как «позитивный шаг». Примерно в том же ключе высказался и руководитель еще одной повстанческой группировки Движение за свободу и равенство (ДСР) Джебриль Ибрагим. Из этого часть экспертов делают вывод о том, что создание некого политического образования в виде СБП должно послужить для повстанческих группировок в Дарфуре «зонтиком» для инкорпорации в легальное политическое пространство Судана.

В реальности же большинство образованных ранее оппозиционных альянсов умирали политической смертью очень быстро после своего образования. Достаточно вспомнить Революционный фронт Судана (РФС), куда помимо различных чисто военных групп периодически входили и выходили на разных этапах и та же «Умма», и Юнионистско-демократическая партия (ЮДП), и даже харизматический лидер исламистов Х.ат-Тураби. Все эти попытки, в конечном счете, заканчивались ничем. И не только в силу борьбы амбиций различных политических фигур, но и по более прозаичным причинам. Эти причины крылись в очень простой вещи — финансировании. Любой альянс политических оппозиционеров в Судане представляет собой конгломерат тех или иных сил, которые очень хотят подзаработать на легальной оппозиционной деятельности. В случае с РФС — основным спонсором являлся президент Уганды Й.Мусевени, который таким образом через южносуданских партнеров пытался сместить своего антагониста президента Судана О.аль-Башира. После того, как в Южном Судане вспыхнула гражданская война, а самого Й.Мусевени чуть было не сместила внутренняя оппозиция, объемы финансирования резко сократились, и соответственно активность РФС кардинальным образом минимизировалась. В этой ситуации оппозиционеры лихорадочно стали искать новых внешних спонсоров.

Нынешнее оппозиционное движение, на наш взгляд, принципиально отличается от всех предыдущих. В первую очередь тем, что спонсор у оппозиционеров на этот раз похоже местный. В лице как раз того самого «преступного режима», который как раз собирается свергать новоиспеченный альянс. Для чего это надо Хартуму? Как ни парадоксально, но ровно для того, для чего объединение необходимо по их словам и оппозиционерам. Для унификации оппозиционного движения и превращения его в некого договороспособного партнера. То есть, для решения той самой цели, которую Хартум имел в виду, когда провозгласил начало процесса национального диалога. Эта инициатива Хартума в том формате, который разработали суданские власти, безусловно, морально устарела и выдохлась, и это диктует поиск новых форматов и алгоритмов действий. Причем стороны уперлись в стенку с двух сторон. Хартум не смог привлечь достаточное количество весомых оппозиционных сил по причине излишней «выборочности» властей в отношении партнеров. Например,  СНОД-Север категорически отказывали в праве называться политической партией и участвовать в консультациях с правительством под эгидой Африканского союза. Повстанцы и оппозиционеры сделали ставку на Уганду и резкое обострение экономического кризиса в Судане, что вкупе по их предположениям должно было привести к отставке О.аль-Башира. Но этого, как мы указали выше, по объективным причинам не произошло. В этой связи они наговорили кучу обидных для суданского президента слов, которые трудно дезавуировать. Отсюда и новая схема взаимодействия, которая смягчает позиции сторон и растворяет уж совсем ярых прежних антагонистов суданского режима в общей разноликой политической массе нового альянса. Кстати, и ставка на экономический паралич власти также не сработала. Хартум сумел договориться с Эр-Риядом и получил от него финансовую помощь.

В этой версии происходящего нас убеждает несколько моментов. Прежде всего то, что СБП был образован в Хартуме при молчаливом согласии суданских властей.

1.Представить себе, что в суданской столице открыто собрались люди, которые хотят сместить О.аль-Башира, сложно.

2.В новый альянс вошли те фигуры из правящей Партии национального конгресса (ПНК), типа Салах эд-Дина, Мустафы ат-Тайеба, Фараха Агара. которые были пару лет назад обвинены в «уклонизме»и смещены с позиций «восходящих звезд» партии. Теперь настало время из вернуть в обойму, поручив работу с оппозицией. Если хотите — это некий тест на способность решать сложные задачи. 3.Новое объединение становится универсальной ширмой, которое позволяет сохранить лицо и режиму, и оппозиционерам, в том числе и из повстанческих групп. При этом наиболее «упертые» из них в лице СОД-Нура в этот проект не приглашались. Вместо этого суданские вооруженные силы атаковали их позиции в Джебаль аль-Марра и выбили с ряда стратегических высот.

4.На днях правящие в Судане и Южном Судане партии (читай — О.аль-Башир и С.Киир) подписали меморандум «о политическом взаимопонимании», который в том числе предусматривает отказ от поддержки сепаратистских групп на территории сопредельных государств. Это является фактически «зеленым светом» для М.Минави, Д.Ибрагима и СНОД-Север на начало диалога с суданским правительством и создания условий по врастанию в легальную политическую систему Судана.

52.25MB | MySQL:103 | 0,517sec