Эр-Рияд против Бейрута: коллективное наказание

Последняя декада демонстрирует резкое обострение саудовско-ливанских отношений, связанное с односторонним введением КСА санкций против Бейрута. Официально эти действия мотивируются саудовской дипломатией тем, что министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль на состоявшейся в начале января сессии Лиги арабских государств (ЛАГ) отказался проголосовать за резолюцию, осуждающую Иран, после погрома саудовского посольства в Тегеране. Этот жест был расценен в Эр-Рияде как предательство  общеарабского дела и недружественное отношение, проявленное Ливаном по отношению к Саудовской Аравии. На самом деле за последними демаршами Эр-Рияда стоит намерение наказать Ливан за отношения стратегического партнерства, которые складываются у этой страны с Ираном и ослабить внутриполитические позиции движения «Хизбалла». Неслучайно введение санкций совпало с появлением в спонсируемой Саудовской Аравией газете «Аш-Шарк аль-Аусат» статьи «Когда Ливан становится иранской колонией».

22 февраля МИД КСА объявил о том, что королевство отказывается от предоставления Ливану гранта на приобретение оружия из Франции. Напомним, что решение о предоставлении финансовой помощи на покупку оружия «для борьбы с терроризмом» было принято Саудовской Аравией в 2013 году. Ливану было выделено 4 млрд долларов (так и не дошедших до назначения), из которых 3 млрд должно было поступить ливанской армии и 1 млрд долларов – службам безопасности. Более того, деньги, изначально предназначенные для ВС Ливана, были демонстративно «подарены» Судану. Министр обороны КСА принц Мухаммед бен Сальман объявил о выделении этому государству военной помощи на сумму в 5 млрд долларов. Скорее всего, такое поощрение Судана связано со сворачиванием Хартумом отношений с ИРИ, а также с участием суданских военных в саудовской операции в Йемене.

23 февраля правительства Саудовской Аравии, Бахрейна и Кувейта «не рекомендовали своим гражданам посещать Ливан с туристическими целями», а правительство ОАЭ прямо запретило своим гражданам поездки в Ливан. 25 февраля к этой мере после определенных колебаний присоединился Катар. Ограничения на поездки подданных аравийских монархий в Ливан могут больно ударить по туристическому и гостиничному бизнесу этой страны. Богатые приезжие из КСА, ОАЭ, Катара давно облюбовали Ливан. Как правило, они приезжают в страну летом, в пик жары в странах Залива. Помимо пляжного отдыха в их пребывании в Ливане есть  и другая сторона. Либеральная обстановка в стране выгодно отличается от удушливой атмосферы шариатского законодательства в их собственных странах, здесь туристы из стран Залива отдыхают в ресторанах и ночных клубах, с легкостью заводят знакомства с женщинами.

Еще больше встревожили ливанское общественное мнение слухи о возможной высылке на родину работающих в аравийских монархиях ливанцев. На сегодняшний день в странах ССАГПЗ работают 400 тысяч ливанских граждан, из них 220 тысяч – в Саудовской Аравии. По информации ливанской газеты «Ас-Сафир», 100 тысяч из них будут подвергнуты в Саудовской Аравии лицензированию, то есть сокращению в связи «со сложными экономическими обстоятельствами в стране». Ежегодно ливанская диаспора перечисляет своим семьям 8,7 млрд долларов. При этом 57% финансовых поступлений, то есть примерно 4,7 млрд долларов идут из стран Залива.

Еще одной угрозой, к которой прибегает Эр-Рияд, является возможный вывод саудовских авуаров из ливанских банков. Об этом объявил «Ахли Сауди Банк», саудовский государственный банк, ведущий дела в Ливане. По сведениям газеты «Ас-Сафир», в Центральном банке Ливане размещены авуары из стран Залива на сумму 860 млн долларов, из которых 300 млн – саудовские деньги. Задачей этих вкладов являются поддержание на плаву и стабилизация ливанского фунта.

Решение КСА ввести санкции против Ливана уже подверглись комментариям со стороны ливанских политиков. Лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла 2 марта выступил с пространной речью, в которой обвинил Саудовскую Аравию в том, что ее правящая семья хочет «коллективно наказать ливанцев». В своем телевизионном выступлении по каналу «Аль-Манар» Х.Насралла заявил о том, что «Саудовская Аравия не имеет права подвергать санкциям весь ливанский народ за то, что одна партия заняла определенную позицию». «Если в стране, по мнению саудовцев, есть преступники, то преступник – это я, преступники – это моя партия. Если у вас есть проблемы с нами, разбирайтесь с нами как мужчины, но не вымещайте свою злобу на всех ливанцах», — добавил Х.Насралла. Далее лидер «Хизбаллы» обвинил Саудовскую Аравию в том, что она провоцирует рознь между суннитами и шиитами. Он также отметил, что правящая семья КСА совершала преступления в Йемене, на Бахрейне и в Сирии «в течение последних пяти лет, в течение последних десяти лет, в течение последних ста лет». Он также обвинил власти королевства в причастности к терактам в Ливане в 2013 году, в ходе которых погибло немало шиитов. Хасан Насралла положительно оценил перемирие, объявленное в Сирии, и отметил, что «если пожелает Аллах, оно приведет к политическому решению».

В свою очередь премьер-министр Ливана Тамам Салам заявил о  том, что «Ливан не отказывался от своей арабской идентичности», отметил свое сожаление по поводу принятого Эр-Риядом решения и призвал руководство КСА от него отказаться. Он также отметил, что «ущерб, нанесенный Саудовской Аравии, является также ущербом Ливана». Ряд ливанских политиков в настоящее время готовят турне Т.Салама по странам Залива для урегулирования отношений. Лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири призвал Эр-Рияд «не бросать Ливан» и объявил о безответственности «Хизбаллы», очерняющей своими заявлениями лучшего союзника ливанцев.

Необходимо отметить, что на протяжении последних двадцати пяти лет Саудовская Аравия занимала особое место в ливанской политике. Эр-Рияд выступал одним из спонсоров мирного процесса после гражданской войны 1975-1990 годов, затем оказал значительную помощь в восстановлении страны. Оператором саудовской политики в Ливане долгое время был премьер-министр Сафик Харири. После его гибели в 2005 году саудовские позиции в Ливане существенно ослабли. Просаудовские силы попытались взять реванш в мае 2008 года. Однако попытка взять под контроль Бейрутский аэропорт и демонтировать систему связи «Хизбаллы» обернулась крахом. Вооруженные формирования «Хизбаллы» оказались лучше оснащенными и подготовленными. После того как они овладели ключевыми пунктами Бейрута, саудовские союзники больше не помышляли взять ситуацию в свои руки. После того, как стало понятно, что иррегулярные вооруженные формирования не способны сопротивляться «Хизбалле», саудовские спецслужбы во главе с принцем Бандаром перешли к тактике террора, особенно в 2013-2014 годах. Еще одним фактором, мешающим суннитам взять ситуацию в Ливане под контроль, является слабость руководства движения «Мустакбаль». Имея во главе такого политика как Саад Харири, истеричного, нерешительного, обладающего бедным интеллектуальным багажом и начисто лишенного харизмы, трудно вести полноценную политическую борьбу с таким серьезным противником как «Хизбалла». Наблюдатели в Бейруте отмечают, что пойти на беспрецедентные меры в отношении Ливана Эр-Рияд побудили три фактора развития ситуации на Ближнем Востоке. Во-первых, пробуксовывает саудовская военная операция в Йемене. Во-вторых, Саудовская Аравия лишилась безусловной американской поддержки в конфронтации с Ираном, что чрезвычайно болезненно отразилось на амбициях элиты королевства. В-третьих, последние события показывают, что план Эр-Рияда привести к власти в Сирии союзные себе силы потерпел крах. Гибель в конце декабря прошлого года наиболее близкого к КСА полевого командира Захрана Аллюша символически подтвердила это. В подобных условиях КСА шантажом пытается сохранить за собой ливанский плацдарм. Однако, вводя санкции против Ливана, власти КСА могут достичь противоположного результата. В Бейруте уже циркулирует информация о том, что Тегеран предлагает заменить Саудовскую Аравию в качестве грантодателя ливанской армии. В этом случае саудовское влияние в стране может ослабеть еще больше.

52.3MB | MySQL:103 | 0,496sec