Ирак в преддверии перестановок в правительстве

В течение последней недели обострилась социально-политическая обстановка в Ираке, переживающем непростые времена из-за продолжающегося шиитско-суннитского конфликта и войны с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в России) в северных провинциях страны. На сей раз недовольство проявляют уже не ущемленные в правах сунниты, а шииты Багдада, вернее их беднейшая часть. Выходцы из трущобных шиитских кварталов (так называемый Садр-Сити, до американской оккупации Ирака, носивший неофициальное название Саддам-Сити) традиционно группируются вокруг движения «Ахрар» пассионарного клерикала Муктады ас-Садра. Напомним, что в 2004-2008 годах этот политический деятель был наиболее заметным лидером антиамериканского сопротивления в Ираке. Его вооруженные формирования «Армия Махди», воевавшие как против американцев, так и против суннитов настолько подрывали «стабильность» в стране, что тогдашний премьер-министр Нури аль-Малики летом 2008 года объединил силы части шиитских боевиков с американской морской пехотой, чтобы выбить «Армию Махди» из Басры. Несмотря на прошлые боевые столкновения, значительная часть иракских суннитов считает М.ас-.Садра единственным шиитским политиком, с которым можно вести переговоры. В марте прошлого года он даже сделал совместное заявление с лидером блока «Аль-Иракия» Айядом Аллауи, считающимся наиболее прозападным политиком в стране, о необходимости построения в Ираке государства межконфессионального согласия. В нынешнем иракском парламенте движение Муктады ас-Садра занимает 34 депутатских места.

Начиная с 26 февраля, сторонники Муктады ас-Садра проводят митинги, в которых принимают участие десятки тысяч человек. Основными требованиями митингующих являются борьба с коррупцией и сокращение громоздкого бюрократического аппарата. «Мы требуем серьезных, а не косметических реформ», — заявил Муктада ас-Садр. В одном из последних выступлений он пригрозил взять штурмом «Зеленую зону», если правительство не удовлетворит требования митингующих. «Зеленой зоной» называют элитные кварталы Багдада, где сосредоточены как правительственные учреждения, так и резиденции большинства иракских министров и лидеров политических партий. В 2003-2009 годах здесь размещался штаб оккупационных американских войск. С тех пор «Зеленая зона» является городом в городе, славящимся усиленными мерами безопасности. Простым иракцам попасть в нее почти невозможно.

Придя на пост премьер-министра в августе 2014 года, Хайдер аль-Абади действительно анонсировал масштабные реформы в системе государственного управления. Он, в частности, обещал сократить громоздкий бюрократический аппарат и сформировать правительство технократов вместо партийного кабинета. В настоящее время правительство Ирака формируется по партийному признаку.  В результате места в министерствах транспорта и телекоммуникаций занимают не специалисты, а сторонники тех или иных политических групп, что ведет к некомпетентности и коррупции. В международном рейтинге коррупции Ирак занимает 175-е место из 182. В стране с населением в 30 миллионов человек насчитывается 7 миллионов государственных служащих. Их содержание ежегодно обходится иракскому государству в 4 миллиарда долларов. В то же время в результате падения цен на нефть доходы от ее экспорта в Ираке упали до 2 миллиардов. Разница покрывается в настоящее время за счет золотовалютных резервов Центробанка. В результате в стране приостановилось финансирование крупных строительных и общественных проектов. С падением доходов от нефти Ирак переживает тяжелые времена. В частности, наблюдается застой на рынке недвижимости и автомобилей.

Программу реформ кроме движения «Ахрар» поддержала и другая крупная шиитская партия – Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) во главе с аятоллой Аммаром аль-Хакимом. Партия имеет 28 мест в иракском парламенте и контролирует три министерства: транспорта, по делам спорта и молодежи и министерство нефти. Ключевым является, естественно, последнее. Пост министра нефти Ирака в настоящее время занимает Адиль Абдель Махди. А.Абдель Махди, в прошлом иракский коммунист, получил блестящее образование в Американском университете в Бейруте. Долго жил в Европе. В 1990-е годы примкнул к Высшему совету исламской революции в Ираке (ВСИРИ, партия-предшественница ВИСИ). В 2005-2009 годах занимал пост вице-президента Ирака. При этом, несмотря на свое левое прошлое перешел на позиции неолиберализма и настаивал на приватизации в Ираке, включая нефтяную промышленность. Наблюдатели в Багдаде полагают, что если Муктада ас-Садр в своей поддержке реформ солидаризируется с Хайдером аль-Абади, то ВИСИ ведет хитрую игру, целью которой является замена Х.аль-Абади на своего ставленника. В начале марта с.г. Адиль Абдель Махди посетил Неджеф, где встречался с представителями высшего шиитского духовенства. Целью этих встреч было не только сохранить за собой портфель министра нефти, но и заручиться поддержкой аятолл в качестве вероятного преемника нынешнего премьера. Слабый и нерешительный Хайдер аль-Абади все менее устраивает в роли премьера влиятельное шиитское духовенство, включая великого аятоллу Али ас-Систани. Последний возлагает на него вину как за бедственное экономическое положение, так и за тяжелую ситуацию в сфере безопасности.

Независимо от того, кто победит в подковерной борьбе, Х.аль-Абади или его противники, кабинет министров Ирака, скорее всего, подвергнется чистке. В числе кандидатов на выход находится нынешний министр иностранных дел Ибрагим Джаафари, сторонник бывшего премьера Нури аль-Малики  и один из лидеров партии «Да’ава». Противники возлагают на него ответственность за слабое проведение внешнеполитической линии. В частности, они вменяют его в вину слабое взаимодействие как с возглавляемой США антитеррористической коалицией против ИГ, так и с Россией, а также недостаточную защиту иракских граждан за рубежом. Вторым членом кабинета, работой которого недоволен как Хайдер аль-Абади, так и другие иракские политики, является министр внутренних дел Мухаммед Салим аль-Габан, представляющий партию «Бадр». Глава иракского МВД не сумел предотвратить масштабных терактов в столице страны, связанной с деятельностью террористов из ИГ. Кроме того, он не преуспел в профилактике и подавлении кровавых межплеменных столкновений в Басре. В течение последней декады в столице Ирака произошли два масштабных теракта. Один из них в шиитской мечети в районе Шуала, в результате которого погибли 15 человек и другой на рынке в Садр-Сити, жертвами которого стали 73 человека. По мнению ряда наблюдателей, «Исламское государство» пытается компенсировать свои потери на военных фронтах активизацией террористической активности, призванной запугать иракцев. Кроме того, совершая теракты в разных районах страны, экстремисты из ИГ отвлекают внимание иракских спецслужб от главного театра боевых действий и добиваются их рассредоточения. По оценке британского журналиста Патрика Кокберна, вооруженные формирования ИГ  в настоящее время составляют до 30 тысяч человек. При необходимости «Исламское государство» может поставить под ружье  еще до 50 тысяч человек из числа своих союзников из суннитских племен. До 85% боевиков ИГ являются  иракцами, однако несколько тысяч иностранных моджахедов составляют наиболее боеспособный авангард ИГ, которому эта террористическая организация обязана большинством своих побед.

Итак, наибольшими угрозами для Ирака по-прежнему являются «Исламское государство» и разрушенная, слабо управляемая экономика. Преодолеть первую может только достижение шиитско-суннитского консенсуса, которое лишит экстремистов из ИГ массовой поддержки в северных провинциях страны. Победа над второй будет более сложным делом, так как потребует реальной, а не показной борьбы с коррупцией и перестройки всего государственного аппарата.

62.83MB | MySQL:102 | 0,565sec