Ведущие партии Сирийского Курдистана

В последнее время внимание мировой общественности привлекают действия сирийских курдов, который 15 марта 2016 года объявили о федерализации курдских земель, что фактически означает образование широкой курдской автономии на севере Сирии. Партийная жизнь Сирийского Курдистана представлена двумя крупнейшими образованиями: Партией демократического союза (ПДС) и Курдским национальным советом (КНС), которые определяют ход и развитие курдских автономных притязаний.

Июль 2012 года стал особым периодом в  сирийском конфликте: оппозиция организовала атаку на Дамаск, 17 июля смертник взорвал глав крупнейших силовых ведомств, составляющих ближайшее окружение президента Башара Асада. Военные действия впервые распространились на столицу. Это заставило сирийский режим перегруппировать войска, воспользовавшись в том числе и гарнизонами сирийского курдского анклава, которые были переброшены в район активных боевых действий. В результате на курдских землях образовался политический и военный вакуум, который был без промедления заполнен ПДС. Партия взяла под контроль курдские анклавы, сформировала административные структуры. КНС же фактически осталась не у дел, предпочла сохранить структурную и политическую независимость от партии-конкурентки.

Перечисленные партии Сирийского Курдистана в целом имеют одну цель – установить конституционно признанную широкую автономию для курдов после окончания войны в Сирии. Однако в силу идеологических, политических и геополитических причин ПДС и КНС противостоят друг другу, что может осложнить процесс автономизации Сирийского Курдистана.

Партия демократического союза (ПДС) возникла в 2003 году и считается отделением Рабочей партии Курдистана в Сирии, хотя лидеры партии отрицают структурную связь. Как отмечено в программном документе ПДС, ее деятельность направлена на «решение курдского вопроса в Сирии на основании демократизации Сирии и права курдов на самоопределение и самоуправление». Цели партии состоит в «официальном признании в конституции Сирии существования курдов как отдельной национальной общности; поддержке демократической освободительной борьбы во всех частях Курдистана; организации курдского сообщества в Западном Курдистане на основе демократической конфедерации». Конфликт в многонациональной и многоконфессиональной Сирии рассматривается партией как «кризис самого режима в его социально-политическом и экономическом выражении, основанном на идее проекта нации-государства». Урегулировать кризис, по мнению руководителей партии, можно только посредством решения курдского вопроса. Это решение видится не только в предоставлении курдам базовых прав и свобод, но и в в общей демократизации режима. Процесс решения курдского вопроса в Сирии связывается с формированием демократического самоуправления, построенного на сильных местных экономических, политических и социальных институтах. Для этого ПДС разработала проект «Демократического самоуправления в Западном Курдистане», который включает десять принципов. В общих чертах разработанные партией пункты призывают к построению многонационального светского общества, основанного на понятии гражданства в границах Сирии, где не будет выделения арабов как основной государствообразующей общности. Предполагается включение принципов в будущую конституцию страны.

ПДС имеет централизованную структуру, что дает ей возможность эффективно реагировать на возникающие военные, экономические и политические вызовы. Высшим партийным органом партии является Конгресс. Он созывается раз в четыре года и обладает полномочиями выбирать главу партии, вносить поправки в программу и правила функционирования партии, а также менять стратегию и цели партии. В период между заседаниями Конгресса для рассмотрения важных вопросов созывается Конференция партии, которая имеет те же полномочия, что и высший орган ПДС, кроме внесения поправок в программу и смены политического курса. Между Конференциями основной функционал осуществляет Совет партии. Цель Совета — способствовать формированию демократической конфедерации, поддерживать партии и институты в других частях Курдистана, помогать развитию прессы, создавать финансовую систему партии. Постоянным рабочим органом  ПДС является Исполнительный комитет, который следит за деятельностью партии и выполнением принятых решений.

Во главе партии два сопредседателя — мужчина и женщина, что закрепило усиливающуюся роль женщины в курдском обществе. Это Салих Муслим, который начинал свою политическую курьеру в Демократической партии Курдистана Масуда Барзани. В 1998 году, разочаровавшись в возможностях партии улучшить положение сирийских курдов, он вышел из ее рядов. Второй сопредседатель — Асия Абдулла, которая была избрана в июле 2012 года. Лидеры выбираются Конгрессом, контролируют всю деятельность партии, ответственны перед Конгрессом и Советом ПДС.

Под руководством ПДС были созданы общественные и административные структуры, политические институты, полицейские участки, охраняющие общественный порядок, школы и больницы, организации, предоставляющие необходимые услуги. Это значительно расширило социальную базу партии, оформило широкую поддержку в курдском обществе.

Курдский национальный совет (КНС) возник в октябре 2011 года в Эрбиле под патронажем главы Демократической партии Курдистана (ДПК) и президента курдской автономии в Ираке Масуда Барзани. КНС — зонтичная организация, которая объединяет 15 крупных курдских партий,. Наиболее крупные среди них — Демократическая партия Курдистана в Сирии, которая является отделением ДПК М.Барзани в Сирии, партия ЕКИТИ и партия АЗАДИ. На конференции 26 октября 2011 года, провозгласившей создание партии, была разработана политическая программа, которая принципиально не отличается от предложений ПДС: курдское меньшинство называется историческим народом Сирии, оно претендует на самоопределение и равные с арабами права в границах Сирии. Курдскую автономию предлагается закрепить в новой конституции.

Структура партии децентрализована: Генеральная Ассамблея КНС состоит из 26 членов – 15 от каждой входящей в состав партии и 11 независимых кандидатов. Полномочия Генеральной Ассамблеи четко не определены, что делает структуру аморфной, заставляет опираться на решения отдельных личностей, а не сформированных институтов. Во главе Генеральной Ассамблеи стоит лидер Демократической партии Курдистана в Сирии Абдул Хаким Башар.

Партии, входящие в КНС, ориентируются на разных региональных игроков. Часть партий, например Демократическая партия Курдистана в Сирии во главе с Абдул Хакимом Башаром, ЕКИТИ с лидером Исмаилом Хамо и АЗАДИ под руководством Мустафы Кума имеют тесные структурные и идеологические связи с Демократической партией Курдистана Масуда Барзани. Вторая группа партий – Партия демократического союза Курдистана во главе с Шейхом Али и Партия демократического прогресса Курдистана с лидером Хамидом Дервишем поддерживают контакты с Патриотическим союзом Курдистана Джаляля Талабани – второй ведущей партией Иракского Курдистана, которая пытается оспорить лидерство ДПК и лично М.Барзани. Как результат, КНС не имеет четкой региональной направленности и политического единства в вопросах самоопределения курдов.

КНС и ПДС имеют сильные и слабые стороны. Как уже было сказано, ПДС — централизованная структура с сформированной политической программой, что делает работу партии понятной для курдов, которые активно поддерживают действия партийных лидеров. КНС раздроблена, имеет, по меньшей мере, два противостоящих внутренних течения, не обладает четкой политической программой и, как следствие, не пользуется широкой общественной поддержкой.

Слабость ПДС связана с региональным и международным признанием. Как уже было сказано, партия считается отделением Рабочей партии Курдистана (РПК), действующей в Турции. Турция, США и ряд европейских государств признают РПК террористической организацией, так как партия почти 40 лет осуществляет подрывную деятельность против центрального турецкого правительства, чтобы заставить Анкару признать права курдов на самоопределение. Лидер ПДС Салих Муслим в интервью Фонду Карнеги за международный мир в феврале 2014 года заявил, что его партия не имеет никаких военных и финансовых контактов с РПК, готова к сотрудничеству с Западом в вопросах борьбы с террористическими структурами в Сирии, стремится к установлению демократического самоуправления на курдских сирийских землях. Между тем имеются данные  о том, что ПДС действительно аффилирована с РПК, имеет с ней идеологические, военные и политические связи, получает от партии деньги и вооружения.

Предположения о контактах оказывают отрицательное влияние на имидж ПДС как в глазах курдских собратьев – ДПК и КНС, так и у региональных игроков – Турции. И даже недавнее заявление представителя Государственного департамента США Мари Харф о том, что «Партия демократического союза не есть то же самое, что Рабочая партия Курдистана в соответствие с американским законодательством» не способствовало включению ПДС в официальный переговорный процесс в Женеве на правах полноправного участника конфликта в Сирии.

КНС, напротив, пользуется правом международно-признанного представителя курдского народа в Сирии. Тесные контакты с М.Барзани, а значит, относительно налаженные отношения с Турцией делают партию узнаваемой на международной арене. В декабре 2013 года на конференции «Женева-2» именно КНС представляла курдов Сирии в составе сирийской оппозиции.

Важнейшим преимуществом ПДС являются развитые контакты с так называемыми Отрядами народной самообороны (YPG), которые появились в 2011 году и ведут борьбу, прежде всего, с силами так называемого «Исламского Государства» и другими террористическими отрядами. По словам пресс-секретаря YPG Редура Халила, численность отрядов составляет более 35 тысяч человек. 30 июля 2013 года была провозглашена всеобщая мобилизация курдских сил, что привело к увеличению количества сражающихся курдов и позволило даже женщинам участвовать в оборонительных операциях вместе с мужчинами. Именно наличие связей с  военизированными, хорошо обученными и вооруженными отрядами дают ПДС возможность главенствовать на курдских сирийских территориях. КНС же, напротив, не имеет сил безопасности, которые могли бы защитить курдов от нападений со стороны войск режима и террористических сил. Это делает структуру в условиях войны фактически недееспособной.

Ведущие партии Сирийского Курдистана разобщены и ориентируются на разные силы в общекурдском движении. Недавние завоевания сирийских курдов, во главе которых стоит Партия демократического союза, свидетельствуют о тактической победе Рабочей партии Курдистана, что прекрасно осознает турецкое правительство, которое начало активные карательные действия против курдов на турецкой территории и провело частичные зачистки сирийских курдов. От сплоченности курдских сирийских партий сейчас зависит во многом будущее курдской сирийской автономии. Между тем политическая раздробленность вряд ли будет преодолена в ближайшее время.

52.15MB | MySQL:103 | 0,604sec