Китайские специалисты о роли некоторых государств в сирийском конфликте

Затяжной вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике находится под пристальным вниманием китайских аналитиков, которые считают, что основные участники «сирийских событий» это пять стран – Королевство Саудовская Аравия (КСА), Исламская Республика Иран (ИРИ), Турция, США и Российская Федерация (РФ).  Данные страны заинтересованы в диаметрально противоположном исходе гражданской войны в САР.

По мнению специалистов Академии военных наук КНР, военно-политическое руководство КСА намерено использовать любую возможность ввести подразделения Сухопутных войск под прикрытием лозунга «борьба с терроризмом». Подобные призывы о необходимости участия стран Персидского залива в наземной операции по уничтожению исламистов на территории САР только в 2016 г. звучали из Эр-Рияда дважды.

В подтверждение серьезности намерений военно-политическое руководство КСА организовало в феврале 2016 г. проведение крупномасштабных международных командно-штабных учений с применением боевой техники «Северный гром» на одном из северных полигонов, вблизи границы с Иорданией.  Следует отметить, что Эр-Рияд предлагает своим союзникам разделить бремя борьбы с официальным Дамаском и совместно нанести авиационные удары по позициям ВС САР в районах, граничащих с Иорданией. По информации органов военной разведки КНР, в период с декабря 2015 г. по январь 2016 г. на территории Иордании скрылось около 3 000 исламистов из отрядов «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат-ан-нусры» (запрещены в России, которые приняли решение переждать массированные удары российских ВКС.

Китайские специалисты полагают, что Эр-Рияд намерен «перекроить» те мусульманские страны, где большинство или значительную часть составляют шииты, а именно Иран, Ирак, Йемен, Ливан и Сирия. Указанные страны представляют угрозу монопольному саудовскому влиянию  на Ближнем Востоке.

По мнению профессоров Сианьского политического института НОАК, руководство КСА продолжит предпринимать попытки свергнуть режим президента САР Башара Асада. Китайские специалисты отмечают, что Вооруженные силы САР практически исчерпали свои возможности по маневренной обороне к моменту появления Воздушно-космических Сил РФ.

Вторая сторона, которая заинтересована в падении режима Б.Ассада это Турция, а именно президент страны – Реджеп Тайип Эрдоган, который через родственные связи способствовал организации нелегального транзита сирийской нефти. Китайские специалисты отмечают, что именно Россия осмелилась первой указать на прямую связь высшего руководства Турции с боевиками ИГ и других группировок. Следует отметить, что официальная Анкара предпринимает значительные усилия по сдерживанию наступления ВС САР в приграничных районах – отрядам туркоманов регулярно поставляют оружие, боеприпасы, медикаменты; эвакуируют раненных на территорию Турции.

Китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство Турции не рассчитывало, что Москва вмешается в этот конфликт, который должен был закончится в пользу Турции и КСА к 2016 г. Фактически, вмешательство третьей стороны – России как  «спутало карты» Р.Т.Эрдогана, так и нанесло серьезный ущерб экономики Турции, которая успешно развивалась за счет прочных торгово-экономических связей с северным соседом. Китайские политологи полагают, что «медовые» 15 лет российско-турецкой торговли и инвестиционного сотрудничества остались в прошлом и Р.Т.Эрдогану уже не удастся наладить отношения с президентом РФ В.В.Путиным после уничтожения российского бомбардировщика Су-24.

Наличие российского контингента на территории Сирии серьезно осложнило деятельность военных советников из Турции, которые до 2015 г. достаточно успешно проводили наступательные операции против правительственных сил. Военные аналитики КНР отмечают, что самым серьезным препятствием для действий авиации КСА и Турции является наличие российских зенитно-ракетных комплексов, развернутых на авиабазе «Хмеймим», которые устойчиво работают в условиях активного радиоэлектронного подавления с территории соседней Турции и позволяют закрывать значительную часть воздушного пространства САР.

По мнению китайских специалистов, именно российские военные корабли обеспечивали регулярную доставку иранских военнослужащих и военной техники на протяжении последних двух лет конфликта. Только в 2015 г. «сирийским экспрессом» было переброшено около 2 500 военнослужащих Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а также несколько десятков артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня НМ 20 (кал.122-мм). Именно иранские РСЗО замечены в районе г.Алеппо, который боевики в ходе оборонительных боев удерживают с декабря 2015 г.

По данным военной разведки КНР, в ходе боев на наиболее важных направлениях большую часть боевой работы выполняют именно подразделения специального назначения «Аль-Кудс» КСИР, которыми командует генерал-майор Касем Сулеймани. По отзывам этого высокопоставленного иранского военного именно авиационная поддержка ВКС РФ позволяет подразделениям иранских военных проводить эффективные наступательные операции. Китайские специалисты отмечают, что военнослужащие подразделений сил специальных операций ВС РФ действуют на передовой совместно с иранскими военными и непосредственно корректируют действия бомбардировочной и штурмовой авиации ВКС РФ.

Очевидно, что официальный Тегеран оказывает помощь братьям шиитам из Сирии не просто из солидарности, а из понимания того, что Эр-Рияд пытается навязать долговременную «представительскую войну», в ходе которой попытается свести до минимума численность мусульман-шиитов на Ближнем Востоке.

Фактически, сирийский конфликт это одна из форм непрямого противостояния между Тегераном и Эр-Риядом, которое не перерастает в открытое столкновение, поскольку ИРИ обладает таким военным потенциалом, который позволяет нанести непоправимый урон не только КСА, но и его главному союзнику – США.

Недавние события с захватом иранцами  катеров ВМС США подтвердили, что официальный Вашингтон не готов вести очередную войну в Персидском заливе, поскольку в американском обществе нарастают протестные настроения и именно решение о начале очередной военной операции на Ближнем Востоке может повлечь серьезные последствия для любого из будущих президентов США.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с китайским специалистами в оценках роли США в сирийском конфликте, поскольку специальные службы этого государства с разрешения Белого дома, организуют регулярные поставки противотанковых управляемых реактивных снарядов, переносных ракетных зенитных комплексов и другого вооружения при посредничестве Турции, КСА и Катара.

52.22MB | MySQL:103 | 0,490sec