Размышления после публикации анкет сторонников «Исламского государства»

Настало, видимо, время прокомментировать наделавшие в свое время много шума и продолжающие будоражить общественность анкеты сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Напомним, что в распоряжении британской медиакомпании Sky News оказались 22 тысячи секретных анкет членов террористической организации ИГ, которые заполняют «новобранцы». Согласно документам, на сегодняшний день к ИГ присоединились граждане 51 страны. Вступая в ряды джихадистов, они обязаны указывать в анкете личные данные, в частности, имена, адреса, номера телефонов и информацию о членах семьи. Среди имен, указанных в анкетах, есть и известные, сообщила Sky News еще 9 марта, такие как Абдель Бари, рэпер из Великобритании, а также ряд разыскиваемых в Соединенном Королевстве террористов, в том числе тех, которых уже нет в живых. Основной ценностью этих анкет медиакомпания считает информацию о неизвестных ранее джихадистах, проживающих в Великобритании, странах Северной и Западной Европы, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, США и Канаде. Согласно данным, указанным в анкетах ИГ, многие из экстремистов проходили обучение и воевали на территории Йемена, Судана, Туниса, Ливии, Пакистана и Афганистана, затем участвовали в боях в Сирии, после чего вернулись на родину. Автору удалось ознакомиться с рядом этих опубликованных документов. Сразу же необходимо сказать, что с точки зрения оперативного использования они не представляют никакого интереса. Собственно поэтому они и были переданы перебежчиком в СМИ, так как БНД и МИ-5 их просто не купили. К тому же существуют серьезные опасения, что в данном случае мы  имеем дело с серьезной мистификацией и мошенничеством. На это наталкивают обстоятельства похищения этих анкет неким бывшим членом Сирийской свободной армии (ССА), а затем сторонником ИГ по имени Абу Ахмед. Он якобы выкрал их у начальника внутренней полиции безопасности. Судя по всему, это неустановленный начальник пребывал в сирийской «столице» ИГ г.Ракка. Каким образом Абу Ахмед попал в его ближний круг, информации не приводится. То есть нам предлагается поверить в то, что начальник безопасности носил в своем кармане флешку с полной базой боевиков. В противном случае надо предположить, что Абу Ахмед сидел за компьютером начальника или имел доступ к секретным файлам внутренней сети организации. В оба эти варианта почему-то совсем не верится. При этом сам Абу Ахмед утверждает, что он украл флешку у начальника чуть ли не из кармана. А потом смог спокойно покинуть Ракку и перебраться в Турцию, а затем в Европу. Комментарии излишни.

Теперь об анкетах. Из того, что нам показали. следует, что в них отсутствует информация, по которой боевика можно было бы уверенно идентифицировать. Приводится имя — Абу Ахмед, Абу Джихад и т.п. То есть клички, которыми новобранец называется по собственному усмотрению Также по собственному усмотрению он называет свою жену и детей, а также называет страну, откуда он прибыл. В анкете нет никаких номеров паспортов, ни четкого адреса прежнего места проживания (а кто его будет проверять?). Номер телефона с сирийской или турецкой симкой, которую можно купить на базаре без всяких документов, также не является уверенным инструментарием установки того или иного персонажа. Заметим также, что имена в анкетах британских подданных принадлежат людям, которые были ранее установлены британскими спецслужбами самостоятельно, опубликованы в СМИ и погибли в боях. Опять же вызывает недоверие факт обучения и участия в боевых действиях новобранцев ИГ на территории Йемена, Судана, Туниса, Ливии, Пакистана и Афганистана. Но в Судане давно уже нет лагерей, тем более ИГ. Их также нет и на территориях остальных указанных выше государств. Может быть только в Ливии. Кроме того, общеизвестным является факт того, что новобранцы прибывают из своих стран в Турцию или Иорданию, связываются с посредниками и переходят в Сирию или Ирак в распоряжение командиров ИГ. И уже там проходят какое-то минимальное военное обучение. Надо также учитывать и факт того, что идеология ИГ включает в себя «начало пути с чистого лица». Человек сам выбирает себе имя и биографию, все его прошлое остается за скобками. Если он не хочет о нем вспоминать, то ему никто об этом не напоминает. Он же в «рай справедливости» пришел, а не куда-нибудь. Собственно, по этой причине мы и наблюдали массовое публичное сожжение паспортов европейских государств джихадистами из этих стран. Единственным моментом, по которому можно идентифицировать человека является отпечаток его пальцев. Но эти анкеты находятся в Мосуле, в центральном аппарате безопасности и в них отражены только уже «кадровые бойцы» спецгрупп безопасности. Рекруты в это число не входят. Руководство ИГ построило свою систему по подобию иракских спецслужб С.Хусейна, а там был принят именно такой способ учета агентуры.

Таким образом идентифицировать какого-либо «Абу Джихада», прибывшего из Европы воевать за ИГ в Сирию или Ирак можно только путем его идентификации по любительским снимкам через знакомых или дезертиров, а также путем массового предъявления всего массива таких фотографий агентуре в различных европейских странах. Или же анализа трафика всех телефонных переговоров, смс-сообщений  или посланий электронной почты из Турции, Ирака, и части Сирии. Это крайне кропотливый и неблагодарный труд, опять же малопродуктивный без хорошего агентурного аппарата. Так что в данном случае мы больше являемся свидетелями крупной аферы неких мошенников «от ИГ» и попыток европейских спецслужб провести т.н «активное мероприятие» с целью внесения дальнейшего разброда в ряды приверженцев ИГ. Отметим, что не очень профессиональную. Потому как в противном случае (наличии в этих анкетах действительно стоящей оперативной информации) журналисты бы их никогда бы не увидели. Как и перебежчика, впрочем, который раздает интервью направо и налево.

62.85MB | MySQL:102 | 0,498sec