Интервью посла САР Имада Мустафы для СМИ КНР и мероприятия китайских дипломатов в Сирии

Гражданская война в Сирии длится уже пять лет и на протяжении всего этого времени отношения между Пекином и Дамаском не прерывались. Дипломатическое представительство КНР, как и посольство РФ периодически оказывалось под обстрелом исламистов, однако китайские дипломаты остались на своих рабочих местах и продолжают поддерживать прямой контакт с сирийским партнерами. Следует отметить, что после окончания операции ВКС РФ 15 марта 2016 г. и частичной стабилизации на антитеррористическом фронте МИД КНР приходилось неоднократно информировать китайские корпорации, намеревавшихся направить своих представителей в Дамаск для переговоров, о сохраняющейся угрозе террористических актов и обстрелов в Сирии.

Следует отметить дипломатическую деятельность посольства Сирийской Арабской Республики (САР) в КНР, которое возглавляет опытный дипломат – посол Имад Мустафа. Известно, что он до своего назначения в Пекин проработал на должности посла в Вашингтоне в течение 8 лет и 11 месяцев. Подобная смена страны позволила сирийскому дипломату осознать, что современный мир многополярен и существуют абсолютно полярные точки зрения на одну и туже ситуацию.

В серии интервью СМИ КНР сирийский посол отметил, что китайский стиль ведения дел является классическим для восточной культуры и более логичен для восприятия. И.Мустафа полагает, что даже в условиях затяжной гражданской войны не следует забывать о стратегическом экономическом сотрудничестве между двумя государствами. По словам  сирийского дипломата, президент САР Башар Ассад направил письмо в адрес премьера Государственного Совета КНР Ли Кэцяна с заверением в том, что руководство и народ Сирии заинтересованы в сотрудничестве с Китаем в рамках стратегического проекта «Один пояс, один путь».

Посол Сирии в Китае считает, что с расширением зоны контроля правительственных войск происходит восстановление экономической деятельности. Предприниматели восстанавливают промышленные предприятия, открывают магазины, заключают внешнеторговые контракты. Следует отметить, что даже в современных условиях КНР остается первым торгово-экономическим партнером Дамаска.

По словам Имада Мустафы, сирийскому руководству и экономическим кругам очень импонирует идея председателя КНР Си Цзиньпина о воссоздании «Великого Шелкового пути». Кончено, есть понимание, что новая версия будет выражена в виде современных скоростных железных дорог и автомагистралей, но самое главное, что руководитель китайского государства предоставляет возможность согласованного развития для многих стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

По официальным данным, в ходе реализации плана «Один пояс, один путь» на территории 30 государств (по другим данным 40) планируется создать от 70 до 80 свободных торгово-экономических зон, которые будут выступать в роли локомотивов для местной экономики. На инженерные и строительные работы китайская сторона готова выделить 100 млрд долл. США – беспрецедентная для КНР сумма инвестиций в зарубежные проекты.

По оценкам И.Мустафы китайская внешняя экономическая стратегия преследует две основные цели: первая, нарушить гегемонию США и стран Запада на международном рынке и вторая, создать справедливую конкурентную экономическую систему, в рамках которой покупатели будут выбирать товары и услуги, согласно своим внутренним убеждениям, а не в условиях монопольного контроля рынка.

Очевидно, что реализация китайских планов спровоцирует жесткую конкурентную борьбу с США в ходе, которой могут обостриться и другие противоречия в отношениях между Пекином и Вашингтоном, а также в это процесс будут вовлечены другие государства, которые занимают либо китайскую, либо американскую сторону.

В ходе беседы с китайскими журналистами также были затронуты вопросы  борьбы с международным терроризмом. Имад Мустафа подчеркнул, что официальный Дамаск согласился с решением США и РФ приостановить боевые действия. Однако, он отметил, что группировки «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (запрещены в России) не попали под действие соглашения о прекращении огня, а ведь именно эти организации контролируют 75% боевиков, действующих на территории Сирии, тогда как остальные 25% являются членами 415 малых и разрозненных отрядов оппозиции. По словам сирийского дипломата, на территории Сирии действует, по разным данным, от 50 до 80 тысяч боевиков, и среднемесячная зарплата боевиков варьируется от 1000 до 2000 долл. США, тогда как военнослужащие ВС САР получают ежемесячное денежное довольствие в размере от 200 до 300 долл. США.

По мнению сирийских военных, основная задача – ликвидация группировок ИГ и «Джебхат ан-нусры», однако в свете того, что им оказывают помощь Турция, Катар и КСА необходимо участие российских военных. Следует отметить, что на стороне сирийских правительственных сил в боевых действиях участвуют военнослужащие из России, Бразилии, КНДР и Кубы. Кроме того, сирийские и китайские спецслужбы ведут активных обмен информацией по отрядам уйгурских сепаратистов (по данным спецслужб, около 300 человек), действующих на территории САР. Сирийский дипломат отметил, что официальный Дамаск будет приветствовать любое расширение военно-политического и военно-технического сотрудничества с официальным Пекином в свете масштабной борьбы с международным терроризмом.

Известно, что китайские дипломатические работники ведут активную деятельность по мониторингу ситуации в Сирии. Так, посол КНР в САР Ван Кэцзянь с весны 2016 г. проводит регулярные встречи с высшими чиновниками Сирии. Так,  29 марта с.г. китайский дипломат посетил госпиталь организации «Красный полумесяц» в одном из южных районов Дамаска. В ходе бесед с медицинскими сотрудниками до сотрудников МИД КНР была доведена информация о необходимых медикаментах и оборудовании. По словам руководителя китайской дипломатической миссии, официальный Пекин в ближайшее время наладит контакты с представителями «Красного полумесяца» и организует поставки гуманитарной помощи в Сирию.

Кроме того, 11 апреля 2016 г. посол Ван Кэцзянь провел в Дамаске переговоры с министром культуры САР Риадом Исматом, в ходе которых подтвердил приверженность официального Пекина развивать культурное сотрудничество двух стран в рамках реализации стратегического плана «Один пояс, один путь». Следует отметить, что 18 апреля текущего года китайский посол провел встречу с руководителем инвестиционного управления САР и руководством Китайско-сирийского Делового Совета. В рамках мероприятия, Ван Кэцзянь выразил надежду на скорейшее восстановление мира и стабильности в Сирии и подтвердил готовность китайских партнеров инвестировать в развитие энергетики, телекоммуникационных систем и базовой инфраструктуры этого ближневосточного государства. Сирийские собеседники довели до китайских дипломатов информацию о реальном положении дел в экономике страны, а также представили приоритетные инвестиционные планы.

С учетом вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что китайские и сирийские дипломаты активно работают на местах и координируют деятельность правительств КНР и САР. Очевидно, что тематика переговоров, осуществляемых сотрудниками МИД двух стран, сосредоточена вокруг перспектив экономического сотрудничества в условиях, начавшейся реализации стратегического плана «Один пояс, один путь». Следует отметить, что именно Сирия является тем «идеальным вариантом», который необходим китайским стратегам для успешной реализации программы развития путей доставки готовой продукции в страны Запада и получения ресурсов из стран Северной Африки.

62.81MB | MySQL:102 | 0,516sec