О развитии военно-технического сотрудничества США и Израиля: современное состояние и «чувствительные» моменты

В ходе внутреннего вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике военно-политическому руководству стран Запада и Ближнего Востока была продемонстрирована роль современных и обученных подразделений авиации, которые способны коренным образом переломить ситуацию. В этих условиях представляется интересным рассмотреть направления и проблемные моменты военно-технического сотрудничества двух союзников – США и Израиля на примере техники Военно-воздушных сил (ВВС).

Так, по данным СМИ США, военно-политическое руководство Израиля заинтересовано в приобретении двух эскадрилий истребителей-бомбардировщиков F-15I Ra’am, однако количество боевых самолетов может быть подвергнуто корректировке, поскольку это зависит от объемов финансовой поддержки, которую официальный Вашингтон планирует предоставить своему ближайшему союзнику – Израилю. Стоимость вероятного контракта ВВС Израиля с компанией Boeing Defense составляет 10 млрд долл. США. и по данным американских специалистов, подобный заказ позволит компании продлить работу сборочной линии на авиазаводе в г.Сент-Луис, шт.Миссури еще на четыре года.

Кроме приобретения новых самолетов, израильские военные заинтересованы в модернизации действующих машин. В настоящее время на вооружении ВВС Израиля находится 67 истребителей-бомбардировщиков F-15 в различных модификациях, средний срок службы которых составляет 18 лет.

Известно, что для самолетов ранних версий запланированы: замена радиолокационной станции на новую с активной фазированной антенной решеткой и обновление бортового радиоэлектронного оборудования, а также систем вооружения. Вероятно, израильские ВВС выберут РЛС APG-82(V)1 производства компании Raytheon.

Следует отметить, что на модернизации старых и приобретение новых F-15 сотрудничество оборонно-промышленного комплекса двух стран не остановилось.

Так,  по данным СМИ США, официальный Вашингтон одобрил поставку израильским партнерам 75 истребителей F-35 Adie, однако в рамках первой партии будет передано только 33 истребителя (полностью будут поставлены к 2021 г.). Кроме того, израильские военные и экономисты продолжают взвешивать все «за» и «против» по второй партии в количестве 17 самолетов. Следует отметить, что из первой партии самолетов будет сформировано две строевые эскадрильи (планируется дислоцировать на авиабазе «Неватим»), а из остальных машин будут сформируют учебно-боевое подразделение ВВС Израиля.

 

В настоящее время специалисты ВВС Израиля проводят тестирование электронно-оптических систем обнаружения и наведения Litening и RecceLite производства отечественной компании Rafael для истребителя F-35I Adir (модификация базовой модели F-35A). Известно, что в классическом исполнении данные системы являются контейнерными и могут быть размещены на внешних точках подвески самолетов, однако в случае с F-35 израильские специалисты разрабатывают встраиваемые варианты рассматриваемых систем, которые позволят заменить продукцию американских компаний.

Подобное переоборудование обусловлено тем, что израильские специалисты в области оптико-электронных систем имеют большой опыт создания подобной аппаратуры, которая наилучшим образом отвечает требованиям ВВС Израиля, поскольку учтены особенности местного рельефа и условий проведения операций.

Кроме приобретения боевых самолетов, Израиль до сих пор ориентирован на американские самолеты-заправщики. ВВС Израиля ожидают поставки новых КС-46А, которые заменят устаревшие Боинг 707 Re’em. Следует отметить, что по техническим причинам начало поставки КС-46А, рассчитанной на 10 лет, перенесено с 2017 на январь 2018 г. В этих условиях израильские специалисты проводят тестовые полеты турбовинтового самолета-заправщика C-130J-30 Samson.

Кроме вышеперечисленных образцов вооружения и военной техники США и Израиль сотрудничают в сфере вертолетной техники подразделений армейской авиации.

Известно, что ВС Израиля реализуют программу по модернизации БРЭО и системы предупреждения об обстреле (рассчитана до 2025 г.) для военно-транспортного вертолета СН-53 Yasur (пр-во компании «Сикорский»).  Вероятно, израильские специалисты используют систему направленных помех для прицельных устройств, действующих по лазерному лучу и в инфракрасном диапазоне SPREOS (сокращение от Self-Protection Radar EO System – Радиолокационная оптико-электронная система самообороны)   от израильской компании Bird Aerosystems.

Данная система является дальнейшим развитием интеллектуальных комплексов предупреждения о ракетном обстреле для воздушных судов AMPS и AMPS-MV. В качестве базового элемента «SPREOS» израильские конструкторы используют систему обнаружения пусков зенитных ракет AN/AAR-60 MILDS, с которой синхронизирована РЛС Ku диапазона (позволяет определять направление ракетной атаки). Известно, что указанная система была протестирована на самолетах Эйрбас, а также на вертолетах Ми-17 и Bell.

Следует отметить, что израильские аналитики внимательно наблюдают за процессом перевооружения таких государств, как: Кувейт, Катар, ОАЭ поскольку они оказывают всестороннюю поддержку исламистам по всему миру.

Известно, что израильское руководство неоднократно выражало своим американским партнерам «озабоченность» в связи с вероятной поставкой от 28 до 40 новых истребителей F/A-18E/F Super Hornet (пр-во компании Boeing Defense) для ВВС Кувейта. Американские специалисты оценивали стоимость этого контракта в 3 млрд долл. США, однако по причине задержки с одобрением в правительстве США официальный Эль-Кувейт провел переговоры с европейскими поставщиками. По замыслу указанной страны Персидского залива, ВВС должны были получить 28 истребителей «Еврофайтер Тайфун», однако Бюро аудита Кувейта заблокировало контракт стоимостью 8,9 млрд долл. США.

Очередным примером политики «двойных стандартов» военно-политического руководства США явился контракт на поставку 24 ударных вертолетов АН-64Е для ВС Катара, стоимостью 667 млн долл. США. Кроме того, американская компания Boeing предоставит покупателям один пилотажный тренажер для обучения экипажей указанного вертолета, оборудование для базового обслуживания, а также комплект радиостанций Thales.

Поставки авиационной техники находятся под пристальным вниманием израильских спецслужб, которые располагают достоверными данными о связях высшего руководства Катара с такими группировками как ХАМАС и «Братья-мусульмане».

Следует отметить, что в Белом доме не спешат одобрять контракт на поставку 30 истребителей F-16 Block 61 и модернизацию парка действующих F-16 Block 60 ВВС ОАЭ, поскольку осознают важность взаимодействия с израильскими партнерами.

С учетом вышесказанного представляется возможным отметить, что военно-техническое сотрудничество США и Израиля, а также США и стран Персидского залива является скорее политическим инструментом оказания взаимного давления на всех участников этого процесса, чем простым экономическим механизмом по извлечению финансовой выгоды.

52.19MB | MySQL:103 | 0,424sec