Ситуация в Египте: май 2016 г.

В мае Египет начал пожинать то, что посеял, уступив Саудовской Аравии необитаемые острова Тиран и Санафир у южной оконечности Синайского полуострова.

2 мая Судан напомнил о своем «суверенном праве» на две пограничных территории близ берега Красного моря, которые находятся в административном управлении у Египта, но на которые претендует Хартум. Речь идет о районах Халаиб и Шалатин, относительно которых Хартум утверждает, что еще в конце 50-х годов прошлого столетия они являлись частью Судана. Как заявил в парламенте глава МИД Судана Ибрагим Гандур, «мы не собираемся отказываться от наших прав на треугольник Халаиб». По его словам, «мы приняли ряд политических и юридических мер с тем, чтобы потребовать этот треугольник».

И.Гандур также сообщил, что Судан пытается получить копию египетско-саудовского соглашения о передаче двух островов. «Мы должны изучить последствия реализации этого соглашения для наших морских границ», — сказал он.

Соглашение о передаче островов вызвало волну протестов в Египте со стороны светских и левых общественных организаций.

Уже 14 мая 51 участник состоявшейся 25 апреля манифестации против передачи Саудовской Аравии двух островов получил по 2 года тюрьмы каждый. Манифестация в тот день, совпавший с очередной годовщиной возвращения Израилем Синайского полуострова Египту, была организована светскими и левыми организациями. Ее участников разогнали с помощью слезоточивого газа. Вердикт вынес Каирский суд, обвинив участников акции в участии в «неразрешенной манифестации» и в «незаконном собрании». Из числа осужденных 33 находились на момент вынесения вердикта в предварительном заключении.

15 мая стало известно, что еще до 100 участников манифестации 25 апреля получили от 2 до 5 лет тюрьмы. Большинство осужденных – молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет.

3 мая, два дня спустя после ареста двух журналистов в штаб-квартире профсоюза египетских журналистов эта организация выступила с заявлением, в котором осудила наступление властей на свободу прессы, обвинив их в развязывании войны против работников пера. 1 мая журналисты Амро Бадр и Махмуд Сака, работавшие на интернет-издание yanair.net были отправлены в предварительное заключение сроком на 15 суток по обвинению в «побуждении к манифестациям» и «призывам к свержению режима».

По данным профсоюза, в настоящее время за решеткой находятся 29 журналистов, некоторые из них находятся в предварительном заключении уже почти три года. Как отметил глава профсоюза Яхья Каллаш, «вместо того, чтобы принять конкретные меры по выходу из сложившейся ситуации, власти ведут дело к эскалации войны против журналистов».

4 мая на совещании активистов профсоюза египетских журналистов его участники потребовали отставки главы МВД АРЕ Махди Абдель Гаффара. Они также потребовали извинений со стороны президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Полицейские сделали все возможное, чтобы не пустить журналистов в здание их профсоюза в центре Каира, но собрание все же состоялось.

5 мая в публичном выступлении по случаю начала сезона сбора урожая на западе Египта А.Ф.ас-Сиси никак не отреагировал на демарш профсоюза египетских журналистов, сосредоточившись на «беспрецедентных» экономических достижениях страны в период его правления, формально начавшийся в мае 2014 г. после его избрания на этот пост. Среди этих достижений он назвал проекты по развитию инфраструктуры Синая, расширению пропускной способности Суэцкого канала, а также планы по увеличению вдвое производства электроэнергии.

15 мая египетский суд приговорил 6 заключенных к 7 годам тюрьмы каждого за то, что в 2013 году, находясь в предварительном заключении в одной камере, они якобы избили до смерти попавшего с ними в одну камеру 49-летнего француза Эрика Ланга. Семья преподавателя французского языка и его адвокаты обвинили в его смерти полицейских.

Формально француза задержали за то, что при нем не оказалось документа, удостоверявшего его личность. Его близкие доставили паспорт в комиссариат полиции, но, как оказалось, он просрочил свое пребывание в Египте.

Согласно обвинительному акту, француза забили до смерти сокамерники. Однако его адвокаты утверждают, что согласно акту вскрытия, его били полицейскими палками. Это могло произойти либо при участии полицейских, либо в их присутствии.

Мать и сестра француза подали иски в египетский суд на двух комиссаров полиции и главу МВД, обвинив их в незаконном задержании Э.Ланга и «в неоказании помощи человеку, оказавшемуся в опасности».

Вердикт в отношении сокамерников француза прозвучал в момент, когда в разгаре дипломатический конфликт между Италией и Египтом в связи с загадочной смертью итальянского студента Джулио Регени в феврале этого года. Его тело, найденное через 9 дней после его похищения в центре Каира, носило следы пыток. Египетская полиция сначала говорила в данном случае о дорожно-транспортном происшествии, затем – о некоей банде похитителей иностранцев, однако западные дипломаты и итальянская пресса обвиняют в смерти студента египетских полицейских. Понятно, что Каир категорически отвергает эти обвинения. Напомним, точно также он первоначально отвергал террористический след в случае катастрофы авиалайнера компании «Когалымавиа», так что верить ему вряд ли возможно.
Похоже, что такой же точки зрения придерживается Италия, отозвавшая своего посла из Каира.

По версии египетских властей, Э.Ланг был арестован из-за того, что находился в состоянии опьянения. Уже на следующие сутки судебный следователь потребовал его освобождения, но это требование не было выполнено, и покойный вопреки египетским законам провел еще 6 дней в египетских застенках, вплоть до своей смерти.

Как заявила мать умершего Николь Прост, «он был арестован, подвергнут пыткам ни за что, и Франция ничего не сделала для его спасения». Ей ответило со стандартным заявлением МИД Франции, согласно которому «Франция мобилизовалась для того, чтобы пролить весь свет на эту трагедию и потребовать от египетских властей, чтобы это преступление не осталось безнаказанным».

18 мая в Каире с кратким визитом побывал госсекретарь США Джон Керри. В ходе переговоров с президентом А.Ф.ас-Сиси, судя по всему, обсуждались египетская готовность к возобновлению мирного процесса между палестинцами и Израилем, конфликты в Ливии и Сирии, а также проблема соблюдения прав человека в Египте.

19 мая в египетском воздушном пространстве над Средиземным морем исчез с экранов радаров авиалайнер А-320 компании «Иджиптэйр», на борту которого находились 66 человек. Он выполнял рейс по маршруту Париж – Каир. Среди находившихся на борту 56 человек были пассажирами (из них 15 – французы) , 7 – члены экипажа, 3 – офицеры спецслужб, сопровождавшие рейс.

Сразу же возникло предположение о теракте, поскольку в случае технической неисправности пилоты имели бы время подать сигнал бедствия. За 20 минут до катастрофы пилоты общались с греческими диспетчерами воздушного движения. Еще одно подтверждение версии теракта – по данным греческих авиационных служб, когда самолет начал внезапно падать, его сначала развернуло влево на 90 градусов, а затем – на 360 градусов вправо, что говорит о том, что он был неуправляем.

Здесь стоит напомнить, что «Исламское государство» «ИГ, запрещено в России» уже давно пригрозила сделать египетскую туристическую отрасль недееспособной.

Впрочем, у этого самолета день получился очень насыщенным. Он вылетел из Асмэры (Эритрея)  Каир, затем полетел в Тунис, вернулся в Каир, и после этого вылетел в Париж.

В любом случае эта трагедия – очередной удар по туристической отрасли Египта, автоматически отодвигающий возобновление воздушного сообщения между АРЕ и Россией.

23 мая спикер египетского парламента Али Абдель Аль пригрозил санкциями против тех депутатов, которые осмелятся критиковать в прессе монетарную политику Каира. Это заявление прозвучало в момент, когда А.Ф.ас-Сиси и Центральный банк подвергаются резкой критике за их монетарную политику на фоне нехватки в стране долларовой налички, что повлекло за собой рост цен и нехватку ряда товаров, и в частности, медикаментов.

25 мая правозащитная организация «Международная амнистия» заявила о том, что около половины стран Евросоюза поставляют оружие Египту, и что эти страны могут стать сообщниками Каира в совершении «внесудебных расправ, насильственных исчезновений и пыток». Правозащитники потребовали от стран ЕС ввести эмбарго на поставки оружия Египту. Среди поставщиков оружия, и в частности, полицейских спецсредств, были названы Франция, Италия, Великобритания, Германия, Болгария и Чехия. Они поставляют, в частности, «легкие вооружения и боеприпасы», такие как «штурмовые винтовки, пистолеты-пулеметы, пистолеты и револьверы». «Международная амнистия» потребовала, чтобы «ЕС немедленно ввел эмбарго на поставки оружия и снаряжения, используемого Египтом для совершения серьезных нарушений прав человека». По данным организации, страны ЕС только в 2014 году выдали 290 лицензий на поставку оружия в Египет на общую сумму свыше 6 млрд евро. В частности, компании из Германии, Италии и Великобритании поставили Египту «сложное оборудование для слежки», которое может использоваться для «подавления мирной оппозиции».

25 мая египетские власти не пустили в страну корреспондента французской католической газеты «Ля Круа» Реми Пигаглио, возвращавшегося в Египет после отпуска. Ранее журналист проработал в Каире в течение двух лет. Никаких объяснений в этой связи сделано не было.

В целом, решение Египта о передаче двух островов Саудовской Аравии представляется по меньшей мере несвоевременным, поскольку оно никак не будет способствовать укреплению внутренней стабильности, а наоборот, давать повод для массовых выступлений. Каиру стоит подумать о том, как аккуратно либо дезавуировать это решение, либо по меньшей мере затормозить его реализацию.

52.36MB | MySQL:103 | 0,502sec