1 июля 2016 г. «квартет» международных посредников в составе России, США, ЕС и ООН, продолжая работу, начатую на встрече в Мюнхене в феврале текущего года, выпустил доклад, содержащий характеристику текущей ситуации на палестино-израильском треке. В соответствии с текстом документа, его авторы поставили перед собой две задачи: выявить угрозы, способные стать препятствием для переговорного процесса, а также выработать рекомендации, способствующие урегулированию на основе принципа «двух государств для двух народов».
Текст доклада состоит из нескольких смысловых разделов[i]. Во-первых, традиционно для такого документа, в его начале представлены ссылки на резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН № 242 и № 338, а также предыдущие заявления посредников. В данном случае они выступают в качестве своего рода ориентиров, идеальной модели будущего мирного урегулирования. Следующая, пожалуй, наиболее обширная часть доклада объединяет круг проблем, которые препятствуют разрешению конфликта. Их в документе обозначено три:
- Волны насилия и террористические атаки;
- Поселенческая активность;
- Отсутствие межпалестинского единства и ситуация в секторе Газы.
Каждая из указанных проблемных точек влияет на конкретный вопрос, связанный с примирением сторон противостояния. В частности, первый пункт, с точки зрения авторов отчета, «усугубляет взаимное недоверие». Второй в свою очередь не дает возможности обеспечить жизнеспособность будущего палестинского государства. И, наконец, третий провоцирует постоянную нестабильность в регионе, которая не позволяет перейти от состояния борьбы к переговорам. Стоит отметить, что документ содержит большое количество фактических данных. В частности, по приведенным в нем сведениям, волна насилия, начавшаяся в октябре 2015 г. включала порядка 250 атак палестинцев на мирное население Израиля. Содержит отчет и упоминания о недавних терактах в Иерусалиме и Тель-Авиве, которые демонстрируют, что, несмотря на меры, предпринимаемые палестинскими силами безопасности, истинные причины, провоцирующие всплески насилия, по-прежнему не устранены. Аналогичные данные приведены и относительно ситуации у границ сектора Газа. Так, в документе отмечается, что достигнутое в 2014 г перемирие является «хрупким», а операция по уничтожению тоннелей, хотя и привела к выявлению 14 из них, не была проведена в полной мере успешно. Доказательством тому служит недавнее обнаружение еще двух тоннелей террористов, проложенных на территорию Израиля.
Наконец, финальной частью доклада является выдвижение рекомендаций, которые могли бы содействовать урегулированию конфликта. Они включают как общие пункты, такие как необходимость воздерживаться от односторонних действий и выполнять ранее взятые на себя обязательства, так и некоторые более конкретные замечания. В их числе:
- Необходимость воздерживаться от действий и заявлений, способных провоцировать насилие;
- Продолжение сотрудничества в сфере безопасности и содействие укреплению авторитета сил безопасности Палестинской национальной администрации;
- Явное осуждение террористических атак палестинским руководством;
- Прекращение израильской поселенческой активности;
- Полная передача израильской стороной палестинскому руководству властных полномочий в зоне С, включая ослабление ограничений на передвижение палестинского населения;
- Укрепление государственных институтов палестинской стороной;
- Продолжение соблюдения перемирия вокруг Газы;
- Ускорение процесса снятия ограничений на доступ в сектор Газа;
- Объединение Западного берега реки Иордан и Газы под единым руководством на базе принципов ООП;
- Развитие взаимодействия между палестинской и израильской сторонами в экономике, образовании и культуре.
Рассмотренный доклад вызвал положительную реакцию со стороны израильских властных кругов. По сообщениям, представленным канцелярией главы правительства Израиля, документ был одобрен в силу нескольких причин[ii]. Во-первых, он содержал в себе ссылки на актуальную информацию о террористических атаках на израильтян, а также акцент на том, что палестинская сторона должна отказаться от тактики подстрекательств и публично осудить террор. Во-вторых, в отличие от столь неприязненной Израилю французской мирной инициативы, доклад четверки посредников содержал прямое упоминание о необходимости развивать процесс урегулирования на основе переговоров сторон противостояния. Этот тезис представители страны уже неоднократно отстаивали на разных уровнях. Также одобрение властных кругов страны вызвали пункты, относящиеся к ситуации в секторе Газы. Вместе с тем, со стороны канцелярии премьер-министра была высказана и некоторая критика в адрес подготовленного документа. Касалась она упоминаний об израильской поселенческой активности, отказе палестинцев признать Израиль в качестве «еврейского государства», а также отсутствия информации о том, что палестинское руководство спонсирует терроризм. Впрочем, эти весьма традиционные для риторики главы израильского правительства пункты в целом не помешали с одобрением отнестись к представленному «квартетом» документу.
Не могла остаться в стороне от указанного доклада и израильская пресса, в последнее время пристально следящая за активностью на палестино-израильском треке. В ведущих изданиях были сделаны публикации относительно процесса подготовки документа и целесообразности выдвигаемых квартетом рекомендаций. Пожалуй, общей мыслью, объединяющей материалы, появившиеся в израильских СМИ в связи с обнародованием доклада четверки международных посредников, стало то, что действия «квартета», направленные на предотвращение перехвата Парижем инициативы в процессе урегулирования, все больше стали сближаться с французской мирной инициативой.
Таким образом, представленный четверкой международных посредников доклад играет существенную роль для израильской внешней политике на палестинском направлении сразу по нескольким причинам. Во-первых, впервые за долгое время он представляет собой пример успешного взаимодействия по данному вопросу с представителями ЕС и ООН, входящими в «квартет». Не даром в ряде израильских изданий отчет уже относят к числу «дипломатических успехов» действующего премьер-министра. С другой стороны, документ открывает перед Израилем еще одну возможность противостоять планам Парижа. Вместе с тем, принимая во внимание, что в текущих условиях посредники действуют, скорее, в собственных интересах, нежели заботятся о судьбе мирного процесса, и как следствие, в относительно короткие сроки это достижение израильской дипломатии может превратиться в очередную ее проблему.
[i] Здесь и далее текст доклада приводится по: Report of the Middle East Quartet. 01.07.2016. Brussels. 160701_03_en // European Union External Action. URL: eeas.europa.eu/statements-eeas/2016/160701_03_en.htm
[ii] Подробнее см.: Prime Minister’s Office response to the Quartet report // Israel Ministry of Foreign Affairs. 01.07.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/PMOs-response-to-the-Quartet-report-1-July-2016.aspx