Активная разработка колесной бронетехники в таких странах как США, Россия и Турция обусловлена тем, что Вооруженные силы этих стран регулярно участвуют в вооруженных конфликтах различной интенсивности, а также контртеррористических операциях. По оценкам китайских специалистов, легкие колесные бронемашины (БМ) кустарного изготовления сыграли ключевую роль в ходе гражданской войны в Ливии и Сирии. По мнению аналитиков из Поднебесной, именно полноприводные автомобили, с установленным тяжелым стрелковым и зенитным вооружением, а также пусковыми установками реактивных неуправляемых снарядов являются основой мобильных отрядов исламистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Конечно, подобная техника не сравниться в качестве защиты экипажа с промышленными образцами и тем более бесполезна в борьбе с тяжелой бронетехникой регулярных войск. Тем не менее, мобильность, скорость перемещения, а также простота обслуживания привлекает все больше пользователей из рядов исламистов и террористов, действующих в странах, охваченных гражданской войной. Очевидно, что лидером по количеству продаж полноприводных автомобилей для нужд международных террористических организаций является корпорация «Тойота». Кроме того, такие модели как «Хайлюкс» и «Лэнд Крузер» пользуются неизменной популярностью у моджахедов в Афганистане.
По даным китайских аналитиков, представительства корпорации «Тойота» в странах Персидского залива за 2015 г. реализовали около 18 000 автомомилей стоимость которых колеблется в диапазоне от 30 до 50 тысяч долларов, что в 5 — 7 раз дешевле чем бронемашины изготовленные оружейными компаниями. Следует отметить, что исламистов привлекает как доступная цена, так и наличие большого количества сменно-запасных частей, а также доступность ремонта даже в полевых условиях.
В этих условиях конструкторы и оружейники государственных и частных компаний ведут разработку и модернизацию легких колесных БМ с полным приводом, которые позволяют:
– доставлять боевые группы подразделений разведки и специального назначения;
– проводить рейдовые операции в тылу противника;
– оказывать огневую поддержку пулеметным и гранатометным огнем;
– эвакуировать раненных и доставлять медикаменты и боеприпасы.
Специалисты китайской корпорации НОРИНКО отмечают, что турецкие конструкторы легких БМ из компаний «Отокар» (осуществляет выпуск БМ «Кобра» и «Кобра 2») и FNSS (представляют на специализированных выставках БМ «Леопард») конкурируют, как между собой, так и с американскими компаниями, которые предлагают иностранным покупателям БМ на базе «Хаммер» и JLTV.
Наибольший интерес китайских аналитиков вызывает новая версия БМ «Леопард» (турецкое наименование «Парс»), в процессе создания которой серьезную консультативную поддержку оказывали американские специалисты из компании GPV.
По данным публикаций в китайских специализированных изданиях «Танки и бронетехника» и «Оружейное знание» представляется возможным указать следующие тактико-технические характеристики полноприводной БМ «Леопард»
Длина: 5 м
Ширина: 2,5 м
Высота: 1,9 м
Вес: 6,2 – 6,8 тонн
Очевидно, что при указанных массо-габаритных показателях БМ «Леопард» может быть переброшена в район боевых действий как морским или наземным (железнодорожным) транспортом, так и при помощи вертолетов СН-47 «Чинук» (одна БМ на внешней подвеске) и самолетов военно-транспортной авиации ВВС Турции С-130Н «Геркулес» (две БМ в грузовом отсеке).
Силовая установка: V-образный восьмицилиндровый турбированный дизельный двигатель RPO L65 (пр-во General Motors Company, США). На случай эксплутации в условиях низких температур установлен предпусковой обогреватель.
Трансмиссия: 4-х ступенчатая автоматическая коробка переключения передач (АКПП) 4L80E. Китайские специалисты отмечают высокую надежность АКПП американского производства, кооторая позволяет эксплуатировать БМ в условиях сложнопересеченной местности.
Максимальная скорость движения по шоссе 120 км/ч
Максимлаьный запас хода 700 км
Максимальная скорость на воде 8 км/ч
Китайские аналитики отмечают, что американские и турецкие конструкторы при создании БМ «Леопард» частично использовали компоновочный принцип советской БРДМ-2, а именно, разместили двигатель и трансмиссию в задней части бронированного корпуса, что позволило выполнить следующие работы:
– увеличить толщину лобовой брони;
– увеличить угол наклона лобового бронелиста;
– улучшить остойчивость БМ на воде за счет равномерного распределеия веса.
Благодаря продуманной конструкции подвески и размещению силовой установки БМ «Леопард» позволяет выполнять въезд на уклон под углом 54 градуса и съезд под углом 42 градуса, способна преодолевать ров шириной 90 см, а радиус разворота составляет всего семь метров.
Известно, что турецкие разработчики предусмотрели несколько вариантов исполнения БМ «Леопард»: транспортная, командная, разведывательная, машина химической и биологической разведки. При любом исполнении указанной БМ численность экипажа составляет два человека, а в транспортном варианте в бронекорпусе предусмотрены места для трех десантников.
В отношении бронезащиты рассматриваемой БМ известно, что бронекорпус позволяет защитить экипаж и десант от пуль калибра 7,62-мм, а при установке дополнительных блоков керамической брони обеспечена защита от пуль калибра 12,7-мм. Кроме того, плотные резиномеханические соединения дверей и люков корпуса, а также кондиционер и система фильтрации защищают личный состав от поражения боевыми отравляющими веществами.
В качестве систем вооружения для оснащения БМ «Парс» компания FNSS предлагает пулеметы калибра 7,62 и 12,7-мм, автоматическую пушку калибра 25-мм, а также автоматический гранатомет калибра 40-мм. Для наведения оружия используется дистанционно управляемый модуль от турецкой компании «Аселсан» и прицельный комплекс, который состоит из телевизионной камеры, прицела ночного видения, тепловизионного прицела и лазерного дальномера, которые подключены к баллистическому вычислителю. Все данные отображаются на дисплее стрелка.
При необходимости борьбы с бронемашинами противника (танками, БМП и БТР) на БМ «Леопард» может быть установлено 4 пусковых установки противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУР) OMTAS ( также известны как TAM-MR). Данные ПТУР оснащены инфракрасной частью наведния, тандемной боевой частью и малодымным реактивным двигателем НТРВ. Корректировка полета ПУТР обеспечена за счет 8 крыльевых поверхностей в носовой части и 4 крыльевых поверхностей в хвостовой части снаряда. По оценкам китайских аналитиков, рассматриваемый боеприпас способен пробивать броню толщиной до 1000 мм.
Кроме того, известны следующие тактико-технические характеристик ПТУР OMTAS
Калибр: 160мм
Вес: 35 кг
М инимальная дальность пуска: 200 м
Максимальная дальность пуска: 4000 м
Вероятно, при разработке рассматриваемого ПТУР были использованы наработки от американского аналогичного боеприпаса «Джавелин».
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что турецкие конструкторы уверенно совершенствуют модели легких полноприводных БМ с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Известно, что БМ «Леопард» именно с последним вариантом колесной формулы была выбрана в качестве основного варианта для принятия на вооружение ВС Малайзии.