Террористические акты в Саудовской Аравии и Марокко: реакция арабских стран.

13 мая 2003 г. в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, на территории комплексов «Аль-Хамра» (al-Hamra), «Ишбилия» (Eshbiliya) и «Вайннелл» (Vinnell), построенные для живущих в стране иностранцев, произошёл террористический акт. Он был осуществлен по знакомой так называемой «чеченской схеме»: на место предполагаемой диверсии приехали несколько грузовиков со взрывчаткой, которые затем были взорваны. Согласно сведениям агентства Интерфакс, министерство внутренних дел Саудовской Аравии официально объявило о гибели 29 человек. Наиболее же точные данные привёл посол Саудовской Аравии в Великобритании: погибло 20 человек, из них 10 — американцы. Ранены 160 человек, пятеро — граждане Великобритании. Через несколько дней после терактов последовало решительное заявление саудовского короля Фахда, который объявил о начале борьбы за искоренение, как он выразился, «террористической болезни» в Саудовской Аравии. «Мы не позволим горстке террористов посягать на страну, на безопасность ее подданных и иностранных резидентов», — сказал монарх.

Буквально через несколько дней, 16 мая 2003 г., в самом крупном городе Марокко — Касабланке прогремели пять взрывов: в Доме Испании, в израильском деловом центре, консульстве Бельгии, отеле «Сафир» и на еврейском кладбище. Взрывы прогремели почти одновременно в нескольких кварталах около десяти вечера, когда на улицах было ещё много людей: ведь накануне в Марокко праздновали день рождения сына короля. Кто-то даже принял взрывы за звуки рвущихся петард. Жертвами атаки террористов стали 39 человек. Десятки получили ранения. Как сказал министр внутренних дел Марокко Мустафа Сахель, «наша страна стала жертвой международного террора. По основной версии полиции — это «Аль-Каида»».

Как сообщила несколько позже арабская газета «Аль-Маджалла», издающаяся в Лондоне, всю ответственность за серию взрывов, совершенных в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, взяла на себя международная террористическая организация «Аль-Каида». В сообщении, поступившем в редакцию этой газеты по электронной почте, говорится, что «проамериканские режимы в ряде государств Персидского Залива давно уже отмечены в качестве целей для атак моджахедов «Аль-Каиды»». Версия относительно серии терактов в Касабланке такова: как сообщает испанская газета «Мундо», опираясь на интервью, которое было дано марокканскому телевидению министром юстиции страны Мухаммадом Бузубаа, исламские экстремисты-смертники, осуществившие эти террористические акты, являются членами марокканской исламской организации «Ас-Сират аль-Мустаким» («Истинный путь») которая «связана с международной террористической сетью». Мухаммад Бузубаа подчеркнул, что эта информация была получена в ходе допроса схваченного полицией единственного оставшегося в живых террориста. Министр юстиции Марокко также заявил, что «пока ещё рано говорить о связях этой группы с «Аль-Каидой», однако такая версия не исключена и рассматривается».

Итак, вновь проблема международного терроризма и «Аль-Каида» оказались в центре внимания мировой общественности. Теракты в Эр-Рияде и Касабланке вызвали у многих вполне закономерный вопрос: а принёс ли реальные плоды пресловутый «крестовый поход» США против терроризма, о котором столько говорилось и писалось в последнее время? Объективно оценив сложившуюся ситуацию, многие аналитики пришли к выводу, что в целом операция в Афганистане, многочисленные меры спецслужб нанесли весьма незначительный урон боеспособности этой разветвленной террористической сети. «Аль-Каида» всё ещё остается серьёзной силой, которая способна осуществлять террористические операции различной сложности по всему миру.

На Ближнем Востоке теракты в Эр-Рияде и Касабланке вызвали весьма неоднозначную реакцию. В частности, президент Ливана Эмиль Лахуд осудил теракты в Эр-Рияде и Касабланке, жертвами которых стали граждане Саудовской Аравии и других стран, в том числе один ливанец. В заявлении, распространенном пресс-службой ливанского президента, особо подчёркивается, что «подобные теракты не могут не вызывать осуждения, так как они отрицательно сказываются на обстановке в регионе и могут сорвать усилия, предпринимаемые для прекращения насилия на Ближнем Востоке».

Премьер-министр Ливана Рафик Аль-Харири решительно осудил теракты, произошедшие в Касабланке в пятницу вечером. «Взрывы в Касабланке — это вызов всем, кто пытается защитить ислам и оградить его от обвинений в насилии и терроризме», говорилось в телеграмме, направленной в субботу премьер-министром королю Марокко Мухаммаду VI. Относительно террористического акта в Эр-Рияде ливанский премьер-министр заявил, что «этому теракту нет никакого оправдания, ведь это преступная террористическая акция, которую осуждают и в Саудовской Аравии, и повсюду в арабском и исламском мире». Аль-Харири подчеркнул, что необходимо максимально консолидировать международные усилия для обуздания этого мирового зла — терроризма. Необходимо понять, продолжил он, что «идёт борьба между добром и злом», между теми, кто хочет, чтобы ислам был «справедливой и умеренной международной религией», и «кучкой людей, которые хотят представить ислам религией убийств, терроризма и разрушения».

Сирийский великий муфтий, шейх Ахмед Кифтаро, резко осудил теракты, произошедшие в Саудовской Аравии и Марокко, подчеркнув при этом, что «подобные действия противоречат истинным мусульманским нормам и ценностям, а также искажают представление людей об исламе.

Председатель исполкома ООП, глава Палестинской Администрации Ясир Арафат в телефонном разговоре с саудовским наследным принцем, вице-премьером и командующим национальной гвардией Абдаллой Бен Абдель Азизом осудил теракт в Эр-Рияде. Как сообщило палестинское информационное агентство, он подтвердил «солидарность палестинского народа с народом братской Саудовской Аравии».

Согласно сообщению агентства МЕНА, генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Мусса также сурово осудил террористические акты в Саудовской Аравии и Марокко. По словам генсека, «авторам нападения, направленного против безопасности королевства, не удалось достичь своей цели». Амр Мусса также подчеркнул важность работы по защите интересов безопасности всех арабских стран, особенно на том критическом этапе развития, который, по его словам, переживает сейчас регион Ближнего Востока.

Иордания заявила о поддержке Саудовской Аравии и Марокко в борьбе с терроризмом. Иорданский король Абдалла II в своём заявлении отметил, что его страна целиком и полностью поддержит все меры, которые будут предприняты для борьбы с терроризмом. Он также сказал, что «то, что произошло в Эр-Рияде и Касабланке, диктует всем мусульманам необходимость объединить усилия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и насилием, которые служат только врагам мира».

Глава МИД Египта Ахмед Махер 19 мая 2003 года заявил о том, что «недавние теракты в Эр-Рияде и Касабланке подтверждают необходимость созыва международной конференции по борьбе с терроризмом». Он также напомнил и о том, что ещё несколько лет назад президент АРЕ Хосни Мубарак активно призывал провести подобный форум на уровне глав государств.

Ахмед Махер также высказался за объективную необходимость укрепления международного и особенно межарабского сотрудничества для более эффективного противостояния террористической угрозе. Сразу после терактов в Эр-Рияде и Касабланке египетское руководство выразило соболезнования Саудовской Аравии и Марокко, а также глубокую озабоченность гибелью десятков невинных людей.

Эти теракты, произошедшие в арабских странах, вновь напомнили миру, что целью исламистского экстремизма являются не только Соединённые Штаты. «Никто из вас не может чувствовать себя в безопасности!» — вот основной девиз террористов, обращённый ко всем и каждому. И неважно, что гибнут мирные, ни в чём не повинные люди (причём многие раненые и погибшие в результате терактов в Касабланке и Эр-Рияде — мусульмане, так же, как и сами исламские экстремисты).

Скорее всего, здесь для террористов работает простое правило — «те, кто не с нами, тот против нас». Нельзя не согласиться с мнением американской газеты Christian Science Monitor, утверждающей, что «теракты 11 сентября дали понять всему мировому сообществу и американцам в частности, что «Аль-Каида» видит в США принципиального и главного врага. Ничего с тех пор не изменилось. Однако, взрывы в Касабланке, так же, как и недавние взрывы в Эр-Рияде, продемонстрировали, что радикальный ислам определил и других врагов». Среди них, по мнению газеты, такие понятия, как «западное влияние на мусульманскую культуру», «глобализация экономики» и «всеобщая модернизация». Последние взрывы должны заставить мир теснее объединиться, чтобы противостоять терроризму, считает Christian Science Monitor.

52.23MB | MySQL:103 | 0,512sec