О ситуации в нефтяной отрасли Ирака. Часть 2

В Части 1 подробно проанализированы проблемы транспортировки и экспорта иракской нефти, вызванные террористической активностью боевиков; охарактеризованы некоторые положение доклада независимой комиссии, утверждающей, что именно нефтяные интересы побудили Великобританию вторгнуться вместе с США в Ирак в 2003 году; рассмотрены договоренности Министерства нефти Ирака и российской компании «Лукойл».

В заключительной части статьи речь пойдет о состоянии и перспективах иракского нефтяного сектора, финансовых взаимоотношениях ведущих зарубежных нефтяных компаний с Багдадом, а также будут предложены выводы.

Накануне плановой встречи картеля, прошедшей в июне с.г., официальный представитель Министерства нефти Ирака А.Джихад заявил, что его страна будет соблюдать решения ОПЕК, достигнутые на готовящемся заседании, а также все решения, которые организация примет в будущем.

Стоит отметить, что представители российского Министерства энергетики не приняли участие в заседании даже на экспертном уровне. Министр энергетики России А.В.Новак заявил, что не ждет по итогам министерской встречи ОПЕК никаких решений, в том числе по изменению квот.

«Ирак будет представлен на заседании картеля заместителем министра нефти Ф.аль-Нимой, самым старшим из заместителей, и генеральным директором иракской государственной компании State Oil Marketing Organization (SOMO) Ф.аль-Амири. Ирак всегда подчеркивает необходимость диалога между странами ОПЕК и государствами-производителями, не входящими в организацию, например, Россией, это в интересах рынка нефти и поможет прийти к решениям, которые поспособствуют стабильности цен на нефть. Последний подобный диалог улучшил цены на нефть», – заявил А.Джихад.

По словам чиновника, бюджет Ирака на 2016 год был составлен с учетом ожиданий цен на нефть около 45 долларов за баррель, поэтому падение цен на нефть в текущем году вызвало значительный дефицит в бюджете государства.

«Мы полагаем, что к 2017 году цена на нефть достигнет 60–70 долларов и будет способствовать компенсации ущерба от падения цен за последний период, а также устранит дефицит бюджета», – отметил представитель иракского профильного ведомства.

Примечательно, что зарубежные нефтегазовые компании работают в Ираке по следующей схеме: они несут капитальные операционные расходы, обеспечивающие добычу «черного золота», а правительство страны возмещает компаниям затраты и выплачивает компенсации в натуральной форме – в виде сырья, отгружаемого на экспорт.

Иностранные нефтяные компании на протяжении многих лет активно помогают Ираку развивать месторождения, инвестируя в различные добычные проекты и затем получая прибыль от экспорта сырья. Данная схема хорошо работала при нефтяных котировках выше 100 долларов за баррель. Однако затем они упали до примерно 30–40 долларов за баррель, и власти Ирака были вынуждены искать различные способы погашения задолженности перед компаниями.

В 2015 году ввиду падения цен на нефть Ирак стал задерживать выплаты иностранным нефтедобытчикам, а также периодически вводить ограничения на рост производства.

Ранее в «Лукойле» заявляли, что в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынке нефти действующая в Ираке система контрактов не позволяет достичь баланса интересов государства и международных нефтяных компаний, работающих в этой стране.

В этой связи нефтяники призывали Багдад активизировать диалог с ними для поиска оптимального решения.

В марте с.г. российская компания представила план повышения производства на осваиваемом ею месторождении «Западная Курна–2» до 1,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки в том числе за счет более эффективного использования попутного газа.

Для справки: нефтеносная область «Западная Курна–2» является одной из самых больших в мире и располагается на юге Ирака, неподалеку от Басры.

Разработкой месторождения занимается South Oil Company Министерства нефтяной промышленности страны в сотрудничестве с консорциумом подрядчиков, включающих «Лукойл» (75%) и иракскую государственную компанию North Oil Company (25%).

Совокупная добыча российской компании на месторождении за период с марта 2014 года по настоящее время превысила 30 млн т нефти. Причем за один только прошлый год «Лукойл» добыл на месторождении 20 млн т сырья.

 

Между тем еще в конце прошлого года из-за неготовности иракских властей выплачивать причитающиеся компании средства «Лукойл» думал вдвое сократить затраты на разработку «Западной Курны–2».

Для справки: согласно отчету «Лукойла» за первый квартал 2016 года, общая задолженность правительства Ирака перед российской компанией «Лукойл» за разработку месторождения «Западная Курна–2» составляет около 1,5 млрд долларов.

Согласно квартальному отчету,  за январь–март российская компания получила от иракской стороны в счет возмещения своих вложений в проект 2,6 млн т нефти на сумму 395 млн долларов. При этом по состоянию на конец 2015 года Ирак уже возместил «Лукойлу» затраты на освоение «Западной Курны–2» в размере 5,17 млрд долларов.

Таким образом, общая сумма компенсации издержек достигла на 31 марта с.г. 5,56 млрд долларов. При этом вложения «Лукойла» в разработку иракского месторождения на ту же дату составили 7,07 млрд долларов. То есть общая задолженность Ирака равна 1,5 млрд долларов.

В.Ю.Алекперов ранее отмечал, что его компания вложила 6,5 млрд долларов в разработку иракского месторождения и ожидает полного возврата инвестиций в первом полугодии 2016 года. Обозначенный срок истек 30 июня с.г.

 

Стоит отметить, что Ирак стал одним из самым быстрорастущих добытчиков нефти в мире. Перспективы роста сектора в стране позволили заключить контракты с такими компаниями, как «Лукойл», Exxon Mobil, Royal Dutch Shell. Однако цены на нефть за последние два года резко снизились, и теперь Ирак должен по контрактам миллиарды долларов. Однако к середине текущего года ситуация поменялась.

«Ирак начал гасить долги, и ситуация резко изменилась. Если тенденция сохранится, а задолженность к ноябрю сократится, тогда «Лукойл» запустит новый цикл инвестиций», – заявил В.Ю.Алекперов.

По информации  министра финансов Ирака Х.Зибари, правительство Ирака планирует в четвертом квартале 2016 года выпуск еврооблигаций на сумму в 2 млрд долларов, чтобы погасить старые долги. Также иракские власти достигли соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) по вопросу трехлетней программы помощи в размере 5,4 млрд долларов.

Как заявили в «Лукойле», руководство российской компании известно о переговорах Багдада с МВФ, которые идут вокруг приемлемых условий займа на погашение долгов подрядчикам.

В Ираке надеются скорее решить вопрос с долгами и выйти на новые резервные мощности, чтобы попасть в пятерку ведущих государств по объемам нефтедобычи.

По свежей информации доверительных иракских источников, власти страны совместно с компаниями «Лукойл», Royal Dutch Shell, British Petroleum возобновят инвестиции в нефтяные месторождения, а также работу над приостановленными в этом году проектами по увеличению добычи нефти в 2017 году.

Напомним, что ранее по просьбе властей Ирака зарубежные компании отложили реализацию ряда проектов до второй половины текущего года. Причиной этого стали низкие цены на «черное золото».

Как ожидалось, инвестиции по этим добычным проектам увеличат производство иракского сырья на 250–350 тыс. баррелей в сутки в следующем году.

В настоящее время, по информации Ф.аль-Нимы, Ирак производит около 4,6–4,8 млн баррелей в сутки нефти. 4 миллиона баррелей дают месторождения на юге страны.

При этом, по данным статистического справочника BP Statistical Review of World Energy 2016, доказанные запасы нефти в Ираке насчитывают 143,1 млрд баррелей. В прошлом году арабское государство в среднем добывало 4 млн баррелей в сутки.

В конце июля с.г. заместитель министра нефти Ирака, исполняющий обязанности главы министерства, заявил, что власти страны ведут переговоры с американской Exxon Mobil и китайской PetroChina о разработке двух нефтяных месторождений на юге страны – «Артави» и «Нахран-Омар». Компании уже представили иракской стороне свои предложения по разработке месторождений.

Власти Ирака надеются, что после запуска производительность этих месторождений составит 550 тыс. баррелей нефти в сутки. Ф.аль-Нима ожидает, что запуск проекта состоится в течение шести месяцев.

В мае с.г. правительство Ирака направило работающим в стране нефтяным компаниям письмо с просьбой урезать их расходы на разработку иракских нефтяных месторождений второй год подряд.

Соответствующее письмо получил российский «Лукойл», а также компании British Petroleum, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Eni и Petronas.

Как следует из письма, Ирак рассчитывает, что российская компания в этом году сократит свои расходы на проект «Западная Курна–2» до 1,26 млрд долларов. Компания ранее предполагала потратить на проект 2,1 млрд долларов в 2016 году.

Заметим, что в сентябре 2015 года, Ирак уже просил иностранные нефтедобывающие компании сократить инвестиции в добычу, предупредив, что у правительства из-за падения цен на нефть не хватает средств на возмещение их инвестиций.

В феврале с.г. министр нефти Ирака А.Махди заявил, что по итогам переговоров большинство иностранных нефтяных компаний согласилось снизить свои инвестиции в добычные проекты на иракской территории в 2016 году.

Согласно имеющимся документам, «Лукойл», Royal Dutch Shell, British Petroleum согласились потратить на данные проекты во втором полугодии 2016 года порядка половины бюджета 2015 года.

Например, British Petroleum согласилась потратить 1,8 млрд долларов в этом году на разработку месторождение «Румейла». Первоначально в 2015 году компания оценивала затраты в 3,5 млрд долларов, но затем сократила их до 2,5 млрд долларов.

В свою очередь, Royal Dutch Shell решила потратить 742 млн долларов на инвестиции на иракском рынке, снизив их объем с 1,5 млрд долларов, предложенных в прошлом году.

Объем капиталовложений «Лукойла» составит 1,08 млрд долларов, что ниже 2,1 миллиарда долларов, предложенных в 2015 году.

 

«Многие важные проекты, которые иностранные компании были вынуждены остановить из-за снижения цен на нефть, будут возобновлены после недавних соглашений по сокращению бюджета проектов», – заявил Б.Карим, заместитель председателя иракской государственной компании South Oil Company, которая наблюдает за нефтяными операциями в стране.

Согласно прогнозу аналитиков Международного энергетического агентства (МЭА), к 2020 году добыча нефти в Ираке будет составлять 6,1 млн баррелей в сутки, это вдвое ниже ранее заявленных планов иракского руководства.

Как ранее отмечали топ-менеджеры ведущих зарубежных нефтяных компаний, Ирак, замыкающий пятерку стран по запасам нефти (впереди Венесуэла, Саудовская Аравия, Канада, Иран) и в принципе может достичь желаемого результата в размере 12 млн баррелей в сутки, но существуют помехи в виде бюрократии и недостатка инфраструктур.

По пессимистичному сценарию МАЭ, если  инвестиции будут расти незначительно, то Ирак сможет повысить добычу нефти лишь до 4 млн баррелей в сутки к 2020 году и 5,3 млн баррелей в сутки к 2035 году, что вызовет рост мировых цен на нефть.

В докладе агентства по Ираку, говорится, что стоимость  «черного золота» составит примерно 140 долларов за баррель в 2035 году.

Несмотря на планы иракских властей интенсифицировать производство сырья и смелые прогнозы аналитиков, есть мнение, что занимающий вторую строчку в рейтинге крупнейших производителей нефти ОПЕК, Ирак за последнее время очень сильно нарастил объемы добычи и экспорта сырья, однако эта тенденция подходит к концу.

Действительно, только с середины 2014 года экспорт нефти из страны вырос до рекордных отметок, а объем добычи увеличился почти на 40%. Однако на дальнейшее развитие отрасли и поддержание текущих темпов производства необходимы инвестиции, а необходимого количества финансовых ресурсов в бюджете Ирака сейчас нет.

Более того, по данным компаний Energy Aspects и  FGE практически все хранилища в стране уже заполнены до отказа.

Как ожидается, инвестиции в крупнейшие месторождения страны в этом году могут сократиться до 7 млрд долларов, хотя еще в 2015 году они были почти вдовое больше, 13 млрд долларов, а в 2014 году капиталовложения составляли 20 млрд долларов.

Впрочем, у официальных властей несколько другие планы.

Так, например, в Министерстве нефти Ирака уверены, что государству удастся сохранить высокий объем поставок сырья с южного порта в Басре до конца текущего года.

Как представляется, эти планы вполне могут быть нереализованными, поскольку для поддержания высокого уровня поставок нефти нужны деньги и соответствующие мощности.

Не стоит также забывать о высоких политических рисках, имеющихся в государстве. Не секрет, что нынешняя политическая обстановка в Ираке до сих пор весьма нестабильна: в начале мая с.г. страну захлестнула волна протестов.

Так, протестующие ворвались в охраняемую «зеленую зону» Багдада, где расположено большинство правительственных зданий, ряд протестующих сумели даже прорваться в здание парламента. Сотни людей выкрикивали лозунги, размахивая иракскими флагами, фотографируя те участки города, куда давно запрещен въезд.

 

Пытаясь сформировать кабинет технократов под натиском общественности, недовольной разгулом коррупции в стране, премьер-министр Ирака Х.аль-Абади спровоцировал в иракском парламенте раскол на фоне разногласий по кандидатурам министров. Ряд депутатов опасаются потерять влияние.

Последствия для нефтяного сектора после волны протестов пока еще неясны. Однако одно ясно наверняка: политические беспорядки в Ираке никогда не несли ничего хорошего для основной отрасли национальной экономики.

Конечно, крупные иракские нефтяные месторождения на юге страны расположены далеко от Багдада. Как следствие, министр нефти Ирака выразил уверенность в том, что инцидент в «зеленой зоне» никак не отразится на объеме добычи «черного золота» в стране.

Тем не менее недавняя волна протестов создала неопределенность в отношении будущего Ирака, а ситуация с «зеленой зоной» лишний раз подчеркнула уровень гнева общественности против властей страны.

Крупный американский банковский холдинг Morgan Stanley прогнозирует постепенное снижение добычи нефти в Ираке из-за замедления роста иностранных инвестиций и дестабилизации внутренней обстановки в стране.

Согласно прогнозу, в 2017 году государство будет добывать 4,18 млн баррелей в сутки с последующим падением до 4,13 млн в 2018 году, в 2020 году объем ежесуточного производства еще сократится.

«Устранение ограничений по экспорту нефти на юге страны, увеличение мощности трубопровода на территории курдской автономии в Ираке и разделение поставок тяжелой и легкой нефти – все способствовало росту добычи и сбыта иракского сырья на мировой рынок», – отмечает Morgan Stanley.

Напомним, что из курдской автономии на севере Ирака нефть поступает в Турцию и загружается на танкеры в порту Джейхан на Средиземном море, в южном направлении нефть идет через порт Басра в Персидском заливе, кроме того, сырье автомобильным транспортом транспортируется в Иорданию.

 

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Первое. Амбициозным планам иракских властей интенсифицировать производство и экспорт нефти могут помешать два существенных фактора. Во-первых, отсутствие должного объема финансовых средств, вызванное невысокими ценами на «черное золото». Во-вторых, непрекращающиеся атаки на объекты нефтетранспортной инфраструктуры со стороны террористов.

Второе. Иностранные инвестиции в развитие нефтедобывающей отрасли иракской экономики в обозримой перспективе будут не такими высокими, как в предыдущие годы, поскольку Багдад все еще не рассчитался с ведущими зарубежными компаниями за ранее проделанную работу. В ближайшем будущем покрыть огромные долги иракским властям не удастся.

Третье. «Лукойл» не собирается полностью сворачивать свою деятельность на иракском рынке, но сокращение капиталовложений российской компании в развитие проекта «Западная Курна–2» в нынешних реалиях вполне оправданно. Поскольку авторитет руководителя «Лукойла» среди иракских властей весьма высок, у российской компании есть шанс оперативно получить причитающиеся ей объемы «компенсационной нефти» наряду с несколькими международными «гигантами».

Четвертое. Плотное сотрудничество зарубежных компаний с Ираком, как воздух, необходимо арабскому государству, которое не сможет без зарубежных технологий и инвестиций развивать нефтяную промышленность на своей территории. Желание плотнее закрепить на второй строчке рейтинга ОПЕК по добыче сырья и не пропустить вперед стремительно увеличивающий производство «черного золота» Иран подталкивает иракскую сторону к долее гибкому диалогу с иностранными партнерами.

52.15MB | MySQL:103 | 0,456sec