Развитие СМИ на территории этнографического Курдистана

С выхода первого номера курдской газеты по настоящее время в различных странах курдами было выпущено более 150 газет и журналов, большинство из которых было закрыто тем или иным правительством по политическим соображениям. В данной статье описана краткая история основных печатных изданий курдских партий и организаций, сыгравших далеко не последнюю роль в политической борьбе курдского народа. Также рассматриваются СМИ функционирующее в настоящее время, и приводится анализ их деятельности.

Первое курдское печатное издание, газета “Kurdistan” (Курдистан), вышла в Египте 22 апреля 1898 г. Редакцию возглавлял глава рода Бадерханов — Мидхат Бадерхан, позже, его брат Абдурахман Бадерхан продолжил работу в издательстве. Решение выпускать газету вне места основного сосредоточения курдского населения, было продиктовано запретом турецкого султана Абдулхамида на ее печать в Стамбуле. На страницах политических рубрик, газета освещала положение курдов в странах их проживания и рассматривала аспекты курдских взаимоотношений с другими народами. Позже, редакция газеты, по политическим соображениям, была вынуждена перебраться в Лондон, а оттуда в Женеву. Просуществовав 4 года, газета была закрыта 14 апреля 1902 г. швейцарскими властями.

Курдский вопрос, обострился в Турции после возникновения национального движения под руководством Мустафы Кемаля. 23 июля 1908 г. произошел младотурецкий переворот организованный партией “Ittihad ve terakki” (Единение и прогресс), поддерживаемой курдскими националистами. Первое время новое правительство сотрудничало с курдами, что способствовало появлению новых политических формирований в Турецком Курдистане, каждое из которых имело свой печатный орган. В издаваемых газетах и журналах освещались политические события, происходящие в Турции и за рубежом, а также социальные проблемы курдов.

Наиболее массовым являлось общество “Возрождение и прогресс Курдистана”, печатным органом которого стала газета “Kurt teavun ve tepakki gazetesi” (Газета курдской взаимопомощи и прогресса) издаваемая на турецком языке. Издание было закрыто турецким правительством в 1911 г., в связи с проводимой в нем “антиправительственной пропагандой”. В 1912 г. курдскими студентами была сформирована молодежная организация “Hevi” (Надежда), которая, в свою очередь, открыла свои филиалы в ряде европейских стран. Организация “Надежда”, имела свой печатный орган, в виде журнала “Roja Kurd” (День курдов), позже переименованный в “Hitavi kurd” (Курдский день) выпускаемый в Стамбуле. “Курдский день” также переименовался в “Hetavi kurd” (Солнце курдов), и в “Jin” (Жизнь).

В Иране, созданная еще до Первой мировой войны, организация “Cihan Zani” (Познание мира), выпускала тематические бюллетени политико-просветительского направления. Начавшее свою деятельность в 1913 г. общество “Komala Kurdistan” (Союз Курдистана) издавало журнал “Меsrutiyet” (Конституция) описывающий внутриполитическую ситуацию в Курдистане.

В 1913 г. в Южном Курдистане был выпущен журнал “Banda kurd” (Лозунг курдов), который издавался до 1919 г. В статьях “Лозунга курдов” рассматривались перспективы создания курдских школ и общеобразовательных организаций. Особое внимание уделялось культуре и филологии курдов. С 1918 г. выходила газета “Tegehistina rastiye” (Разъяснение правды), номера которой носили сугубо политический характер.

В 1918 г., глава курдов Исмаил-ага Симко, выступил против иранских властей. Исмаил-ага Симко со своими соратниками издавал журнал “Kurdistan” (Курдистан), подробно излагающий идеи курдского движения. В 1922 г., его войска были разбиты иранским правительством, и журнал прекратил свое существование.

10 августа 1920 г. был подписан Севрский мирный договор держав Антанты с Турцией, согласно которому были признаны права Курдистана на частичное самоопределение. В этот период появились новые курдские печатные издания.

В городе Сулеймании (Ирак), с 1920 по 1922 гг. вышли 115 номеров еженедельной газеты “Peskewtini Sulaymaniyi” (Продвижение Сулеймании). В этот же период печатались газеты “Banda nef” (Агитация права) и “Omida istiglala” (Надежда победы). Еженедельная газета “Royi Kurdistan” (Солнце Курдистана) вышла в 1922 г. Печатный орган издавался правительством Махмуда Барзани в Сулеймании. В свет вышло 15 номеров газеты.

24 июля 1923 г. был подписан Лозаннский мирный договор, согласно которому, этнографический Курдистан был разделен на части между Сирией, Турцией, Ираком и Ираном.

Из всех издаваемых в этот период газет и журналов стоит отметить выходившие в Ираке с 1937 г. информационный бюллетень “Zanisti” (Знание), посвященный научным достижениям, истории и культуре. Также с 1937 г. было выпущено 70 номеров бюллетеня “Ziman” (Язык), рассматривающего филологические вопросы курдского языка. В период с 1939 по 1963 гг. возглавляемая курдским поэтом Пир Мирдом, выпускалась газета “Jin” (Мир). В изданиях этой газеты рассматривались социальные проблемы курдов и их культурные традиции.

В 1939 г., в Мехабаде (Иран), была создана партия “Жизнь Курдистана” (ЖК), основной задачей которой было достижение автономии для иранских курдов и впоследствии воссоздание курдского государства из 4 его частей. Ее партийным органом являлся журнал “Nistiman” (Родина), (выходивший с июля 1943 г.), призванный изложить на своих страницах, как основные цели и задачи партии, так и пути их решения. Закрытие журнала в 1945 г. было обусловлено роспуском организации, в следствии возникновения внутренних противоречий среди руководства.

На базе ЖК, в конце 1945 г., была сформирована “Демократическая партия Иранского Курдистана” (ДПИК), впоследствии ставшая наиболее популярной среди курдского населения Ирана. Возглавляемая Кази Мухаммедом, ДПИК в своей программе провозгласила борьбу за автономию Курдистана в рамках иранского государства. По инициативе партии, также в 1945 г., в Северо-Западном Иране, был образован “свободный район”, получивший название Мехабадской республики, главой которой стал Кази Мухаммед. Правительством Мехабадской республики уделялось особое внимание развитию курдской культуры, что способствовало изданию общественно-политической литературы. Так, в Иранском Курдистане, начался новый этап развития курдской прессы. Печатным органом ДПИК была газета “Kurdistan” (Курдистан) 113 номеров которой вышли под редакцией президента Республики Кази Мухаммеда. Она освещала политические вопросы и культурные традиции курдов. На основе “Курдистана” были созданы газеты “Юноши и дети”, “Hawari nistiman” (Крик родины), “Adar” (Март), “Hilal” (Месяц), “Nistiman” (Родина).

В конце 1946 г. иранское правительство, под предлогом защиты интересов и безопасности граждан, ввело в Мехабад свои войска, которым удалось подавить сопротивление курдов. Мехабадская республика прекратила свое существование. Кази Мухаммед и его ближайшие сторонники, были повешены по приговору военно-полевого суда 30 марта 1947 г.

Потеряв своих лидеров ДПИК, возобновила свое существование в виде ячеек, ставших инициатором создания журнала “Rega” (Дорога). В данном журнале велась пропаганда освободительных идей среди курдов. В 1949 г. деятельность членов ДПИК была прекращена официальными властями, что повлекло за собой закрытие ряда газет и журналов. Центральный орган партии ДПИК -“Kurdistan” продолжал издаваться в подполье.

В годы Второй мировой войны, в Иракском Курдистане, усилилась политическая напряженность перешедшая в открытое выступление курдов против багдадского режима. Помимо основанной в 1939 г., прогрессивными курдскими офицерами, политической организации “Хива”, в Курдистане действовали национально-прогрессивные организации “Рызгари” (Свобода), “Шорыш” (Революция), “Екети хабат” (Единство борьбы) и др. При поддержке этих организаций, шейхом Махмудом Барзани, в 1943 г., были развернуты боевые действия против правительства Нури Саида приведшие к некоторым уступкам со стороны последнего. Но в 1945 г. иракское правительство начало усиленное наступление на курдских повстанцев и одержав победу, приказало казнить лидеров сопротивления.

После Второй мировой войны состояние курдского общества не способствовало формированию в Курдистане организованного курдского движения. Курдский вопрос обострился в Турции лишь к 1960 г., когда правящая власть провела аресты наиболее активных представителей курдской интеллигенции обвиненных в действиях “направленных на ослабление турецкой демократии”. В 1960 г. Комитет национального единства принял ряд законов направленных на ослабление курдского движения в стране и насильственную ассимиляцию курдов среди турецкого населения. По этой причине, курдская пресса в Турции не могла развиваться на должном уровне.

После государственного переворота 1960 г. начался новый этап борьбы курдов за сохранение своих национальных прав. Представители курдской интеллигенции возглавили работу по созданию курдских СМИ. Но открываемые ими издательства практически зразу закрывались правительством Турции.

В 1961 г. в Иракском Курдистане началось массовое восстание под руководством Мустафы Барзани. Только через девять лет после начала восстания курды добились от иракского правительства подписания с Мустафой Барзани соглашения об автономии, которая была окончательно оформлена законом №33 от 11 марта 1974 г. В данный период в Иракском Курдистане было зарегистрировано более 30 новых газет и журналов, которые ориентировались на различные слои населения. Так, в “Denge mamusta” (Голосе учителя), поднимались вопросы образования курдов, “Нusiyari karkan” (Вразумление рабочих), газета профсоюзов рабочих Курдистана, соответственно затрагивала проблемы рабочего класса. В это время, появился и детский журнал “Ster” (Звезда).

Курды Сирии, активную деятельность по созданию своей собственной прессы начали вести с конца 70-х годов. В стране, на курдском языке выходили следующие журналы: 1979 г. “Gelawej” (Утренняя звезда), 1983 г. “Ster” (Звезда), 1986 г. “Xunav” (Роса), 1989 г. “Gurzek Gul” (Букет роз), 1990 г. “Zanin” (Знание). На арабском языке, в 80-х гг. выходил журнал “Курдский интеллигент”.

В начале 80-хгг. меняется отношение к курдам со стороны иракских властей. Глава Ирака Саддам Хусейн пошел на ряд уступок и даже посетил “автономный район”. Но позже взаимоотношения курдов с правящими властями обострились. Лидер ДПК Мустафа Барзани поднял восстание, которое было подавлено иракскими властями. Из-за начавшейся в 1980 г., войны с Ираном, иракские гарнизоны были переведены на фронт, что позволило активизировать курдское движение, которое возглавил Масуд Барзани. В ответ правительство Ирака стало проводить политику физического уничтожения. Так, иракскими войсками неоднократно применялось химическое оружие против курдов.

В начале 80-х годов, в Турецком Курдистане, усилилось национально — демократическое движение. К этому периоду в стране нелегально и полулегально действовали следующие политические организации: “Рабочая партия Курдистана”, “Национальные освободители Курдистана”, “Социалистическая партия Турецкого Курдистана” и др.

Эти организации издавали на турецком и курдском языках газеты и журналы: “Roja velyat” (Солнце родины), “Ozgurluk” (Путь свободы), “Rizgari” (Освобождение), “Xina-nu” (Новая жизнь), “DevrimdcI demokratik genclik” (Революционно — демократическая молодежь), “Ozgurluk” (Свобода), “Tekosip” (Борьба). В данных изданиях, рассматривались различные аспекты курдской проблемы в Турции, и критиковалась политика официальных властей по отношению к курдам. Также освещались социальные и национальные требования курдского народа.

Через 2 года, после сентябрьского переворота 1980 г., в Турецкой Республике, была принята навоя конституции, согласно ряду статей которой, были введены ограничения на печать изданий на нетурецком языке. Так, в ст. 26 говорится “При заявлении или публикации своих взглядов запрещено пользоваться каким-либо запрещенным языком”.

На основе того, что курдский язык попал под данную категорию “Солнце родины”, “Путь свободы”, “Революционно — демократическая молодежь”, “Свобода” и “Борьба” были закрыты.

В 1994 г. в Турции шла подготовка к местным выборам, в ходе которой все кандидаты на руководящие посты от курдских партий были арестованы. В этот период премьер-министр Тансу Чиллер, для успокоения курдского населения, обещала содействовать созданию в Турции курдского радио и телевидения. В 2000 г. в стране вновь возник вопрос о создании курдского телевидения. 16 октября министр иностранных дел Турции Исмаил Джем в своем интервью радио “Свободный Ирак” отметил, что турецкое правительство должно с пониманием относится к требованию курдов о предоставлении им национального телевидения. Создание курдского телевидения было и одним из условий Совета Европы в который стремилась попасть Турция.

В настоящее время, в Турции, продолжает свою издательскую деятельность ряд курдских журналов возникших в начале 90-х годов. Идеологический журнал, не принадлежащий ни одной из политических партий Турции, “Ozgur halk” (Свободный народ), объективно рассматривает на своих страницах внутриполитическую обстановку в 4-х частях Курдистана и освещает деятельность политических лидеров курдского народа. Журнал “Zulfikar”, основанный в 1994 г., также посвящен деятельности курдских партий и их действиям, направленным на сохранение курдской идентичности.

В 2000 г. был создан журнал “Kadin bakisi” (Женский взгляд), рассматривающий деятельность курдианок в борьбе с правительствами стран разделивших территорию Курдистана. Единственным из выше перечисленных журналов, не носящим политического характера, является основанный в 2000 г. журнал “Geng bakis” (Взгляд молодежи). Его основная задача заключается в просвещении молодежи и освещении национальных традиций курдов.

В связи с тем, что турецким правительством, регулярно проводится политика закрытия печатных органов курдов, издатели избрали своеобразную тактику для сохранения своих СМИ. После закрытия очередного печатного органа, издатели меняют его старое название на новое (отличное от предыдущего), также, меняются тираж и сроки выхода издания.

Так, основанная в 1992 г., газета “Ozgur gundem” (Свободная повестка дня), в 1993г. была переименована в “Ozgur ulke” (Свободный район), просуществовавшая под этим названием до 1995 г. Последующее 8 месяцев, газета выходила под названием “Yeni politika” (Новая политика). С конца 1995 г. по 1996 г. газета была закрыта издателями, которые стали выпускать еженедельный журнал “Ozgur yasam” (Новая жизнь), также закрытый ими самими и перешедший в прежнее качество, т.е. в газету. С 1996 по 1997 гг., газета выходила под названием “Demokrasi” (Демократия). В 1998 г. газета была переименована в “Bakis” (Взгляд), а в 2000 г. в “2000 ‘de yeni gundem” (Новая повестка дня 2000 года). В 2001 г. после закрытия предыдущего издания, газета была переименована в “Yedenci gundem” (Седьмая повестка дня). В этом же году снова было изменено название оставшиеся до настоящего времени — “Eniden ozgur gunden” (И снова повестка дня). Ежедневная газета издается на турецком языке в Стамбуле, ее главным редактором в настоящее время является Сибел Гюлер. Газета не носит политического характера и не принадлежит какой-либо из партий. Ее задачи сводятся к освещению политической обстановки в стране и за рубежом. В газете имеет место экономическая рубрика и светская хроника.

Согласно статистики приводимой в курдских СМИ, за период, с 1992 по 1995 гг., в результате действий турецких спецслужб, погибло 36 курдских журналистов. Редактора, всех без исключения, курдских издательств, неоднократно арестовывались властями по обвинению в пропаганде среди широких масс “террористических идей”. В 1994 г. в Стамбуле, была взорвана редакция газеты “Свободная родина”. Несколько журналистов погибло на месте, остальные были тяжело ранены. Как отмечалось выше, публикация на курдском языке запрещена, и под этим предлогом властями проводится строгая цензура всех печатных изданий. Поиск информации и распространение издательств среди курдского населения усложнено постоянным контролем спецслужб за курдскими журналистами. По этому, в история курдской журналистики имели место факты распространения прессы через детей и женщин.

Новому этапу развития курдской прессы в Ираке способствовали события, происходящие в стране с начала 90-х годов. Курдский вопрос обострился после кризиса возникшего в следствии оккупации иракскими войсками Кувейта в 1990г. В феврале 1991г. курды подняли восстание против правящего режима в Ираке, которое было подавлено армией Саддама Хусейна. Европа не осталась безучастной к событиям, происходящим в Иракском Курдистане. По инициативе английского премьера Джона Мейджора, поддерживаемого рядом европейских государств и США, на севере Ирака была создана “зона безопасности”. 19 мая 1992г. в Южном Курдистане, прошли выборы в национальный парламент Курдистана, в результате которых, Демократическая партия Курдистана заняла из 100 мест 51, Патриотический союз Курдистана 49 мест. Парламент образовал Региональное правительство Иракского Курдистана, которое позже возглавил Нечирван Барзани. В дальнейшем между партиями произошел конфликт, приведший к вооруженному столкновению и созданию в Сулейманийском регионе собственного правительства ПСК. Только в сентябре 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межпартийные соглашения, в результате которых возобновился процесс создания общей государственности. 11 апреля 2001 г. в Сулеймании состоялась очередная встреча представителей ДПК и ПСК, на которой была заключена договоренность, по которой члены ДПК, арестованные на территории ПСК, и члены ПСК арестованные на территории ДПК (в годы конфликта между партиями), подлежат безоговорочному освобождению.

30 января 2003 г. в Эрбиле (Ирак) открылся Съезд журналистов Курдистана, в котором приняли участие более 800 человек. На съезде выступил министр культуры Курдистана Фалакэддин Какаи, подчеркнувший необходимость принятия специального закона о защите свободы слова и о правах журналистов.

В настоящее время в Иракском Курдистане издается более 50 газет и журналов, работают десятки радио и телевизионных станций (в том числе две спутниковые). Вещание в основном ведется на курдском языке, но есть программы на арабском, персидском и английском языках. В городе Амуде открылось курдское интернет-кафе.

В этом году 17 января исполнилось 4 года с начала вещания эрбильского спутникового телевидения “Курдистан-ТВ”. Первоначально “Курдистан-ТВ” вещал на протяжении 3 часов, потом на протяжении 7 часов. Тенденция увеличения часов вещания продолжается и в наши дни. Передачи ведутся на курдском, арабском, персидском и ассирийском языках. “Курдистан-ТВ” принимается в большинстве стран Востока, а также в Западной Европе. Канал сотрудничает с многими крупными международными информационными агентствами и постоянно расширяет сеть своих корреспондентских пунктов за рубежом.

Курдская пресса в Иракском Курдистане в настоящий момент продолжает отражать интересы двух противоборствующих партий (ДПК и ПСК). Особое внимание в газетах и журналах уделяется деятельности партий и отношений между ними. Так, в вышеуказанной ежедневной газете “Курдистан” рассматриваются политические пути решения курдского вопроса, предложенные ДПК, а страницы “Голоса курдов” посвящены исключительно деятельности ПСК. В партийных газетах в обязательном порядке объективно раскрываются события происходящие в Южном Курдистане в настоящее время и перспективы развития послевоенного Ирака в целом.

Из-за политического преследования властями, курдами было создано свое телевидение не на территории этнографического Курдистана, а в Европе. С 1995 по 1999 гг. в Голландии начало свое телевещание “Med TV”. В 1999 г. уже в Бельгии был открыт канал “GUDI”, закрытый позже самими курдами. 31 июля 1999 г. в Бельгии впервые вышло в эфир курдское телевидение “MEDYA -TV”. Целью создания канала было как освещение деятельности политических партий и общественных организаций, так и новостей науки и культуры. Особое внимание было уделено развитию курдского языка. Постоянным гостем программы “Ситуация” стал член Совета Президиума КСДК Осман Оджалан (брат ныне арестованного лидера РПК — Абдуллаха Оджалана), регулярно выступающий с комментариями по политическим вопросам. Параллельно с “MEDYA — TV”, свое вещание ведет канал “Mesopotamia”, основные программы которого идентичны “MEDYA — TV”.

В Европе, 17 февраля 1999 г. был торжественно открыт первый съезд Союза журналистов Курдистана. Штаб-квартира этой организации находится в Кельне, так как правительства Турции, Сирии, Ирана и Ирака, всевозможно препятствуют развитию курдских СМИ. Союз журналистов был создан с целью консолидации усилий направленных на развитие национальной прессы курдов и защиты их прав перед вышеуказанными правительствами.

16 марта 2003 г. во Франкфурте-на-Майне прошел IV съезд Союза журналистов, на котором обсуждалось международное положение в ближневосточном регионе и возможные последствия военного вторжения США и их союзников в Ирак. Журналисты призвали к активному развитию национальной прессы, и к объединению усилий для защиты прав курдского народа.

Стоит отметить, что курдская журналистика с момента своего возникновения и до наших дней проходит сложные этапы формирования, напрямую связанные с отношением правящих властей к курдскому народу в целом.

40MB | MySQL:91 | 1,227sec