Очередные постановления правительства в рамках режима чрезвычайного положения в Турецкой Республике

В Официальной газете №29892 от 29 октября сего года было обнародовано три важных документа, которые тем самым получили законную силу. Во-первых, речь идёт о законе №6749 от 18.10.16, в фокусе которого находятся обновленные списки закрываемых в рамках режима чрезвычайного положения организаций. Во-вторых, принято два новых постановления, имеющих силу закона, за №№675 и 676.

Обратимся к некоторым положениям упомянутых выше документов, которые, привычным образом, носят весьма комплексный характер затрагивая деятельность множества государственных учреждений и ведомств.

Главный объем Закона №6749 составляют пять приложений к нему, определяющих перечень закрываемых учреждений: (1) медицинские учреждения – 35, (2) учебные заведения – 881 и общежития – 108, (3) фонды / вакуфы – 104, ассоциации и федерации – 1125, (4) университеты – 15, (5) профсоюзы – 19.

В остальном можно сказать, что данный закон является вполне традиционным в том смысле, какие меры принимаются в отношении движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансе ликвидируемых учреждений.

Равно как и прав персонала, увольняемого с государственной службы по делам, связанным с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» (ФЕТО). Понятно, что в их случае речь идёт о «волчьем билете», не дающем право возвращаться на государственную службы и занимать посты по специальности.

Зачем потребовалось принимать Закон вместо постановления, имеющего силу Закона? Очевидно, что статус первого выше, чем статус второго. Кроме того, само название «закон» подразумевает прохождение процедуры согласования документа через Меджлис и выбивает у оппозиции из-под ног почву для критики (что правящая партия принимает постановления и тем самым подменила собой законодательный орган страны). По содержательной части там особо нового ничего не содержится.

Постановления №675 и №676 продолжают начатую ранее «кадровую работу», если смотреть формально двунаправленную. В том смысле, что по каким-то лицам, ранее включенным в списки на увольнение, принято решение о том, чтобы их вернуть «назад» (ну, то есть, проверка выявила допущенную ошибку). Ну, а по кому-то принято решение об окончательном и бесповоротном увольнении.

При этом, наблюдается не сопоставимый перекос в пользу второго. То есть, число первых едва-едва приближается к восьмидесяти, число вторых составляет 10 131 человек. По отношению к возвращенным на службу будут производиться все необходимые выплаты (з/п, а также социальные платежи) за период бездействия.

Закрывается 15 новостных агентств, газет и журналов. По аналогии с персоналом, в отдельных случаях ранее принятые решения отзываются.

В отношении 68 студентов, проходящих обучение за рубежом, связи которых установлены с ФЕТО принимаются следующие меры: их учеба прекращается, по выданным документам их образования не может приниматься решение о «соответствии». Иными словами, полученные ими документы не признаются в Турецкой Республике. Опять же, верно и обратное: 25 человек, попавшие ранее в список, из него исключаются с восстановлением своих прав.

Одним из главных новшеств, заставивших многих в очередной раз заговорить об «угрозе демократии», является отмена выборов ректоров университетов, которые с настоящего времени будут напрямую назначаться из трех предложенных кандидатов президентом страны. При этом, разумеется, исходя из установленных квалификационных требований (ученое звание профессора не менее трех лет).

Также вносятся корректировки в уголовный кодекс, согласно которым время встречи подозреваемых по делам, связанных с террористической деятельностью (равно, как и по наркотикам) со своим адвокатом по прокурорскому запросу и решению судьи может быть ограничено общим временем общения в 24 часа.

Вносятся процедурные изменения: в том случае, если адвокат на слушаниях оказывается неготовым и покидает зал заседаний без уважительной причины, то слушания могут быть продолжены без него. Записи свиданий между адвокатами и их подзащитными смогут быть изученными по прокурорскому запросу, по решению судьи. Свидание с адвокатом сможет немедленно быть прерванным, если выяснится, что в ходе разговора даются указания и сообщения для террористической организации, наносящие угрозу национальной безопасности. В этом случае, после составления соответствующего протокола свидания с адвокатом могут запрещаться сроком до полугода.

В случаях, когда речь идет об аресте имущества подозреваемых в связях с ФЕТО и в составе этого имущества есть доли акций компаний, но в объеме менее 50% (то есть не в объёме контрольного пакета), то на место подозреваемых государством назначается внешний управляющий упомянутых долей предприятий.

Безусловно, обращает на себя внимание расширение полномочий министра внутренних дел, дающее ему право создавать «зарубежные оргструктуры», то есть открывать представительства МВД за рубежом. Штатное расписание пока определяет лимит в 100 человек. Паспортные вопросы из ведения Директората безопасности передаются в ведение МВД.

Кроме того, принято очевидное послабление в отношении сотрудников силовых спецподразделений – от них больше не будут требовать сдачи специального, и требующего надо сказать, изрядной подготовки экзамена по выбору государственных служащих (то, что в аббревиатуре называет KPSS).

В отношении госслужащих установлены критерии, по которым они могут увольняться со службы. В их числе «пропаганда террористических организаций» и, разумеется, все разновидности помощи им.

Итак, подводя черту отметим, что невидимая глазу простого турецкого обывателя борьба с «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» продолжается, которая сопровождается как арестами подозреваемых, так и реформами функционирования деятельности госаппарата. В очередной раз можно сказать, что ряд решений постановлений чрезвычайного положения носит долгосрочный характер. Что, по идее, делает необходимым их рассмотрение в Меджлисе. Однако, как показывает пример Закона №6749, руководство страны постепенно начинает легализовать постановления через Меджлис. Разумеется, могло оно это делать и раньше, имея в парламенте большинство. Однако, при этом терялся бы необходимый им высокий темп прессинга на гюленистов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,426sec