Пакистан: состояние нефтегазового сектора и интересы Ирана, Катара, России. Часть 1

В российском востоковедении существует определенный дефицит аналитических исследований и научных публикаций, посвященных топливно-энергетическому комплексу Пакистана.

Однако в последнее время эта проблематика становится все более актуальной, поскольку, помимо самого Пакистана, в обеспечение его энергетической безопасность так или иначе вовлечены Иран, Катар, Россия, ряд других государств.

Восполняя образовавшийся информационный вакуум, автор постарается охарактеризовать нынешнее состояние и перспективы развития нефтегазового сектора пакистанского хозяйства, а также проанализировать основные интересы стран, стремящихся реализовать различные энергетические проекты на рынке Пакистана.

 

Peace Pipeline

На днях поступила информация о том, что Пакистан планирует завершить строительство своего отрезка газопровода Peace Pipeline («Мир»), который идет из Ирана.

По заявлению председателя парламентского комитета страны М.Х.Сайеда, необходимо сделать все возможное, чтобы завершить пакистанский отрезок газопровода «Мир», хотя большая проблема заключалась ранее в том, что против Исламской Республики действовали международные санкции, но теперь проблема уже устранена. В этой связи пакистанские власти должны завершить свой отрезок трубы в кратчайшие сроки[i].

По мнению чиновника, в настоящее время существует статус-кво отношений между Ираном и Пакистаном.

«Я был очень счастлив, когда президент Ирана Х.Роухани и премьер-министр Пакистана Н.Шариф встретились в Нью-Йорке 22 сентября с.г. и заявили, что между портами Чабахар и Гвадар будет взаимодополняемость»[ii], – заявил он.

Как отметил М.Х.Сайед, сырье из Ирана может транспортироваться в Китай через Китайско-Пакистанский экономический коридор (CPEC), а Пакистану важно, чтобы к проекту строительства газопровода Иран – Пакистан присоединилась и Индия[iii].

 

Для справки: первоначально планировалось, что газопровод Peace Pipeline («Мир») должен был поставлять «голубое топливо» для Пакистана и Индии, которые остро нуждаются в энергоносителях.

Между тем Индия, участие которой изначально предполагалось, уклонилась от ведения переговоров по проекту.

Тогда Иран и Пакистан сообщили, что они самостоятельно завершат проект, если Индия и дальше будет игнорировать переговорный процесс.

В 2013 году Иран и Пакистан официально объявили об открытии строительства пограничной части газопровода.

Иран уже построил 900 км газопровода на своей территории и ждет, когда строительство 700-километрового трубопровода будет завершено в Пакистане. Причем Тегеран давно призывает Исламабад достроить свой участок, но Пакистан пока никак не может это сделать из-за отсутствия необходимых средств.

Согласно проекту Пакистан должен получать 22 млн куб. м газа в сутки.

Этот трубопровод начинается из иранского Ассалуйе, в южной провинции Бушер, его протяженность должна составить 1,1 тыс. км по территории Ирана. В Пакистане труба будет проходить через Белуджистан и Синд, хотя сегодня заявляется, что маршрут может измениться, если удастся привлечь в проект инвестиции из Китая.

 

Пакистан и Китай

Стоит напомнить, что в Пакистане ведется разработка проекта по строительству экспортного нефтепровода из порта Гвадар в Китай.

Этот нефтепровод даст Китаю возможность диверсифицировать поставки нефти. Н.Шариф выступил с предложением о строительстве нефтепровода в ходе визита в Китай еще в июле 2013 года.

По прогнозу пакистанских властей, Пакистан в будущем будет иметь излишки нефти, поскольку компания Pak-Arab Refinery Limited (Parco) решила возобновить строительство нефтеперерабатывающего завода Khalifa Refinery Project стоимостью в 6 млрд долларов, которое было заморожено Объединенными Арабскими Эмиратами при прежнем правительстве[iv].

Pak-Arab Refinery Limited (ОАЭ принадлежит 40% акций, правительству Пакистана – 60%) построит нефтеперерабатывающий завод в провинции Белуджистан мощностью 250 тыс. баррелей нефти в сутки. Китай также проявил интерес к строительству завода.

Parco был крупнейшим пакистанским нефтеперерабатывающим заводом мощностью 90 тыс. баррелей в сутки. Иранские власти уже предложили продлить нефтепровод до Ирана, чтобы последний мог поставлять нефть напрямую в порт Гвадар.

Иран также выражал намерение построить нефтеперерабатывающий  завод мощностью 400 тыс. баррелей в сутки в порту Гвадар при предыдущем правительстве Пакистана, однако проект не мог быть реализован из-за международных санкций в отношении Ирана.

Порт Гвадар расположен близко к Персидскому заливу, через который проходит около 40% мировых объемов нефти.

Согласно официальной статистике, Китай удовлетворяет примерно 50%

своих потребностей в нефти за счет импортных поставок с Ближнего и Среднего Востока. Основной маршрут поставок проходит через Дубай – Шанхай – Урумчи и составляет более 10 тыс. км. Как ожидается, протяженность нефтепровода из Гвадара составит около 3,6 тыс. км.

 

 

Иран и Индия

Между тем у Ирана есть гораздо более масштабные газовые планы. С увеличением производства «голубого топлива» до 1 млрд куб. м в сутки в 2019 году у государства появятся возможности для расширения экспорта.

Так, вместе с Индией Иран изучает вопрос прокладки подводного газопровода, который пройдет по дну Оманского залива в обход Пакистана. Предположительная стоимость газотранспортной магистрали составляет 4,5 млрд долларов. Труба проляжет от побережья Ирана по морскому дну через Оманский залив и Индийский океан. Далее она будет выведена на берег в индийском штате Гуджарат на западе страны.

Трубопровод, который будет перекачивать 31,5 млн куб. м газа ежесуточно, предполагается проложить в течение 2 лет начиная с даты подписания необходимых согласований. Уже ведутся переговоры с компанией South Asia Gas Enterprise (SAGE). Планируется, что именно она займется строительством подводного участка трубопровода, длина которого оставит 1,4 тыс км в обход исключительной экономической зоны Пакистана.

 

Пакистан и Турция

В свою очередь, наблюдая за двойной игрой Ирана, Пакистан не сидит сложа руки, параллельно налаживая мосты с другими потенциальными инвесторами в топливно-энергетический комплекс государства.

Так, Турция стремится расширить свое присутствие в энергетическом секторе Пакистана, и между странами динамично развивается экономическое партнерство. Пакистан заинтересован в притоке турецких нефтегазовых технологий и турецкого бизнеса в свою страну, особенно тех предприятий, которые обладают опытом реализации энергетических проектов.

«Многие годы наши страны объединяют прочные связи, которые перерастают в экономическое взаимовыгодное партнерство»[v], – подчеркнул министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, при этом добавив, что Турцию и Пакистан объединяют братские, проверенные временем отношения, а «сектор энергетики Пакистана, это та область, где, как мы надеемся, Турция может принять самое активное участие».

По словам турецкого министра, потенциал сотрудничества сегодня задействован не до конца, и причина этого – слабо развитая логистика, которая осложняет интеграционные процессы между странами[vi].

«Налаженные перевозки контейнеров железнодорожным транспортом по маршруту Стамбул (Турция) – Исламабад (Пакистан) усилят торгово-экономические отношения», – справедливо подчеркнул М.Чавушоглу.

В планах обеих стран – целый спектр совместных проектов в области инвестиций и развития инфраструктуры региона в рамках мировых транспортных коридоров.

«Мы заинтересованы в развитии интеграционных проектов в области транспорта, логистики, инвестиций, энергетики и торговли»[vii], – отметил министр Турции.

Справедливости ради стоит особо отметить, что у Пакистана большой дефицит «голубого топлива» для производства электроэнергии. Это приводит к веерным отключениям в различных регионах страны. За счет газа в Пакистане вырабатывается практически половина всей электроэнергии.

Тем не менее государство располагает собственными запасами газа, нефти, угля, а также развивает возобновляемую энергетику (в частности ветровую и солнечную).

 

Пакистан и Катар

В первой половине текущего года Пакистан подписал 15-летнее соглашение об импорте СПГ из Катара. В соответствии с контрактом эмират будет поставлять пакистанским потребителям 3,75 млн т СПГ в год[viii].

Причем, как ранее сообщала пакистанская печать, Исламабад сумел договориться с Дохой об очень выгодной цене – 7 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (BTU)[ix].

Премьер-министр Пакистана Н.Шариф заявил, что стоимость сделки составила 15 млрд долларов, при этом проинформировав, что объемы катарского сырья смогут покрыть одну четвертую часть газового дефицита Пакистана[x].

Ранее катарский телеканал Al Jazeera со ссылкой на министра нефти и минеральных ресурсов Пакистана Ш.Х.Аббаси сообщил, что сторонами ратифицировано соглашение, согласно которому Пакистан в течение 15 лет будет закупать катарский газ. При этом общая сумма сделки была указана в размере 16 млрд долларов.

Сообщалось также, что Пакистан будет импортировать 1,5 млн т СПГ ежегодно. О других коммерческих параметров сделки информации не поступало.

Пакистан начал импортировать СПГ в прошлом году, чтобы заменить обычное топливо на своих электростанциях. Страна получает СПГ посредством плавучего регазификационного (приемного) терминала FSRU Exquisite емкостью 150,9 тыс. куб. м.

Это судно арендовано компанией Engro Elengy и стоит в порту Касим возле Карачи. За период с марта по декабрь 2015 года через FSRU прошло 17 грузов СПГ, поставленных катарской компанией Qatargas.

По информации достоверных источников, США требуют от Пакистана вместо иранского магистрального газа покупать катарский СПГ. Эти требования продиктованы не только западными санкциями, которые частично все еще действуют по отношению к Ирану, но и с присутствием ряда западных компаний (например, американской ExxonMobil, французской Total) в катарской газовой промышленности

 

[i]Senior MP Urges Pakistan to Complete Own Portion of IP Gas Pipeline // FARS News Agency (FNA), 15.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://en.farsnews.com/newstext.aspx?nn=13950825001268

[ii]Ibid.

[iii]Ibid.

[iv]Bhutta Z. Pakistan working on Gwadar-China oil pipeline // The Express Tribune, 13.07.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tribune.com.pk/story/1140506/crude-export-pakistan-working-gwadar-china-oil-pipeline/

[v]Pak-Turkish relations transforming into economic partnership: Turkish FM // Associated Press of Pakistan (APP), 01.08.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.app.com.pk/pak-turkish-relations-transforming-into-economic-partnership-turkish-fm/

[vi]Ibid.

[vii]Ibid.

[viii]Pakistan signs landmark 15-year LNG supply deal with Qatar // Reuters, 10.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://in.reuters.com/article/pakistan-qatar-lng-idINKCN0VJ1YS

[ix]Bhutta Z. Pakistan finalises $21b LNG deal with Qatar // The Express Tribune, 20.02.2015. Интернет-ресурс. URL: http://tribune.com.pk/story/841333/pakistan-finalises-21b-lng-deal-with-qatar/

[x]Sergie M. Qatargas Clinches 15-Year Contract to Supply LNG to Pakistan // Bloomberg, 10.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-02-10/qatargas-clinches-15-year-contract-to-supply-lng-to-pakistan

52.24MB | MySQL:106 | 0,646sec