Израиль: продолжается расширение еврейского присутствия в иерусалимском квартале Кфар-Шилоах

Иерусалимский квартал, именуемый по-арабски Силуан, а на иврите Кфар-Шилоах, непосредственно примыкает к Мусорным воротам Старого города, за которыми находится Стена Плача, являющаяся в настоящее время важнейшими культовым центром иудаизма. Сравнительно недалеко от Мусорных ворот на территории Силуана расположен археологический парк «Град Давида» («Ир Давид»), представляющий собой один из важнейших туристических объектов такого рода в современном Иерусалиме, поскольку именно здесь находился Иерусалим времен знаменитых царей Израиля Давида и Шломо (Соломона), то есть рубежа II – I тысячелетий до н.э. Поблизости с «Градом Давида» ведутся сейчас раскопки дворца царицы Елены, правительницы месопотамского государства Адиабена, которая перешла в иудаизм в I в. н.э. и упоминается в Талмуде. В глубине Силуана расположены другие археологические памятники, важнейшими из которых являются вход в упоминаемый в Библии Силоамский туннель («Никват Шилоах»), построенный в VIII или в VII веке до н.э. иудейским царем Хизкиягу (Езекией) из династии Давида, и начало построенной в I в. н.э. иудейским царем Агриппой II (правнуком Ирода Великого) мраморной лестницы, ведущей на Храмовую гору. Все эти археологические объекты привлекают в Силуан множество туристов – как израильтян, так и иностранцев.

Сам по себе нынешний квартал Силуан представляет собой разросшуюся и поэтапно включенную в городскую черту Иерусалима в конце XIX – ХХ в. крупную арабскую деревню. По данным на начало 2016 года население Силуана составляло 17200 человек, в основном арабов-мусульман, но также 62 еврейские семьи (свыше 500 человек).  Евреи снова начали селиться в Силуане в 80-е годы ХХ века. Помимо близости к Стене Плача и наличию упомянутых еврейских археологических памятников, это было связано с тем, что нынешний арабский Силуан включил в свой состав дома небольшого еврейского квартала Кфар-Шилоах, существовавшего здесь до 1938 года. Дома и земельные участки, покинутые евреями из-за нападений арабов, остались при этом номинально еврейской собственностью.

Первой еврейской семьей, поселившейся в новое время в квартале Кфар-Шилоах, стала проживавшая в Иерусалиме с XVI века семья известного сефардского раввина Рахамима Натана Меюхаса, которая построила свой здесь свой дом в 1873 году. Это было частью начавшегося в середине XIX в. процесса выхода иерусалимских евреев за пределы крепостных стен Старого города.

1881 году в Эрец-Исраэль репатриировалась группа евреев из Йемена. Иерусалимские евреи помогли им собрать деньги и основать поблизости от арабского Силуана и от дома семьи Меюхас свое поселение, получившее название Кфар-Шилоах или Кфар га-Тейманим (т.е. «деревня йеменцев»). В то время дома арабов находились на значительном расстоянии от домов йеменских евреев. Для управления приобретенными в Кфар-Шилоахе землями еврейской общиной Иерусалима в соответствии с турецкими законами был зарегистрирован в 1899 году фонд «Гекдеш Мушон Бенвенисти», представляющий собой с тех пор юридическое лицо.

В квартале Кфар-Шилоах периода его расцвета проживало около 160 еврейских семей, действовали 5 синагог, а также поликлиника. В 1921 и в 1929 году дома евреев в Кфар-Шилоахе подвергались нападениям со стороны арабских погромщиков. Евреи упорно держались за свой квартал, однако в 1938 году, во время широкомасштабного арабского мятежа они были вынуждены покинуть его. При этом британские колониальные власти пообещали помочь евреям вернуться, когда арабские беспорядки прекратятся, но этого так и не произошло и еврейская недвижимость в Кфар-Шилоахе (теперь уже в Силуане) была захвачена арабами.

Начавшийся в 80-е годы ХХ века процесса возвращения евреев в Кфар-Шилоах сопровождался актами насилия со стороны местных арабов, пытавшихся ему воспрепятствовать, а также судебными исками. В 2001 году иерусалимский окружной суд официально признал занимающуюся расселением евреев в Кфар-Шилоахе общественную организацию «Атерет га-Коганим» полномочным юридическим представителям упомянутого фонда «Гекдеш Мушон Бенвенисти». Это решение суда было поддержано генеральным попечителем Министерства юстиции. С тех пор «Атерет га-Коганим» добивается выселения арабов, занимающих принадлежащие этому фонду дома, для того, чтобы снова заселить Кфар-Шилоах евреями. За последние два года юридические процессы ускорились и несколько арабских семей были выселены из захваченных ими домов.

Около года назад была выселена арабская семья Абу-Наб, проживавшая в здании старинной синагоги йеменских евреев. Теперь «Атерет га-Коганим» завершает ремонт здания для того, чтобы оно могло снова использоваться в качестве синагоги. На его крыше уже установлен большой «щит Давида» (шестиконечная звезда), который светится по ночам, наглядно демонстрируя всем, что здание снова стало еврейским.

Газета «Гаарец», занимающая последовательную радикально левую позицию и выступающая против расширения еврейского присутствия в Восточном Иерусалиме (так именуются районы Иерусалима, находившиеся в 1949-1967 гг. под контролем Иордании), в том числе и в Силуане, сообщила в минувший четверг, что представители «Атерет га-Коганим» подали иск в суд с требованием выселить из занимаемых ими квартир еще девять арабских семей в квартале Кфар-Шилоах. Сообщается, что, помимо этого, в настоящее время упомянутая организация уже ведет судебные иски против 72 арабских семей, от которых требуют освободить занимаемые ими дома в Кфар-Шилоахе, в которых до 1938 года проживали евреи.

Авив Татарский, представитель радикально левой организации «Ир амим», помогающей арабам и действующей главным образом в Иерусалиме, заявил в этой связи в интервью корреспонденту «Гаарец»: «Правительство Израиля, которое помогает выселению Батан эль-Гава (так называют арабы бывший квартал йеменских евреев Кфар-Шилоах – В.Ч.), законно приобретенные ими, это то же самое правительство, которое нарушает правила морали и правильного администрирования, чтобы оставить жителей Амоны на землях Силвада». Следует пояснить, что последняя фраза касается идущей сейчас в Израиле ожесточенной полемики по поводу небольшого еврейского поселения Амона, расположенного к северо-востоку от Иерусалима. Радикально-левые организации подавшие иск в суд от имени арабов из близлежащего арабского села Силвад утверждают, что данное еврейское поселение построено на частных арабских землях.

По словам Авива Татарского, «выход из тупика политики неделимой Эрец-Исраэль будет возможен только в том случае, если будут признаны права палестинцев в Иерусалиме (т.е. в случае Силуана право собственности арабов на захваченные в ходе погромов в период британского правления еврейские дома – В.Ч.) и осознанна потребность двух народов прийти к политическому урегулированию».

Поскольку под «политическим урегулированием» левые радикалы подразумевают раздел Иерусалима, высказывание представителя «Ир амим» в данном случае нельзя истолковать иначе, как несогласие с тем, что в случае если все упомянутые иски будут приняты судом, и Кфар-Шилоах снова станет районом компактного расселения евреев, что в свою очередь станет препятствием на пути нового раздела города.

В ответ на это адвокат Авраам Моше Сегаль, представляющий интересы фонда «Гекдеш Мушон Бенвенисти» сделал следующее заявление: «Различные суды, и во главе их – Верховный суд постановили, что исключительно «Гекдеш Мушон Бенвенисти» является владельцем данной недвижимости, и мы ожидаем, что приговоры судов будут уважаться в том виде, в котором они были приняты».

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec