Израиль намерен возобновить прежнюю поселенческую политику в полном объеме

С 1993 года, когда были подписаны так называемые «Норвежские соглашения» и даже раньше, с 1992 года, когда премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, лидер победившей тогда на выборах партии Авода, поселенческие программы Израиля были свернуты. С тех пор в израильский политический лексикон прочно вошло слово «гакпаá» («замораживание») применительно к планам еврейского строительства в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), а также в Иерусалиме. Нельзя сказать, что за минувшие годы такое совсем строительство не велось, но его масштабы были резко сокращены – сначала из-за сознательной политики израильских левых правительств, а потом из-за сильнейшего внешнеполитического давления, прежде всего со стороны США, являющихся основным стратегическим партнером еврейского государства.

В этой связи уместно упомянуть, что согласно генеральному плану развития еврейских поселений в Иудее и Самарии, получившему названия «план Дроблеса» — по имени Матитьягу Дроблеса, занимавшего с конца 70-х по начало 90-х годов прошлого века пост главы поселенческого отдела Всемирной сионистской организации, уже к 2005 году израильтяне должны были составить 40 % населения Иудеи и Самарии. В реальности даже сейчас, десятилетие спустя после упомянутой даты граждане Израиля составляют лишь порядка 20-25 % населения этих районов.

Со времен Ицхака Шамира (покинул пост премьер-министра в 1992 году) выросло уже целое поколение израильтян, привыкших к тому, что еврейское строительство в Иудее, Самарии и Иерусалиме искусственно сдерживается по политическим причинам, прежде всего из-за внешнеполитического давления. Особо тяжелыми для израильского поселенчества были годы правления в США администрации Барака Обамы. Однако с избранием на пост президента США Дональда Трампа ситуация резко поменялась, что сразу же нашло свое отражение в заявлениях израильских политиков.

Сам премьер-министр Биньямин Нетаньяху избегает пока делать далеко идущие заявления в этой связи, однако это делают другие высокопоставленные представители его партии – Ликуда. С такого рода заявлением выступил в минувшее воскресенье министр транспорта Исраэль Кац во время поездки в Самарию (северную часть Западного берега), куда он прибыл для того, чтобы осмотреть на месте трассу нового шоссе, огибающего арабскую деревню Наби-Элиас, расположенную на шоссе Калькилия – Шхем (Наблус). Прокладка объездного шоссе должна начаться в самое ближайшее время. Эта стало возможным после того, как Верховный суд (БАГАЦ) отверг на прошлой неделе иски поданные десятками арабов против этого проекта.

Следует пояснить, что данные иски преследовали двоякий интерес: политический (помешать развитию еврейского поселенчества), но в не меньше степени и экономический, поскольку в настоящее время жители еврейских поселений этого района проезжают по центральной улице Наби-Элиаса и часто посещают расположенные на ней арабские магазины. Восточнее Наби-Элиаса на шоссе Калькилия – Шхем и поблизости от него располагаются крупные еврейские поселения Карней-Шомрон, Маале-Шомрон, Кдумим и Имануэль, общее население которых составляет в настоящее время около 20 тысяч человек. По этому же шоссе ездят и жители расположенных еще восточнее еврейский поселений Центральной Самарии – Элон-Морэ, Брахи, Ицгара и Итамара.

Стоящие вплотную к шоссе дома Наби-Элиаса не позволяют расширить существующее шоссе, что приводит к постоянным пробкам. В этой связи и возникла потребность в объездном шоссе. «С этого перекрестка, на котором мы сейчас находимся, должны быть убраны все препятствия», — заявил Исраэль Кац. И тут же, для того, чтобы не оставалось сомнений в том, что он имеет не столько физические, сколько политические препятствия, министр добавил: «тот, кто определяет политику, это правительство Израиля. Надо вернуться к традиционной политике строительства в Иерусалиме и в поселениях Иудеи и Самарии». Относительно же объездного шоссе в районе Наби-Элиаса министр заявил, что его прокладка будет завершена в течении девяти месяцев.

Сопровождавшие министра транспорта журналисты спросили, относится ли его призыв к возобновлению строительства в поселениях только к так называемым «блокам поселений», как предложил накануне министр обороны Авигдор Либерман. Исраэль Кац ответил на этот вопрос однозначно: «Я говорю о поселениях, я не сказал «блок». Надо строить в каждом поселении в соответствии с его потребностями. Таковой была политика в прошлом. Слово «замораживание» должно быть снято с повестки дня. Она ущербно в моральном смысле и одновременно с этим оно приносит практический вред во всех сферах жизни. И я на самом деле собираюсь продвигать эту политику. В сфере инфраструктур это и так уже происходит, как вы видите», — добавил министр транспорта, подразумевая строительство объездного шоссе в районе Наби-Элиаса.

Косвенным образом заявления Исраэля Каца стали ответом на недавние заявления лидера партии «Наш дом Израиль» (НДИ) и министра обороны Авигдора Либермана, призвавшего строить только в неких блоках поселений (министр обороны не пояснил, что конкретно он имеет в виду) и снова заморозить строительство за их пределами. Это заявление вызвало недоумение даже у многих сторонников НДИ. Что же касается Ликуда и входящей в правящую коалицию религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», то там открыто обвинили А.Либермана в левизне. Согласно появившимся в израильских СМИ сообщениям, приближенные избранного президента США д.Трампа неофициально заявляют по этому поводу, что министр обороны Израиля «обошел слева» их босса.

В продолжение беседы с журналистами Исраэль Кац ответил на вопрос: «Разделяете ли вы оптимизм относительно ожидаемых отношений Израиля с новой администрацией США?», который ответил  так: «Тот, кто определяет поселенческую политику, это правительство Израиля, однако, конечно, координация с администрацией США имеет большое значения. У меня есть серьезные основания для оптимизма относительно возможности такой координации и возвращения к политике поселенчества и строительства в Иерусалиме, Иудее и Самарии. Я убежден, чтобы будет и координация, и возможность найти взаимопонимание по этому вопросу».

Сопровождавший министра глава регионального совета Самарии Йоси Даган постарался обратить внимание на то, что с его точки зрения перед гражданами Израиля, в том числе перед поселенцами несет ответственность правительство Израиля, а не администрация США. «Нельзя пребывать в эйфории, — сказал он, — В итоге мяч на нашей стороне поля. Мяч был у нас и при таком непростом президенте, как Обама, мяч у нас и когда есть лучший президент, Трамп. Мяч – у премьер министра Израиля, и я как гражданин государства и народный избранник, обращаюсь со своими требованиями не к Трампу, а к премьер-министру Израиля».

В тот же день, когда министр транспорта Израиля сделал упомянутые заявления в Самарии, представитель Израиля в ООН Дани Данон (также член Ликуда) заявил на ежегодном съезде Организации сионистов америки (ZOA): «В последнее время дипломаты говорят мне, что они (администрация Барака Обамы – В.Ч.) намерены использовать переходный период между двумя администрациями США, чтобы провести одностороннее антиизраильское решение в Совете Безопасности ООН. Ясно одно, такое решение опасно для Израиля». При этом Дани Данон счел нужным добавить: «Израиль не пойдет на уступки, который поставят под угрозу безопасность его граждан».

52.22MB | MySQL:103 | 0,514sec