Турецко-немецкие отношения в нынешнем этапе

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер  15 ноября прибыл в Анкару для проведения переговоров на фоне дипломатического кризиса между  двумя странами и в отношениях ЕС-Турция, в целом.  Во время пресс-конференции после встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, Франк-Вальтер Штайнмайер  заявил, что переговоры были не  из легких, а его турецкий коллега отметил, что Турция недостойна подобного отношения со стороны стран ЕС: «Мы вынесем вопрос о продолжении диалога с ЕС на референдум, а решение пусть примет народ. Нам надоело такое унизительное отношение. Мы можем преодолеть этот тяжелый период в отношениях с ЕС только при условии совместных шагов и атмосферы доверия». Турецкий министр Мевлют Чавушоглу также заявил, что только на территории ФРГ находится около 4500 «пособников и террористов» РПК (Рабочая партия Курдистана), и до сегодняшнего дня лишь трое из них были переданы турецкой стороне.

Самое популярное немецкое издание Bild характеризуя визит Ф-В.Штайнмайера отметило, что прием  был очень холодным и «неподобающе легендарному турецкому гостеприимству, что означает, что турки злые на нас».

Турецко-немецкие отношения захватывают такую обширную сферу интересов, что нынешняя негативная эскалация не может не отражаться на всех уровнях.

До визита Ф-В.Штайнмайера, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу дважды отменял свой визит в Германию.  «Они думают, что Германия является сверхдержавой, и ожидают, что мы должны быть готовы взять телефон, когда они это захотят. Мы не бездельничаем здесь; у нас также есть дела» -сказал М.Чавушоглу 8 ноября.

Как передает Deutsche Welle, во время визита Ф-В.Штайнмайер выразил недоумение по поводу недавнего заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что ФРГ стала убежищем для боевиков из РПК и в очередной раз опроверг эти обвинения: «Мы не можем принять заявлений о том, что Германия стала пристанищем для террористов».

Глава следственной комиссии по правам человека парламента Турции Мустафа Йенероглу в своем интервью заявил, что они обладают докладами немецкой внутренней разведки, которые доказывают, что РПК вербует в стране боевиков и отправляет их в Турцию и Ирак: «Если Германия честна, то она должна читать доклады разведывательных служб. В то время, когда Турция борется с терроризмом как внутри, так и вне страны члены одной и той же террористической организации не должны работать с благословениями в Германии».

Министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер (ХДС) в своем интервью заявил: «Для нас любое проявление терроризма неприемлемо, независимо от мотива, это то, с чем мы боремся в Германии». Он добавил, что Берлин «открыт и готов» сотрудничать с Анкарой. Следователи и адвокаты заявляют о том, что ни одна другая страна в ЕС не проводит такую жесткую линию в отношении РПК как Германия.

Председатель турецкой общины Германии Гёкай Софуоглу считает, что заявления, сделанные Анкарой, преувеличены, но есть факты, которые на самом деле вызывают озабоченность. Юристы отмечают, что тысячи турецких экстремистов правого толка имеют право на протест и создание ассоциаций в Германии, но только так называемые «Серые волки» считаются военизированной организацией.  После того как РПК переключилась на мирные акции и с учетом роли организации в защите меньшинств от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и Ираке, социал-демократы призывают к «переоценке» запрета РПК (РПК считается запрещенной организацией в Германии с 1993 года), а Левые хотят снять запрет полностью.

Надо отметить, что в Германии проживают около 800 000 тысяч курдов. Точное количество определить сложно, так как курды приезжают из Турции в основном в качестве гастарбайтеров. После ареста лидера прокурдской Партии демократии народов (ПДН) Селахеттина Демирташа и более десятка членов партии во многих странах, в особенности, в Германии проходят многочисленные акции протеста. В Кельне более 20 000 человек вышли на улицы с требованием к турецким властям освободить курдских политических деятелей. Если для турецкого правительства происходящее внутри страны после неудавшегося переворота– это борьба с террором: аресты, по разным данным, около 140 журналистов,  закрытие более 100 СМИ и увольнение около 30 000 учителей, то не вызывает сомнений почему деятельность курдов в Германии турецкие власти характеризуют как террористическую.

Официальный представитель  правительства ФРГ Штеффен Зайберт, комментируя арест сопредседателей ПДН заявил: «Мы призываем турецкое правительство соблюдать процессуальные правовые нормы в отношении арестованных сопредседателей ПДН и других арестованных лидеров этой партии, а также вообще всех арестованных в стране».

В сообщении МИД ФРГ говорится: «Ночные аресты политиков и депутатов прокурдской Партии демократии народов значительно ухудшили ситуацию. Никто не оспаривает право Турции противостоять угрозе терроризма и расследовать кровавую попытку военного переворота законным путем. Но это не должно служить оправданием для того, чтобы заставить молчать политическую оппозицию или вообще отправить ее за решетку», а газета «Bild опубликовала статью под коротким, но адресным заголовком «Диктатор Эрдоган».

4 ноября комментируя заявления немецкой стороны генеральный прокурор Турции выступил с резкой критикой в адрес Германии, прямо заявляя: «Ни у главного прокурора Германии, ни у Ангелы Меркель нет право вмешиваться во внутренние дела Турции». В тот же день в турецкой газете «Ватан», была опубликована статья под заголовком «Бурные времена в турецко-немецких отношениях», где в частности, отмечалось, что недавно выяснилось, что у главного редактора закрывшейся газеты «Джумхуриет» Джана Дюндара был обнаружен немецкий паспорт. «Учитывая, что Турция продолжит требовать от Германии выдачи членов террористической организации FETÖ и около 4000 боевиков РПК, бурный период в отношениях Германии и Турции вероятно продолжится».

По мнению геополитика, аналитика турецкого мозгового центра TASAM (Турецкий Азиатский центр стратегических исследований) Неджата Таракчы, Германия, страны постоянные члены Совет Безопасности ООН, а так же другие европейские страны должны немедленно прекратить вести свою враждебную политику и стратегию в отношении Турции, не забывая, что они являются союзниками по НАТО. «В случае раздела Турции или не стабильной внутренней ситуации, все эти страны столкнутся с более необратимыми и непредсказуемыми для них же самих экономическими и политическими последствиями».

Можно сказать, что турецко-немецкие отношения перешли в более напряженную стадию после попытки госпереворота и последующих репрессий в Турции. Турецкое правительство расширяет масштабы операции так называемой «охоты на ведьм», которую Р.Т.Эрдоган ведет против бывшего соратника и наставника, основателя движения «Хизмет» признанной террористической в Турции, оппозиционера и исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. В связи с этим, как сообщает  еженедельник Der Spiegel, Национальная разведывательная организация Турции (MİT) направила запрос в Федеральную разведывательную службу Германии (BND) с просьбой оказать содействие в поиске сторонников Ф.Гюлена, которого Анкара считает организатором попытки военного переворота.

Немецкая газета Rheinische Post со ссылкой на секретные документы написала, что только в Северном Рейн-Вестфалии с прошением о предоставлении убежища обратились, по меньшей мере, 43 турецких граждан с дипломатическими паспортами. Кроме этого, по сообщению телеканала Südwestrundfunk, несколько военнослужащих турецкой армии, проходящих службу на авиабазе НАТО в германском городе Рамштайн, запросили у властей ФРГ политическое убежище (Рамштайн — одна из самых больших американских военных баз за пределами Соединенных Штатов. На ее территории находятся свыше 16 тысяч военных и гражданских сотрудников силовых структур США). Немецкое правительство пока не комментировало данную информацию.

Несмотря на то, что вопрос беженцев находится скорее в повестке отношений Турции и ЕС, однако учитывая факт, что по данным МВД ФРГ, только за 2015 год в Германию  прибыло рекордное для европейских стран количество беженцев — около 1,1 млн, треть из которого являются гражданами Сирии, то этот спектр в турецко-немецких отношениях можно считать одним из ключевых.

В своем докладе турецкий Центр стратегических исследований Bilgesam отмечает, что несмотря на то, что такие важные факторы, как борьба  с терроризмом и вопрос беженцев могли стать опорными точками для сотрудничества между Турцией и Германией, сближения между двумя странами так и не произошло.

52.23MB | MySQL:103 | 0,437sec