О состоянии и развитии морских портов в Султанате Оман.

Жители Омана считают себя потомками великих путешественников и гордятся историей морских плаваний. Утверждается, что оманские мореходы еще в X веке достигали берегов Китая, а в XVIII веке корабельный флот был одним из самых современных и многочисленных в регионе. С приходом к власти султана Кабуса наступила новая эра в сфере морской логистики для страны, которая имеет серьезные перспективы ввиду выгодного географического положения, исторических особенностей развития султаната и некоторых объективных факторов.

В настоящий момент в Султанате Оман функционируют 8 портов: Салала, Султан Кабус (г. Маскат), Сохар, Хасаб, Шинас, Дакм, Аль-Фахаль, порт для экспорта СПГ Кальхат. Управление каждым портом осуществляется отдельными компаниями, функционирующими с участием государственного капитала.

Столичный глубоководный порт Султан Кабус имеет 13 причалов (в т.ч. контейнерный, балкерный, общего назначения и иные), максимальную глубину 13 метров и  контейнерный терминал мощностью 300 тыс. TEU. Основное предназначение порта – удовлетворение потребностей столичного региона.

Порт Салала (на юге страны в провинции Дофар) является крупнейшим портом в султанате, важность которого обусловлена географическим расположением, называемом «центр пересечения мировой торговли».  Здесь пересекаются торговые маршруты из Индии, Пакистана, Китая, Индонезии, иных стран АТР, государств Персидского Залива в сторону Африки и Суэцкого канала (см. рис.1). Входит в 5 крупнейших по обороту портов региона (4-е место после Джебель Али (ОАЭ), Джидда (КСА), Хаур Факкан (ОАЭ), 5-е место занимает Порт-Суэц в Египте).

Порт начал функционировать в 1998 году, с самого начала показывая уверенный рост в показателях грузооборота.

image001

Рис 1. Основные торговые маршруты, связанные с портом Салала.

 

Порт Салала имеет 19 причалов (в том числе 7 контейнерных),  мощности для хранения зерна и цемента, краны и иное оборудование. Максимальная осадка обслуживаемых судов – 18 м. Уровень качества обслуживания, подготовки персонала, обеспечения безопасности оценивается как высокий и отвечающий современным требованиям. В стадии реализации проекты по строительству нового волнолома и расширение трех причалов. Мощность контейнерного терминала – 5 млн TEU в год, мощность терминалов общего назначения – 10 млн тонн в год, что делает его одним из крупнейших в регионе. Одновременно является самым крупным работодателем провинции Дофар. Владельцы акций: 20 % — правительство Омана, 30 % — APM Terminals (Голландия), 21 % — частные инвесторы, 29 % — фонды султаната. На протяжении двух десятилетий показывал высокие и уверенные темпы роста грузооборота, которые в значительной степени зависят от оказываемых услуг по перевалке грузов. К сожалению, официальная статистическая информация по активности порта отсутствует в открытом доступе, но все доступные материалы указывают на то, что показатели растут. К примеру, по утверждению представителей руководства портом, за первое полугодие 2016 года показатель контейнерных перевозок составил 1,58 млн TEU, что более чем на 20 % превышает показатели прошлого года. Перевозки грузов общего назначения за этот же период составили 7,15 млн тонн, что превышает объемы за аналогичный период прошлого года на 10 %. Ожидается, что до конца года эти объемы будут расти. Однако руководство порта оценивает более долгосрочные перспективы как менее оптимистичные ввиду стагнации на глобальном рынке морских торговых услуг, а основную надежду они возлагают на рост экспорта (особенно известняка, гипса, цемента) и импорта, приходящегося на Дофар и пограничные регионы соседнего Йемена. Также указывается на то, что в скором времени начнется расширение порта, которое коснется контейнерного терминала, увеличив его мощность до 7 млн TEU в год, а также предполагает строительство волнолома, круизного терминала и проведение дноуглубительных работ. Правда, пока острой необходимости в этих проектах нет, так как не гарантирован спрос в ближайшие годы на увеличенные мощности, а перезагруженности порта пока не наблюдается.

Интересной идеей является строительство железной дороги Кувейт – Салала, что позволит превратить этот порт в «ворота Персидского залива» (см. рис. 2). Под этим подразумевается идея, что при сооружении железнодорожного сообщения из Салалы в страны ССАПГЗ перевозки железнодорожным транспортом будут более оптимальными, чем использование соответствующих портов. Впрочем, пока сроки да и сама возможность реализации этой идеи под вопросом. В случае, если эта идея получит практическое воплощение, более востребованным для этих целей портом станет Сохар.

image002

Рис. 2 Идея железной дороги «Салала – Кувейт».

Порт Сохар второй по значению и объему мощностей в стране. Одноименный город является одним из древнейших и четвертым по величине населенным пунктом Омана. Известен морскими традициями: по одной из версий, именно здесь проживал прообраз персонажа Синдбада-морехода. Кроме того, регион Эль-Батина, центром которой является Сохар, является одним из самых развитых в экономическом плане в султанате, с богатой историей и высокой по меркам страны плотностью населения, что способствует и будет способствовать востребованности порта.

Владельцами являются правительство Омана и Port of Rotterdam (Нидерланды), организовано сотрудничество с британскими компаниями по вопросам эксплуатации.

Порт состоит из 21 причала, контейнерного терминала, мощностей для хранения и обслуживания зерна, цемента, нефтепродуктов, максимальная осадка обслуживаемых судов 18 м. После запланированной реконструкции мощность контейнерных терминалов должна достигнуть 6 млн ТЕU к 2020 году вместо 1,5 млн TEU сегодня. Правда, по итогам 2015 года общий показатель обслуживаемых контейнерных перевозок составил 510 тыс. TEU, т.е. даже имеющиеся мощности не загружены полностью. По итогам прошедших месяцев 2016 года рост по сравнению с аналогичными периодами прошлого года составляет 10 – 15 %. Указывается и на возможность сооружения терминала для обслуживания перевозок продукции сельского хозяйства, особенно зерна. Обслуживает местные потребности.

Но в перспективе порту отводится роль в виде превращения в логистический пункт по маршруту от берегов Индийского океана в Абу-Даби, Дубай, Маскат и Саудовскую Аравию. В настоящий момент автодорожное сообщение по этим направлениям имеется.

Помимо расширения портовых мощностей, большие надежды возлагаются на создание индустриальной зоны (20 кв. км), свободной экономической зоны (45 кв. км), грузового железнодорожного терминала и железнодорожного сообщения с Маскатом, а также внутренними районами султаната, Саудовской Аравией и далее иными странами ССАГПЗ. Ввиду этого на официальном сайте порта Сохар представлен ряд материалов и схем, описывающих перспективы превращения этого порта в региональный логистический центр. Однако в отношении вероятности развития такого сценария мы бы не были оптимистичны при текущих экономических условиях в регионе, так как серьезной заинтересованности у соседних с Оманом государств нет: все они, как правило, имеют собственные амбициозные идеи в области развития транспорта как диверсификации экономики, и отдавать долю рынка вряд ли захотят. Примечательно, что в 2016 году в оманской прессе указывалось на задержку в реализации идеи строительства упомянутой железной дороги Салала-Кувейт по причине «отсутствия активности в соседних странах» по этому вопросу.

Порт Хасаб расположен в провинции Мусандам на берегу Ормузского пролива, являющегося по своей сути географическими воротами Персидского залива. Однако имеющиеся мощности позволяют решать задачи только местного значения. Имеет два причала, один для обслуживания судов рыболовного назначения, второй для грузов общего назначения. Существуют планы по строительству волнолома, модернизации оборудования, однако целей превратить порт в логистический центр регионального значения или хотя бы соорудить контейнерный или иной терминал нет.

Порт Шинас (провинция Эль-Батина) – небольшой порт главным образом рыболовного значения, максимальная осадка обслуживаемых судов – 3 м. Имеются планы по строительству волнолома и мощностей для обслуживания грузов общего назначения.

Порт Дакм (вилайет Эль-Вуста) – новый порт (введен в эксплуатацию в 2012 году), максимальная осадка обслуживаемых судов 18 м, оборудован более чем 10  причалами общего назначения, контейнерным терминалом (в настоящее время его мощность 200 тыс. TEU в год), в стадии реализации проекты по расширению и созданию новых терминалов, в том числе нефтеналивного и контейнерного мощностью 3,5 млн TEU в год, двух сухих корабельных доков и иной инфраструктуры. Развитие порта связано с проектом по созданию индустриального парка в городе Дакм, который, как предполагается, должен привлечь 10 млрд долл. США в сроки до 2022 года. Крупным внешним инвестором в его строительство должен стать Китай, с которым в мае с.г. подписано соответствующее соглашение. Объем инвестиций со стороны китайских партнеров должен составить 370 млн евро, они будут направлены на строительство мощностей по переработке нефти, предприятий по производству цемента, труб для транспортировки углеводородов, строительство солнечной электростанции, отеля.

Аль Фахаль – расположен в пригороде Маската, предназначен для загрузки нефтяных танкеров (максимальная осадка – 29 м), мощность 85 тыс. барр/сут.

Кахлат расположен в 230 км к юго-востоку от Маската, предназначен для экспорта СПГ. Ежегодно экспортирует до 3,3 млн тонн газа.

50.18MB | MySQL:94 | 0,835sec