К обострению внутриполитических и социально-экономических проблем в Иордании

Последние месяцы демонстрируют ухудшение социально-экономической и внутриполитической ситуации в Иордании, которая в течение долгого времени позиционировала себя в качестве «острова стабильности» на охваченном кризисом Ближнем Востоке. Иордания в отличие от своих соседей Сирии и Ирака сохранила внутриполитическую стабильность и не стала ареной военно-политических конфликтов. Известна традиционная посредническая роль иорданской дипломатии в палестинском и иракском конфликтах. Нынешнее руководство Иордании во главе с королем Абдаллой II известно своей твердой и бескомпромиссной позицией по вопросу борьбы с терроризмом.  Королевская семья известна своей репутацией защитника умеренной версии ислама и позиционирует Иорданию в качестве успешного примера совместного проживания представителей мусульманской и христианской конфессий. В то же время анализ ситуации позволяет утверждать, что в последнее время в этой стране наблюдаются экономические и политические кризисные явления.

В настоящее время существуют пять основных факторов, подрывающих экономическую и политическую ситуацию Иордании. Во-первых, противоречивый экономический контракт на импорт израильского природного газа, вызвавший негативную реакцию в иорданском обществе. 5 октября, когда стали известны подробности газовой сделки, державшиеся до этого в секрете,  в Иордании начались массовые демонстрации протеста. Они состоялись, несмотря на то, что по цене поставляемого газа этот контракт выгоден для Аммана. В протестах принимали участие националистические и левые круги, выступающие за бойкот Израиля.

Во-вторых, экономический кризис, выражающийся в инфляции и росте цен. Также иорданское общество чрезвычайно обеспокоено перспективой введения новых налогов в свете желания правительства этой страны преодолеть бюджетный дефицит.

В-третьих, акции протеста исламистских кругов против реформы школьных учебников в Иордании. Из школьных книг по гуманитарным предметам были изъяты отсылки к Корану, особенно к тем его аятам, которые могут быть проинтерпретированы как «экстремистские». Эта реформа проводилась под руководством королевы Рании и имела своей целью пропаганду толерантности в иорданском социуме. Однако, похоже, данная кампания достигла противоположных целей.  Иорданские мусульмане посчитали, что данная реформа уничтожает их идентичность и культурное наследие страны. В Иордании даже были зафиксированы случаи сожжения учебников самими школьными учителями.

В-четвертых, в Иордании обострились угрозы экстремизма и терроризма. Это подтверждает произошедшее 25 сентября с.г. убийство известного иорданского писателя и общественного деятеля Нахеда Хаттара. Нахед Хаттар был политиком левого направления, входившим в руководство партии «Аль-Маан». Несмотря на то, что он вырос в христианской православной семье, Хаттар демонстративно называл себя «атеистом». Поводом для его убийства послужили карикатуры в «Фейсбуке», где фривольно изображались отношения верующего с Пророком Мухаммедом. Убийцей писателя оказался 49-летний Рияд Исмаил Абдаллла, бывший имама мечети из бедного столичного квартала Хашми Шмали. Примечательно, что Н.Хаттар был убит на выходе из суда, где ему инкриминировал оскорбление чувств верующих.

В-пятых, в Иордании сохраняется беспокойство, связанное с военными действиями в соседней Сирии. В Аммане опасаются, что после взятия Алеппо и неминуемого поражения джихадистов на севере Сирии часть боевиков экстремистских организаций переместится на т.н. «Южный фронт», что создаст угрозу для королевства.

Еще одним фактором, подрывающим стабильность в стране, является то, что оппозиционные силы практически лишены возможности влиять на политические процессы в королевстве. Состоявшиеся в конце сентября с.г. парламентские выборы не привели к росту возможностей оппозиционных партий влиять на политическую ситуацию в Иордании. Впервые за восемь лет в выборах принимало участие легальное крыло движения «Братья-мусульмане» (Фронт исламского действия), набравшее на выборах 25% голосов, но получившее только 15 мест из 130. Во многом это объясняется особенностями иорданского электорального процесса, жестко контролируемого королевским двором и Управлением общей разведки (УОР) Иорданского Хашимитского Королевства. По данным экспертов, имеющих доверительные контакты с офицерами УОР, задолго до выборов с «братьями» были согласованы все параметры их участия в работе парламента. Им выделялось только определенное количество мест, которые они получили бы при любых раскладах. Даже если бы за них проголосовало 100 или 1 процент избирателей. Это число мандатов они и получили. 80 мест в парламенте получили депутаты, которые являются устойчивой опорой лично короля и доверенными людьми УОР ИХК. Тридцать пять оставшихся мандатов отдано на откуп местным губернаторам или племенным бедуинским шейхам, которые таким образом получили возможность финансово поддерживать свою клиентуру. Это связано с тем, что депутат иорданского парламента имеет определенную квоту для трудоустройства рекомендуемых им кандидатов в госструктурах. В условиях массовой безработицы в Иордании и принимая во внимание тот факт, что основным работодателем является государство, эта депутатская привилегия  имеет важное значение.

Наряду с «Братьями-мусульманами» не получили достаточное представительство в иорданском парламенте и левые партии (партия «Аль-Маан», Партия народного движения и Коммунистическая партия), в последнее время проявляющие все большую активность.

Однако наиболее опасный характер имеют экономические проблемы, которые грозят подорвать безопасность и стабильность страны. Государственный долг Иордании достиг 35 миллиардов долларов, то есть 93% ВВП. Ежегодно на его обслуживание затрачивается до 2 миллиардов долларов – немалая сумма для такой бедной страны как Иордания. Между тем, на выплату субсидий и компенсаций затрачивается до 7% ВВП. Если госдолг и дальше будет расти, выплата субсидий окажется под угрозой.

В связи со сложной экономической ситуацией иорданской элитой и экспертами-экономистами рассматриваются четыре возможных меры по пополнению доходной части бюджета. Во-первых, увеличение экономической помощи, поступающей в Иорданию из стран Персидского залива. На протяжении последних пяти лет ежегодная саудовская экономическая помощь Иордании составляет 5 миллиардов долларов. КСА поставляет в Иорданию электроэнергию по льготным ценам, используя недавно построенные ЛЭП. Однако в Иордании хорошо знают о нынешних экономических затруднениях КСА, увязшей в двух войнах (в Сирии и в Йемене) и сомневаются в том, что в нынешней обстановке у Эр-Рияла найдутся дополнительные средства для помощи ИХК.

Во-вторых, привлечение инвестиций. Для этого предусматривается упрощение согласования инвестиционных проектов и создание максимально льготных условий для инвесторов. В-третьих, дальнейшее повышение налогов. Повышение налоговой нагрузки планировалось уже прошлым правительством Абдаллы Энсура. В настоящее время эти планы получают подтверждение в директивах премьера Гани Мулки, имеющего в иорданском обществе репутацию ультралиберала. Однако повышение налогового бремени, так же как и планируемое ( с подачи МВФ) повышение цен на воду и хлеб чревато социальными протестами.

Четвертым способом пополнения бюджета, по мнению иорданских экономистов, является увеличение туристического потока. Впрочем, в такой консервативной стране как Иордания, где отсутствуют игорные заведения и затруднен доступ к алкоголю, хорошие перспективы имеет, главным образом религиозный туризм. В этой связи ряд иорданских экспертов рассчитывают на привлечение туристов из Ирана. С этой точкой зрения соглашается, в частности, бывший премьер-министр Иордании Тахир аль-Масри. На территории королевства есть святые для шиитов места: город Керак на севере страны связан с именем шиитского Имама Джафара ас-садыка. На юге страны имеются могилы и мазары шиитских святых.

Таким образом, перед иорданским руководством стоят непростые вызовы. Пути и способы их решения, которые выберет Амман, могут переформатировать внутреннюю и внешнюю политику страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,472sec