К итогам очередного турецко-татарстанского Делового форума

На прошлой неделе, 15 декабря, в Анкаре состоялся очередной турецко-татарстанский Деловой форум, с участием  президента Татарстана Рустама Минниханова. Мероприятие это, надо сказать, является традиционным и проходит на регулярной основе.

В этом году визит первого лица Татарстана в Анкару стал ответным, после посещения Казани 7 декабря премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом и проведения там аналогичного татарстано-турецкого Делового форума. В этой связи надо ли напоминать о том, что «братский» для Турции Татарстан за последние десятилетия не только стал приоритетным  и комфортным регионом для турецкого бизнеса, но и своего рода воротами в Российскую Федерацию.

Прежде всего, скажем несколько слов о мероприятии, состоявшемся в Казани при участии турецкого премьера. В частности, в своем выступлении на Форуме Бинали Йылдырым назвал Татарстан одним из краеугольных камней в турецкого-российских отношениях в целом, указав на целый ряд инвестиционных проектов Турции в республике, в частности, — в автомобильной, стекольной, деревообрабатывающей и химической отраслях. Объем прямых турецких инвестиций в экономику Татарстана оценивается на уровне 2 млрд долл.

Процитируем турецкого премьера: «Мы же долгое время находимся в положении самого влиятельного инвестора в этом регионе, однако, неправильно было бы называть нас иностранцами, мы – братья, здесь мы местные инвесторы. На многих объектах, ставших символами Татарстана – отпечаток турецких компаний и рабочих. Наши подрядчики встречают хороший прием. Благодарю оказывающие поддержку официальные лица».

При этом Б.Йылыдырым отметил, что невзирая на тяжелый период в российско-турецких отношениях, инвестиционные проекты в Татарстане на протяжении семи кризисных месяцев продолжали реализовываться. Обратив внимание на спад во внешней торговле с краем (в 2014 году был зафиксирован пик – около 500 млн долл.), премьер-министр указал на имеющиеся возможности в Турции для работы татарстанского бизнеса, в частности, в сферах энергетики, инфраструктуры и мега-проектов. Указывает турецкая сторона и на существующий отрицательный баланс внешней торговли с Россией, сальдо которого можно было бы инвестировать в турецкую экономику.

Стоит заметить, что Турецкая Республика начинает заметным образом испытывать нехватку средств собственного частного бизнеса  для реализации запланированных многочисленных крупных проектов. Что же до иностранных инвесторов, то серьезное психологическое влияние на них не может не оказывать попытка военного переворота 15 июля этого года и введенный по следам тех событий режим чрезвычайного положения, и как следствие – понижение кредитных позиций Турции в мировым рейтинговыми агентствами.

Кроме того, в ходе визита в Казань продолжала звучать тема перехода двух экономик на расчеты в национальных валютах. Однако, в какой мере это выгодно для России, имеющей большое положительное сальдо своих операцией с Турцией, – это большой вопрос. При таком подходе, можно предположить возникновение значительной массы турецких лир в российском Центральном банке, самое разумное для которых будет реинвестирование в турецкую экономику, учитывая то, что лира не является мировой резервной валютой и имея в виду её волатильность. В общем, подобная мера, очевидно, должна привести к выравниванию баланса экспорта-импорта между двумя странами. То есть к заметному росту турецкого экспорта в Россию.

В ходе ответного визита в Анкару, президент Татарстана Р.Минниханов отметил, что турецкие инвестиции – это один из главных драйверов развития региона, а турецкие компании являются одними из крупнейших налогоплательщиков края. При этом произведенные совместными предприятиями товары и услуги оказываются востребованными не только в России и в Турции, но и в третьих странах.

Очевидно, что Татарстан является не просто экономическими воротами для турецкого бизнеса, но и точкой входа для решения политических задач в масштабе Российской Федерации. В том числе, на республику возлагает надежды турецкое руководство в плане содействия в решении актуальных проблем возвращения российско-турецких отношений на докризисный уровень максимального благоприятствования.

Включая, разумеется, полную отмену санкций (в том числе, ограничение на использование турецкой рабочей силы) и возвращение к безвизовому режиму въезда для турецких граждан в Российскую Федерацию. Турецкая сторона просит о таком шаге без каких-либо предварительных условий. В то время, как российская, по мнению турок, очевидно, медлит с использованием существующего потенциала двух «взаимодополняющих экономик».

В какой мере в нынешних условиях руководство Татарстана сможет содействовать решению вопроса сказать сложно, однако, предложенный Р.Миннихановым альтернативный путь решения визового вопроса – переход на мультивизы (не слишком понятно, что в этом подходе нового, поскольку такой режим и в настоящее время существует), а также о сдержанном интересе к переходу на расчеты в национальной валюте, говорит о том, что, вряд ли республиканское руководство может оказать в настоящее время существенное влияние на политику Москвы. Которая, очевидно, для себя определила некую траекторию и динамику развития процесса. И ни сворачивать с нее, ни ускоряться не собирается даже если вопрос будет поставлен со стороны региона, чьим крупнейшим инвестором является Турецкая Республика.

62.89MB | MySQL:105 | 0,786sec