О реальной ситуации в Йемене

Йеменская правительственная армия, поддерживающая президента страны Абд-Раббо Мансура Хади, уже может самостоятельно действовать против мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситы) без помощи со стороны так называемой аравийской коалиции. Об этом в субботу 7 января в эфире телеканала «Аль-Арабия» заявил официальный представитель этой коалиции саудовский генерал Ахмед Асири. «Сейчас пришло время, когда йеменская армия уже самостоятельно может управлять своими действиями на полях сражений», — сказал он и отметил, что аравийская коалиция на протяжении прошедших лет «одновременно атаковала формирования хоуситов и занималась подготовкой йеменской армии». По убеждению А.Асири, правительственные силы, выступающие на стороне президента А.М.Хади, «на настоящий момент добились значительного прогресса на всех йеменских фронтах». Сразу же скажем, что оптимистичные оценки саудовского генерала ситуации в Йемене мы не разделяем. Не совсем понятно, на чем основывает свои высказывания А.Амири. Видимо, на него неизгладимое впечатление произвел переход на сторону президента А.М.Хади части племенной милиции в Маарибе, что позволило силам аравийской коалиции продвинуться вплотную к столичному аэропорту. Одновременно силы местного ополчения смогли полностью зачистить старую цитадель имама в городе Таиз, что, однако, не означает полное освобождение этой провинции. Еще один повод для оптимизма саудовского генерала — освобождение транспортного коридора в провинции Шабва. И это все пока «успехи» за последние два месяца. Причем прогресс в Маарибе в большей степени объясняется изменением в настроении (а вернее — подкупом) местных племенных шейхов.

Совершенно также непонятно, кого А.Амири подразумевает под определением «йеменской армии». Таковой, собственно, нет в ее классическом понимании. Армия развалилась со времени бегства президента страны А.М.Хади и даже еще раньше. Собственно этим обстоятельством и был обусловлен успех наступления хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеху. Практически все элитные части бывшей йеменской армии, которые готовились американцами в рамках их стратегии создания устойчивой местной силовой компоненты для борьбы, прежде всего, с исламистами и джихадистами, перешли на сторону мятежников. А если говорить еще проще – они, собственно, никогда президенту А.М.Хади и не подчинялись. Попытки А.М.Хади сменить командование вооруженными силами Йемена, в общем-то, привели только к тому, что во главе армии встали его люди чисто номинально. При этом никакого реального влияния в вооруженных силах, которые на тот период уже явно развалились по клановому признаку, они не имели. Именно этот фактор и стал причиной создания аравийской коалиции во главе с Саудовской Аравией, которая ничем ярким в период своего пребывания в Йемене себя не проявила. Силы, которые в нее входили, проявили устойчивое нежелание наступать и, соответственно, нести потери. Все время, с момента начала боевых действий в Йемене, Эр-Рияд были занят только одним — подкупом местной племенной элиты с целью принудить ее воевать с хоуситами и сторонниками А.А.Салеха, но до сих пор этого сделать толком не получилось. Даже несмотря на эпизодический нынешний прогресс в районе столичного аэропорта, который на самом деле мы связываем с пребыванием одного из лидеров партии «Ислах» и племенного объединения Хашед Хамида аль-Ахмара в КСА в конце прошлого года. Там его усиленно обрабатывали на предмет активизации действий племенной милиции по взятию йеменской столицы  Саны. Естественно, небескорыстно. Вот, собственно, Х.аль-Ахмар и отрабатывает полученный аванс, что совершенно ничего не означает. Жесткое противостояние между руководством партии «Ислах» и Саудовской Аравией в период т.н. «йеменской революции» до сих пор, несмотря на демонстрируемое Эр-Риядом «миролюбие», продолжает оказывать влияние на происходящие в стране события. Племенное объединение  Хашед не торопится воевать в саудовских интересах, но охотно получает от Эр-Рияда помощь и накапливает силы. Ровно для того, чтобы оказаться в лидерах после того, как основные их оппоненты в лице хоуситов окончательно истощат свой боевой потенциал. Братья Ахмар и нынешний вице-президент Мохсен аль-Ахмар (его назначение стало для Саудовской Аравии вынужденным шагом в рамках уговоров племенной элиты Хашед) продолжают поддерживать устойчивые контакты с Катаром, в том числе и в формате получения от них регулярных финансовых траншей.

Вторую половину прошедшего года Эр-Рияд потратил на то, чтобы набирать в Южном Йемене наемников, если называть вещи своими именами, и перебрасывать их затем в приграничные к Йемену саудовские территории с целью создания там «буфера безопасности» от проникновения отрядов хоуситов. Сами саудовские вооруженные силы с этой задачей не справились. Одновременно эти южнойменские отряды предприняли некий наступательный маневр в приграничном районе и установили контроль над одним из стратегических КПП в провинции Саада. Это было преподнесено, как безусловный успех в освобождении территории от противника, но в реальности борьба за этот КПП была обусловлена совсем иными причинами. Прежде всего, по причине того, что через него идет основной поток нелегальной миграции, доходы от которого являются одной из главных статей доходов хоуситов. После этого «достижения» наступательные действия прекратились, поскольку дальнейшее продвижение вглубь провинции, которая считается вотчиной хоуситов, чревато глобальным поражением. Так что говорить о каком-то кардинальном и принципиальном переломе в деле создания некой альтернативной и мощной военной силы в Йемене пока, безусловно, очень рано. В данном случае саудовское руководство, прежде всего наследник наследного принца и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман, стараются выдать желаемое за действительное. Без этого основного условия нельзя всерьез говорить о какой-то серьезной международной легитимизации режима А.М.Хади, которого уже открыто называют «президентом без страны».

52.22MB | MySQL:103 | 0,468sec