Россия – Ливан: к 60-летию установления дипломатических отношений

5 августа 2004 г. Россия и Ливан отпраздновали 60-летие установления дипломатических отношений. По этому случаю, министры иностранных дел России и Ливана Сергей Лавров и Жан Обейд обменялись поздравительными телеграммами. Как сообщил российский МИД, «в посланиях глав внешнеполитических ведомств России и Ливана дается высокая оценка конструктивному российско-ливанскому диалогу по актуальным международным и региональным проблемам, а также состоянию и перспективам дальнейшего развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества».[1]

Дипломатические отношения между Ливаном и СССР были установлены в августе 1944 года, а годом ранее – в 1943 году – СССР в числе первых признал независимость Ливана. В 1946 году Советский Союз впервые в истории ООН применил право вето, защищая суверенитет Ливана и Сирии, при рассмотрении в Совете Безопасности вопроса о дальнейшем присутствии иностранных войск на территории этих государств. В дальнейшем, на протяжении шести десятилетий СССР, а затем и Российская Федерация неизменно выступала и выступает в поддержку сохранения единства, территориальной целостности и независимости Ливана.

После распада СССР в декабре 1991 года Россия становится его правопреемницей. В последующие годы наблюдается определенный спад уровня российско-арабских контактов, что  назад казалось немыслимым, поскольку арабский мир традиционно считался форпостом влияния Москвы и одним из основных реципиентов военной и экономической помощи из Советского Союза.

Во второй половине 90-х гг. начинается активизация политических и экономических контактов России с арабскими странами, которая в значительной степени была следствием назначения на пост министра иностранных дел РФ в январе 1996 г. Е.М.Примакова, известного ученого-востоковеда, арабиста. В марте 1995 года между Россией и Ливаном было подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве. В апреле 1997 года в ходе визита в Москву премьер-министр Ливана Рафика Харири стороны подписали ряд экономических соглашений: о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о создании межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству, о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. Кроме того, Москва заявила, что последовательно выступает в защиту суверенитета, независимости и территориальной целостности Ливана. Вскоре появились первые плоды. Соглашения, подписанные между Россией и Ливаном в апреле 1997 г., способствовали развитию торгово-экономических связей и увеличению товарооборота, который составил в 1997 году 93 млн. долларов.

В феврале 1998 г. министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков по итогам визита в Москву своего ливанского коллеги Фариса Буэйза заявил, что экономические отношения между странами являются приоритетным направлением многостороннего сотрудничества между Россией и Ливаном. Тогда же главы внешнеполитических ведомств договорились поставить под личный контроль вопросы экономического сотрудничества.

Важным событием, закрепившим поступательную динамику в развитии двусторонних отношений, стало состоявшееся в марте 1998 г. в Бейруте первое заседание Межправительственной Российско-Ливанской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Стороны высказали удовлетворение высоким уровнем политического взаимодействия между Россией и Ливаном, а также подтвердили стремление наращивать экономические связи между двумя странами. Были обсуждены состояние и перспективы торгово-экономических отношений, констатировано наличие значительного потенциала сотрудничества во многих областях, в частности в инвестиционно-банковской, строительстве, ирригации, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. По итогам заседания Комиссии был подписан ряд документов – Соглашение о сотрудничестве в области туризма и Соглашение между центральными банками России и Ливана.[2]

Россия и Ливан традиционно демонстрируют совпадение или близость подходов к ключевым проблемам мировой политики, в частности в отношении мер по консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом, которая, по мнению сторон, требует выработки долговременной комплексной стратегии, опирающейся на международно-правовую базу. Российской стороной в ходе встреч с высокопоставленными представителями руководства Ливана неоднократно подтверждалась неприемлемость отождествления терроризма с отдельными государствами или религиями, включая ислам. При этом особенно подчеркивалось, что экстремизм и терроризм – это глобальный вызов, брошенный всему мировому сообществу.[3]

В ходе визита главы МИД Ливана Жана Обейда в Москву в октябре 2003 г. проблема ближневосточного урегулирования и ситуация вокруг Ирака были одними из центральных тем на переговорах. Министр иностранных дел И. С. Иванов подчеркнул необходимость безотлагательного преодоления тупика в ближневосточном урегулировании и высказался за нахождение путей более эффективного воздействия «квартета» международных посредников на конфликтующие стороны в целях выполнения ими своих обязательств, предусмотренных в «Дорожной карте». Игорь Иванов и Жан Обейд заявили о приверженности России и Ливана всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой основе мадридских принципов, прежде всего формуле «земля в обмен на мир», резолюциях 242, 338 и 1397 СБ ООН, а также на базе общеарабской мирной инициативы, принятой на саммите ЛАГ в Бейруте в 2002 году.

В Ливане очень ценят то, что Россия всегда выступала и выступает за всеобъемлющее ближневосточное урегулирование, которое предполагает продвижение по всем трем трекам: израильско-палестинскому, израильско-сирийскому и израильско-ливанскому. В связи с этим в Бейруте высказываются за расширение вклада России в мирный процесс в интересах придания урегулированию всеобъемлющего характера, что предполагает восстановление переговорной динамики на сирийском и ливанском направлениях.[4] Ливан отмечает особую роль России в ближневосточном урегулировании и высоко оценивает ее роль как объективного и беспристрастного участника миротворческих усилий. Как заявил Жан Обейд, Ливан рассчитывает на помощь России в урегулировании отношений с Израилем. По его мнению, необходимо установить роль ООН и России, «чтобы внушить Израилю необходимость принимать во внимание не только свои права, но и обязанности».[5]

Относительно ситуации в Ираке стороны едины в том, что ее неурегулированность представляет угрозу международной и региональной безопасности. Обмен мнениями показал совпадение подходов России и Ливана относительно необходимости усиления роли ООН в поствоенном возрождении Ирака. И.Иванов и Ж.Обейд подчеркнули важность обеспечения скорейшего восстановления полного суверенитета Ирака, сохранения его территориальной целостности и светского характера.[6] Как заявил Жан Обейд, «Россия может сыграть более весомую роль как в работе ООН, так и в решении других проблем, в том числе в Ираке и на Ближнем Востоке с тем, чтобы в международных отношениях возобладал конструктивный подход, мудрость и справедливость».[7] Ливан приветствовал инициативу России о расширении взаимодействия с Организацией Исламская Конференция /ОИК/.

На современном этапе Россия и Ливан, не останавливаясь на достигнутом, продолжают развивать плодотворные отношения в области образования. Этой цели должен послужить, в частности, подписанный в феврале 2003 года в ходе визита в эту страну министра образования РФ Владимира Филиппова протокол о сотрудничестве между министерствами образования России и Ливана. Документ предусматривает дальнейшее предоставление российской стороной мест и стипендий ливанским гражданам для обучения в российских вузах, а также обмен стажерами и научными работниками.[8] В ходе того же визита российский министр встретился в Бейруте с ливанскими выпускниками российских и советских вузов, которых – около 8 тысяч. Среди них были депутаты парламента, профессора и преподаватели университетов, известные общественные деятели и предприниматели. Очевидно, что эта часть пророссийски настроенной элиты в ливанском обществе способна стать важным фактором в деле более углубленного развития двусторонних отношений.

Особое место в двусторонних отношениях занимает культурный обмен двумя странами. Художественные коллективы из России регулярно посещают Ливан, став постоянными участниками на ведущих концертных площадках и театральных подмостках «ближневосточной Швейцарии». Близость ливанцев с Россией как никогда ощущалась летом 2003 г, когда в этой арабской стране торжественными концертами, творческими вечерами и прочими культурными мероприятиями отмечали 300-летие Санкт-Петербурга. По мнению одного из организаторов торжеств Дори Шамун (сына бывшего президента Камиля Шамуна /1952-1958/ и лидера Национально-либеральной партии, одной из старейших в Ливане), «любовь к России живет в сердце каждого ливанца. Мы любим близкую для нас по духу культуру».[9]

В начале XXI века мы можем с большой уверенностью говорить о том, что Ливан уже почти оправился от последствий гражданской войны, и вновь превращается в признанный торгово-финансовый центр международного уровня. Российско-ливанские отношения становятся довольно весомым фактором в деле развития и укрепления российско-арабских отношений, а также существенно укрепляют позиции Москвы в регионе Арабского Востока. В активизации российско-ливанских связей заинтересован и Бейрут. Пытаясь восстановить былое финансовое и экономическое благополучие, утраченное в результате затяжной гражданской войны /1975-1990 гг./ и многолетней израильской оккупации юга Ливана, правительство Ливана активно привлекает иностранные инвестиции, проводит политику открытой экономики.

В год, когда отмечается 60-летие установления дипломатических отношений между двумя странами, экономические контакты отличается интенсивностью. В мае 2004 г. в ливанской столице состоялся первый российско-арабский форум «Банки и инвестиции», целью которого было заявлено содействие установлению российско-арабских торгово-экономических и банковских отношений на качественно новом уровне, развитие бизнеса между Россией и ближневосточными странами.[10] В июне 2004 г. в Бейруте прошла Ассамблея деловых кругов России и Ливана, в которую входят более 100 представителей малого и среднего бизнеса, вузов, научных, общественных учреждений и ассоциаций из России и Ливана. Там же было объявлено об открытии в Бейруте информационно-аналитического бизнес-центра при Ассамблее.

По мнению президента Ассоциации промышленников Ливана, сопредседателя Российско-ливанского делового совета Жака Саррафа, «юбилейный для Москвы и Бейрута год ознаменовался дальнейшим развитием доверительного партнерства».[11] «Как бизнесмен, выступающий за расширение взаимовыгодного сотрудничества с Россией, – сказал он, – я вижу свою задачу в том, чтобы эта положительная динамика приобрела устойчивый характер». При этом видный арабский предприниматель отметил, что в двусторонних связях на всех уровнях в последние годы «наблюдается заметное продвижение вперед», подчеркнув, что имеются хорошие перспективы для совместных инвестиционных проектов.

Сферой, представляющей большой интерес для дальнейшего развития российско-ливанских экономических отношений является реализация совместных экономических проектов на территории Ливана, поощрение взаимной торговли и инвестиций, а также содействие налаживанию тесных партнерских связей по другим направлениям двустороннего взаимодействия, в том числе по линии частного капитала обеих стран. Однако наибольший интерес для этой арабской страны представляет сотрудничество с Россией в нефтегазовой отрасли. Ливанская сторона неоднократно давала понять, что она заинтересована в участии России в строительстве нефте- и газопроводов через территорию Ливана. Бейрут также заинтересован в привлечении российских специалистов в сооружении ирригационных систем, строительстве плотин.

Торговля на рубеже XX – XXI вв. продолжала развиваться, хотя и российская и ливанская сторона не устают заявлять, что ждут большего. В 2000 году товарооборот Ливана с Россией вырос до 250 млн. долларов, а уже в 2003 г. достиг 323 млн. долларов. В рамках развития зарубежного туризма Ливан рассчитывает на рост числа приезжающих в страну российских туристов, которые традиционно являются частыми гостями на Арабском Востоке, а также стабильным источником валютных поступлений.

Характеризуя взаимоотношения двух стран на современном этапе, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Салтанов заявил, «что с середины 90-х годов происходит существенная активизация российско-ливанских связей по всем линиям: политической, торгово-экономической и культурной. Регулярными стали контакты на высшем и высоком уровне. За последние семь лет премьер-министр Ливана Рафик Харири трижды посещал Россию, постоянный характер приобрели обмены визитами министров иностранных дел, парламентских делегаций».[12] В марте 2004 г. в телеграмме министра иностранных дел Ливана Жана Обейда в адрес нового главы российского МИД Сергея Лаврова, в частности, говорилось, что Ливан рассчитывает на укрепление дружественных отношений с Россией и расширение двустороннего сотрудничества.[13]

Начиная с 2000 года, действуют «Общество дружбы и делового сотрудничества Россия-Ливан» во главе с видным общественным деятелем Олегом Пересыпкиным и Общество дружбы «Ливан-Россия», президентом которого является Почетный консул Российской Федерации в губернаторстве Северный Ливан Жак Сарраф. По словам бывшего посла Ливана в РФ Бутроса Асакера, «наши страны тесно связаны между собой, мы поддерживаем друг друга на международной арене, исповедуем сходные принципы, наши взгляды по важнейшим международным проблемам совпадают». Жак Сарраф в свою очередь уверен в том, что «многовековой опыт общения с Россией духовно обогатил Ливан. Накоплен огромный интеллектуальный потенциал. Несколько поколений ливанцев получали и получают образование в России. Это кадры, в которых нуждается не только Ливан, но и весь арабский мир».[14]

В интервью журналистам по случаю 60-летия установления дипломатических отношений, А. Салтанов заявил, что «обе наши страны твердо настроены на дальнейшее наращивание динамики взаимовыгодного сотрудничества и политического диалога. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на будущее российско-ливанских отношений и готовы к их всемерному развитию во всех областях в интересах народов России и Ливана».[15]

[1] РИА «Новости». 05.08.2004.

[2] Дипломатический вестник. – 1998, № 4.

[3] Дипломатический вестник. – 2001, № 12.

[4] Дипломатический вестник. – 2003, № 8.

[5] ИТАР-ТАСС. 07.10.2003.

[6] Дипломатический вестник. – 2003, № 11.

[7] ИТАР-ТАСС. 07.10.2003.

[8] ИТАР-ТАСС. 28.02.2003.

[9] ИТАР-ТАСС. 10.07.2003.

[10] РИА «Новости». 21.05.2004.

[11] РИА «Новости». 05.08.2004.

[12] РИА «Новости». 04.08.2004.

[13] РИА «Новости». 18.03.2004.

[14] РИА «Новости». 05.08.2004.

[15] РИА «Новости». 04.08.2004.

52.26MB | MySQL:103 | 0,610sec