Официальный старт агитационной компании в рамках конституционного референдума

В прошлую субботу, 25 февраля 2017 года, главный заинтересованный в положительном исходе референдума по вопросу конституционных поправок – президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – в Мерсине официально объявил начало агитационной компании Партии справедливости и развития.

Представляется, что никто уже в стране не удивляется тому, что президент окончательно отошёл от своей надпартийности и открыто агитирует в пользу альянса между правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и националистами от Партии националистического движения (ПНД).

То же, что по-настоящему поразило мыслящую публику в стране, можно проиллюстрировать фотографией пятидневной давности моментально облетевшей, вкупе с сопутствующими видеороликами, турецкие СМИ и интернет.

Вот эта фотография, на которой выступающий на заседании фракции ПСР, премьер-министр Бинали Йылдырым демонстрирует собравшейся на галерке националистической публике жест «Серых волков», который до сих пор используется в ПНД, но воспринимается однозначно – как жест одноименной профашиствующей группировки.

Надо ли говорить о том, что жест, встреченный ликованием на галерке, породил бурю в турецком медийном пространстве. Это является наглядной демонстрацией того, как далеко правящая партия готова пойти с целью одержать победу в референдуме, исход которого, невзирая на все самоуверенные заявления руководства страны, далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.

Опять же подчеркнем – президент Реджеп Тайип Эрдоган и правящая Партия справедливости и развития буквально на глазах сжигают мосты с потенциальным электоратом со стороны светски настроенной публики и курдов. И те и другие нередко голосовали за ПСР, исходя не из идеологических, а из прагматических соображений – нахождение у власти ПСР, дав стране внутриполитическую стабильность, обеспечило и хорошую поступательную динамику экономического развития.

Надо ли говорить о том, что этого аргумента в ситуации начала 2017 года не просматривается, а идеология ПСР становится все менее консолидирующей (во всяком случае, подобные попытки ранее предпринимались, допустим, в рамках мирного процесса с курдами), а, напротив, — порождающей все большие разломы в турецком обществе, которые будет очень сложно «залатывать».

Однако, здесь на карту поставлено слишком многое – обеспечение действующему президенту страны Р.Т.Эрдогану – уже де-юре широчайшего набора полномочий в рамках президентской системы правления и практически политического бессмертия. Отсюда и готовность руководства страны к «неизбежным издержкам» на пути к «светлому будущему». Правда, контуры этого будущего – пока не вполне отчетливы. С учётом того, насколько планово и последовательно всегда действуют Р.Т.Эрдоган и его сторонники, понятно, что референдум и изменение конституции – часть одного большого плана. Отсюда и законный вопрос у публики, каковы будут их дальнейшие шаги в случае, когда и если большинство избирателей 16 апреля проголосуют в пользу конституционной реформы? Перенос столицы в Стамбул? А что ещё?

Впрочем, не стоит забегать уж слишком далеко вперед, поскольку никто не сказал, что рубеж 16 апреля альянсу Партии справедливости и развития и Партии националистического движения удастся столь легко преодолеть. С учётом мощнейшего противодействия со стороны республиканцев, курдов и части самих националистов. Напомним, что лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели буквально прошёл по «лезвию бритвы», когда его собиралась отстранить от власти внутрипартийная фронда. И, как мы уже писали, в серии предыдущих статей про результаты самого свежего социологического исследования университета «Кадыр Хас» – националисты в вопросе поддержки или неподдержки конституционной реформы разделились практически пополам, создавая для исхода референдума серьёзный фактор риска.

Итак, вернемся к тому с чего мы, собственно и начали данный обзор – к тому, что 25 февраля президент Р.Т.Эрдоган, в ходе своего выступления в Мерсине, дал официальный старт агитационной компании ПСР. Заметим, достаточно типичный для современных политтехнологов Турции приём – попытку превратить все подобные волеизъявления в выражение вотума доверия к национальному лидеру. То есть, обществу посылается сигнал, что «вы голосуете не за конкретные предложения руководства страны, а за то, доверяете вы ему или нет». При этом понятно, что, если «доверяете», то доверять надо всецело и беззаветно, поддерживая 100% инициатив руководства страны, включая и поступившую.

«Они говорят, меняется режим. Брат мой, какой режим? Забудь о смене режима, брат мой, поменяйте свою голову. Режим и все остальное не меняется. Изменяется само изменение (не спрашивайте, что данная сентенция означает-авт.). Те, кто сопротивляется изменениям, исчезнут (а вот это – уже конкретнее-авт.). Турция зашагает вперед уверенными шагами по пути, который она заслуживает. Президента будете выбирать вы!» — прямая цитата президента Р.Т.Эрдогана, где он подчеркивает прямо и между строк, что в Турции устанавливается подлинное народовластие, когда народ прямо выбирает руководство всех уровней исполнительной и законодательной власти, и, получается, что опосредованно и судебной тоже. И далее, Р.Т.Эрдоган призывает своих сторонников буквально «взорвать» своим «решительным да» избирательные урны. Заметим, что кроме эмоциональной аргументации, ПСР некоторое время назад опубликовало агитационную методичку, в которой для народа простыми словами раскрывается суть предлагаемой реформы. В следующем материале мы займемся её подробным разбором.

62.9MB | MySQL:110 | 0,617sec