Бывший министр обороны Израиля объявил о создании новой партии

В субботу 4 марта бывший министр обороны Израиля Моше (Буги) Яалон, уволенный в прошлом году с этого поста премьер-министром Биньямином Нетаньяху, выступил в здании тель-авивского театра «Габима» в рамках регулярно проводимого массового мероприятия «Шабатарбут» (буквально – «суббота культуры» — иврит) и заявил о своем намерении создать новую партию и попытаться прийти к руководству государством уже в ходе следующих выборов. Надо отметить, что израильские политики, не соблюдающие религиозных запретов иудаизма относительно соблюдения субботы, нередко используют «Шабатарбут» в качестве трибуны для политических заявлений, несмотря на то, что как следует из его названия, это мероприятие, которое в принципе должно быть посвящено культуре и искусству.

По словам Моше Яалона, «названия у партии еще нет. Я создал амуту («амута» — так именуется на иврите товарищество, не имеющее своей целью коммерческую деятельность – В.Ч.) под названием «Манхигут ахерет» («Другое руководство» — ивритВ.Ч.). В некоторые дни я провожу по три домашних кружка (имеются в виду встречи со сравнительно небольшими группами потенциальных сторонников. Весьма распространенная в Израиле форма политической пропагандистской деятельности – В.Ч.) за день. Я понял, что посредничество СМИ, особенно, когда у тебя нет (собственной или поддерживающей тебя – В.Ч.) газеты или телеканала, вредит тебе».

Когда Моше Яалона прямо спросили, возможно ли его присоединение к возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом и сейчас находящейся в оппозиции партии «Еш атид», Моше Яалон не стал отрицать такой возможности. «Я не люблю дробления на мелкие партии, а полагаю, что надо объединять силы. Пока что я строю свою политическую силу, а в тот момент, когда это потребуется, я буду рад увидеть объединение сил. Еще появятся силы до выборов». Таким образом, можно ожидать, что Моше Яалон намерен присоединиться именно к партии «Еш атид», а его заявление о создании собственной партии представляет собой именно построение «своей собственной политической силы», которая должна помочь ему в будущих, а, возможно, в уже ведущихся переговоров с Яиром Лапидом о присоединении к его партии.

Есть целый ряд причин полагать, что Моше Яалон присоединится именно к партии «Еш атид»:

  1. «Еш атид» — центристская партия. Она заметно левее входящих в нынешнюю правящую коалицию партий Ликуд, «Еврейский дом», «Кулану» и «Наш дом – Израиль» (об ультраортодоксальных религиозных партиях в случае абсолютно светского Моше Яалона не может быть и речи). В то же время она намного правее оппозиционной партии Авода (о радикально левой партии МЕРЕЦ опять же не может быть и речи). Именно в качестве правого центриста пытается позиционировать себя сейчас Моше Яалон.
  2. Судя по опросам общественного мнения, «Еш атид» — единственная партия, которая может угрожать гегемонии Ликуда в роли крупнейшей израильской партии. То есть, она может теоретически стать ядром новой правящей коалиции или – что гораздо более вероятно – претендовать на вторую роль в гипотетической новой коалиции, которая будет создана Ликудом. В таком качестве она сможет диктовать Ликуду свои условия при распределении министерских портфелей.
  3. Моше Яалон нужен Яиру Лапиду. В Израиле существенная военная служба является очень важным элементом в биографии политика. Лидер «Еш атид» служил в ЦАХАЛе всего лишь военным корреспондентом. В этом смысле он сильно проигрывает лидеру Ликуда Биньямину Нетаньяху, который был офицером элитного спецназа Генштаба Израиля, и лидеру «Еврейского дома» Нафтали Беннету, который служил в не менее престижном спецназе ВМФ Израиля. Поэтому бывший боевой генерал Моше Яалон мог бы украсить список «Еш атид» в качестве второго номера.

В своем выступлении в театре «Габима» бывший министр обороны перечислил целый ряд изъянов, от которых, по его мнению, страдает современное израильское общество. Он сказал, что «Израиль разрушают подстрекательство, ненависть, агрессивный общественный дискурс, преследование меньшинств (можно полагать, что под меньшинствами Моше Яалон подразумевал не только этнические и религиозные, но и сексуальные меньшинства – В.Ч.) и делегитимизация СМИ». Специально чтобы уколоть премьер-министра Биньямина Нетаньяху, которого многие его оппоненты упрекают к склонности к «красивой жизни», в особенности – к дорогим сигарам, Моше Яалон сказал: «Я научился пить вино во имя родины и надевать костюм во имя родины. Сигары? От меня этого не требовали ради родины».

Слабым местом Моше Яалона, является то, что государственный контролер Йосеф Шапира в своем только что обнародованном отчете о степени готовности ЦАХАЛа к операции «Несокрушимая скала», осуществленной в 2014 году в секторе Газа против боевиков ХАМАСа, возложил именно на него, тогдашнего министра обороны, ответственность за изъяны в подготовке и в ведении этой операции. Не случайно Моше Яалон счел нужным заявить в своем выступлении, что то, что государственный контролер с похвалой отозвался в своем отчете о лидере партии «Еврейский дом» министре просвещения Нафтали Беннете, «это очень большая ошибка». По его словам, «министр Беннет в ходе операции «Несокрушимая сказал» выехал в район боев и вступил в контакт с военным командованием без разрешения, в результате чего получил закрытую информацию, природа которой не ясна». Моше Яалон пояснил, что министры могут и даже должны бывать на местности во время боев, но есть установленный путь, как это делать: «Было много министров, которые побывали в местах боевых действий (во время операции «Несокрушимая скала» — В.Ч.), но они вели себя по правилам и получили разрешение от Министерства обороны».

Моше Яалон намекнул и на нынешнего министра обороны, лидера НДИ Авигдора Либермана, неоднократно заявлявшего в прошлом о своем намерении свергнуть власть ХАМАСа в секторе Газа. Намек на Либермана скрывался в его словах о том, что «получить лайки в «Фейсбуке» за ликвидацию ХАМАСа или за ультиматум сроком в 48 часов Исмаилу Хании (лидеру ХАМАСА в секторе Газы – В.Ч.)– это не я».

По поводу отчета государственного контролера относительно операции «Несокрушимая скала» в свое оправдание бывший министр обороны заявил, что «ХАМАС не стреляет по Израилю вот уже два с половиной года не потому, что он стал сионистской организацией, а потому что он понял, какова сила ЦАХАЛа, и с этой точки зрения операций «Несокрушимая скала» достигла большого успеха».

52.23MB | MySQL:103 | 0,498sec