Агитационные кампании Партии националистического движения и Партии демократии народов к конституционному референдуму 16 апреля 2017 года

Сделав обзор того, как стартовали агитационные кампании правящей Партии справедливости и развития и главной оппозиционной Народно-республиканской партии к референдуму 16 апреля 2017 года, уместно сказать несколько слов и про два других оппозиционных движения страны, представленных в Меджлисе. Речь идет о правой Партии националистического движения и прокурдской Партии демократии народов.

Именно с первой из них правящей Партии справедливости и развития (ПСР) удалось войти в союзнический альянс с тем, чтобы единым фронтом сначала  вынести вопрос на всенародное волеизъявление, а потом уже попробовать совместными усилиями и одержать победу. Союзник этот для ПСР, прямо скажем, — неоднозначный в силу своих крайне правых взглядов и игр по вскидыванию рук с откровенно фашистским приветствием «Серых волков». Причем, это все характерно для обеих группировок внутри националистов – как для ведомой нынешним главой партии Девлетом Бахчели, так и для внутрипартийной оппозиции.

Российскому руководству отдельно стоит обратить внимание на откровенный пантюркизм сторонников ПНД, который их «распирает» не только по внутриполитической, но и по международной повестке дня. Чего стоит их регулярные меморандумы про то, что «Крым – исконная тюркская ( даже не украинская), аннексированная Россией»? Последний из этих «шедевров мысли» был опубликован буквально на днях – 24 февраля 2017 г. И при этом совершенно очевидно, что союз между ПСР и ПНД стал возможен благодаря обещанию первой инкорпорировать, тем или иным образом, вторую во власть. То есть: когда и если на референдуме победу одержат сторонники конституционной реформы, то, следует ожидать, что ряд высоких постов в будущем кабинете министров будет за ПНД.

Игнорировать эти настораживающие обстоятельства ни в коем случае нельзя, как это было в Анкаре в начале декабря прошлого года, когда вокруг российского посольства ходили манифестанты и российские «аналитики» лишь усмехались – мол, «согнали народ попротестовать, они сейчас помашут руками и разойдутся». А буквально несколько дней спустя был убит российский посол А.Г.Карлов. Это – своего рода «дежа вю» того, что случилось 24 ноября 2015 года. Только без прикрытия оказался не самолет, а посол.

Альянс ПСР и ПНД может иметь далеко идущие последствия для отношений между Россией и Турцией, даже если президент Р.Т.Эрдоган считает его тактическим, направленным на решение узкой задачи.

После этого заметим лишь, что Девлет Бахчели с трибуны уже вовсю приступил к агитации за правильное, утвердительное голосование на референдуме. Однако, на веб-сайте никаких пока агитационных материалов не размещено. Понятно, что подобная публикация некоторым образом затруднена в силу наблюдающегося в стане националистов раскола.

Также разброд, но уже на свой лад, наблюдается в прокурдской Партии демократии народов – чьи лидеры задержаны и находятся под арестом и с них снята депутатская неприкосновенность. Впрочем, агитационная компания за то, чтобы сказать «нет» инициативе ПСР, ими уже начата под лозунгом «Самую лучшую конституцию сделаем вместе!». И далее они перечисляют минимальные требования к этой самой конституции, включая: власть народа, опора на демократию; справедливость для всех; исключение неограниченных полномочий; предотвращение использования власти с недолжными намерениями; равные права и свободы для женщин; опора на права человека; свобода, равенство и труд должны быть защищены; должны признаваться этническое, религиозное  и культурное богатство и разнообразие; конституция должна готовиться на базе самого широкого консенсуса.

Ну, иными словами «мы – не против новой Конституции, мы – против конкретно этой реформы». Итак, какие же доводы приводятся обескровленной партией, балансирующей на грани то ли расформирования, то ли запрета? Впрочем, курдские избиратели – важны, и совсем не случайно в турецких СМИ был в последние дни «слив» относительно того, что руководством страны рассматривается возможность мирного процесса с курдами №2. Вот главные пункты, которые выносит на повестку ПДН:

  • Допустима ли власть одного человека?
  • Может ли быть суд – зависимым?
  • Может ли представлять всё общество партийный президент?
  • Может ли страна управляться на основе ферманов?
  • Допустим ли контролируемый Меджлис?
  • «Тапу» (документ о праве собственности) на страну может ли быть отдано в руки одного человека?
  • Может ли быть неподконтрольный руководитель?
  • Может ли готовиться так Конституция ( то есть, так как это было сделано?).

И в конце приписка – есть ли в проекте конституционной реформы хоть одно слово касательно женщин? И ответ, разумеется, «нет». И общий вывод касательно предложенного документа после всех перечисленных вопросов – также отрицательный.

Вообще, базовая проблема противников конституционной реформы – это то, что каждый из них играет на своем поле и они не могут объединиться. Противники из числа националистов не будут договариваться с республиканцами и наоборот. И никто из них не сядет за стол с прокурдской партией. Свой исторический шанс они упустили 7 июня 2015 года и с тех пор играют вторым номером, без особых шансов на победу.

52.21MB | MySQL:103 | 0,534sec