Американо-российско-турецкие переговоры на фоне наступления на Мосул

Формирования правительственных сил Ирака выбили боевиков группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) из ряда зданий госучреждений на западе города Мосул. Об этом сообщил  иракский информационный портал «Ай-би-эн ньюс» (IBNNews) со ссылкой на заявление федеральной полиции. Как отмечается в коммюнике, в рамках операции по освобождению кварталов Эд-Дандан, Эд-Давваса и Эн-Наби-Шит наступающим отрядам удалось установить контроль над департаментом полиции, судебным комплексом, а также зданиями коммунальных служб, в том числе управлениями водо- и электроснабжения. «Подразделения быстрого реагирования и федеральной полиции продолжают держать осаду комплекса правительственных учреждений в центре Мосула, — указывается в документе. — Ликвидированы 135 террористов, уничтожены 24 заминированных транспортных средства, 156 взрывных устройств и мин». Позднее появились сообщения об освобождении здания Национального музея и здания Центробанка. Другими словами, пока сторонники ИГ в общем-то отрыто сдают практически без боя новые кварталы западной части Мосула, где собственно и располагаются эти комплексы правительственных и административных зданий. В этой связи оборона боевиков концентрируется теперь по берегу р.Тигр и старой части города. Американцы, чей спецназ сейчас и играет ключевую роль в освобождении зданий правительственного комплекса, а вовсе не иракская полиция, также не оставляют надежды организовать еще одно направление для наступления и тем самым растянуть оборону сторонников ИГ, оттягивая их от старого города. С этой целью иракские военные при помощи опять же американцев стараются установить контроль над мостами через Тигр, которые ранее разрушались сначала авиацией коалиции с целью воспрепятствовать маневрированию противника между различными частями Мосула, а позже и самими исламистами с целью блокирования переправки наступающих в западную часть города. Иракское командование сообщило, что оно установило контроль над двумя из пяти мостов, в том числе 6 марта над мостом Хурия. Что стоит за этими заявлениями сказать сложно по причине того, что установить реально действенный контроль над мостами возможно только при наличии плацдарма на западном берегу. Пока известий про это не приходило. В любом случае по этим мостам тяжелая техника пройти не в состоянии, да и использование ее в условиях тесноты улиц  старого города малоэффективно. В этой связи организовывать переправу в классическом ее понимании американцы видимо не будут, хотя и завезли в восточную часть города понтонное оборудование. При всех вариантах развития ситуации судьба Мосула фактически решена, и этим сценарием мы обязаны прежде всего наличием американского и, по некоторым данным, польского спецназа, в первых рядах атакующих.

Чем вызвана необходимость такой спешки? Прежде всего тем, что у американских военных самым серьезным образом «затикали часы». На них давит новая администрация президента Д.Трампа, которому как воздух необходим первый серьезный успех на внешнеполитическом поприще.

  1. С целью доказать, что слова нового президента не расходятся с делом. Напомним. что Д.Трамп обещал разобраться с проблемой ИГ быстро и эффективно. Под этим в первую очередь надо понимать прежде всего взятие Мосула и Ракки, и еще возможно — Дейр эз-Зора, а не кардинальное решение проблемы суннитского недовольства своим местом в общей иерархии разделения властей.
  2. Без логического окончания операции в Мосуле американцы не могут в полной мере сосредоточиться на Ракке и оттеснить от этого направления турок, которые начали проявлять активность.. Тем более, что часть сил, а уж огневой сухопутный и воздушный компоненты в обязательном порядке, должны быть переброшены из Ирака в Сирию.

В общем-то недаром американские военные инженеры в свое время переоборудовали старый аэродром в зоне действия курдских сил для приема тяжелых транспортных самолетов. Интересно, как трактуют основные американские эксперты последние события под Манбиджем, которые кратко можно охарактеризовать как неформальную договоренность между Вашингтоном и Москвой по блокированию турецкой инициативы об организации наступления на Манбидж и Ракку. Мы уже сообщали, что в этом случае американцы встают перед очень непростым выбором: рвать с лояльной и единственной своей опорой в Сирии в лице курдов из Партии демократического союза (ПДС); либо идти на жесткий клинч с Анкарой. Был выбран второй вариант, но в союзе с Москвой. Из этой, в общем-то несколько отдающей слабиной самого Вашингтона ситуации, американские эксперты делают классический вывод о том, «что Москва оказывается может быть полезной на сирийском направлении», «ввод сирийской армии в западные районы Манбиджа означает, что Москва заинтересована в сотрудничестве с США больше чем, с Турцией», и т.п. В общем-то утешает в данной ситуации только то, что американские эксперты как не чувствовали настрой и природу действий Москвы в Сирии, так ее и не чувствуют. И это очень хорошо, поскольку  это дает России безусловное преимущество в маневре. Но специально для американских экспертов повторим еще раз основные мотивы действий Москвы.

  1. Это сохранение курдского фактора как возможного варианта влияния в нужном ключе на позицию турецкого президента Р.Т.Эрдогана, который отличается своей непредсказуемостью.
  2. Москве выгодно, чтобы США своими силами брали Ракку. Прежде всего в силу дефицита сил у Дамаска и его союзников и необходимости концентрировать силы и решать задачи на более важных со стратегической точки зрения направлениях. В тех же Идлибе и Хомсе, например. Одновременно использование курдов и самих американцев в данной операции гарантирует, а отличие от использования турецких сил, реальное нанесение максимального ущерба ИГ.
  3. Взятие Ракки (а оно не будет легким, придется нести потери) даст Д.Трампу безусловный козырь в политической борьбе со своими оппонентами внутри США.

Вот собственно и все. А для того, чтобы заявить Анкаре о своей солидарной позиции по этому вопросу и решено организовать трехстороннюю встречу на уровне начальников генеральных штабов. Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, его турецкий коллега Хулуси Акар и председатель Комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд проводят 7 марта трехстороннюю встречу в Турции по ситуации в Сирии и Ираке. Об этом сообщило  Минобороны России.  «На мероприятии запланировано совместное обсуждение вопросов по безопасности в Сирии и Ираке», — говорится в сообщении. Если проще, то инициатива исходила от турецкой стороны, которой на встрече будет очень четко определена «красная линия» их действий в Манбидже и под Раккой.  И Анкара такое решение определенно вынуждена будет принять.

62.82MB | MySQL:102 | 0,535sec