О новой стратегии США на Ближнем Востоке и Афганистане на фоне подготовки наступления на Ракку

Администрация президента США Дональда Трампа вынуждена отложить как минимум до 16 апреля принятие ключевых решений по плану оказания военной поддержки операции по освобождению сирийской Ракки от сторонников террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Об этом сообщила в четверг, 9 марта на своем сайте газета «Уолл-стрит джорнэл». Согласно ее сведениям, в администрации Д.Трампа произошел раскол по вопросу, каким образом взять Ракку и при этом не настроить против себя такого союзника по НАТО, как Турция. Анкара настаивает на участии своих войск в операции по освобождению Ракки и считает террористами курдов, составляющих костяк вооруженной коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС), ведущей бои с ИГ на подступах к городу. Источники газеты проинформировали, что администрация Д.Трампа вполне может не завершить подготовку общего плана действий до 16 апреля. На этот день в Турции назначен референдум по ратифицированному президентом Р.Т.Эрдоганом пакету конституционных поправок, касающихся введения президентской системы правления в Турецкой Республике. Такие заявления американских журналистов вызывают, по меньшей мере, удивление. Причем в данном случае военная операция по взятию Ракки и итоги референдума? Никакой внятной связи между двумя событиями вообще нет. Независимо от итогов референдума, на котором, к слову сказать, победа Р.Т.Эрдогана не вызывает больших сомнений, политика турецких властей в отношении минимизации курдского влияния в приграничных к Турции районах Сирии не изменится в принципе. Все попытки Анкары принять участие в операции по взятию Ракки или создания т.н. «зон безопасности» надо рассматривать исключительно с этого угла и не тешить себя напрасными надеждами на то, что Турция будет бескомпромиссно бороться исключительно с ИГ, с которым в Анкаре быстрее договорятся. С Вашингтоном тоже все, в принципе, понятно. Переброска морпехов, спецназа и гаубичной артиллерии делается уж точно не в интересах поддержки турецких частей. В случае, если бы американцы рассчитывали на участие турецких войск и их союзников, то точно бы не стали затевать массовую переброску своих сил, и не стали бы уж точно через курдов апеллировать к российской стороне с просьбой перекрыть путем выдвижения сирийских правительственных сил ряда направлений возможных движений протурецких оппозиционеров к Манбиджу. Это, согласитесь, нелогично. Уж гаубицы бы турки были бы в состоянии подогнать в случае необходимости. Это означает, что задержка операции под Раккой связана уж точно не с предстоящим референдумом, а с кардинальным нежеланием Вашингтона вообще подпускать турецкую армию к предстоящему наступлению, и никаких разногласий в администрации Д.Трампа по этому вопросу нет. Именно это Анкаре и было разъяснено во время недавней встрече на уровне начальников генштабов России, США и Турции в Анталии. В этой связи уже пора прекратить будировать тему совместной операции США и Турции по взятию Ракки, поскольку она не может состояться в полном и классическом понимании этого слова именно в связи с курдским вопросом. А отказываться от участия курдов в составе коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС) в штурме Ракки американцы не намерены. Единственным утешением для Анкары в данном случае являются их заверения о том, что Ракку будет непосредственно штурмовать «арабская составляющая» СДС. Естественно, при активной поддержке американских морпехов — в одиночку такую задачу она решить не в состоянии. В этой связи еще раз отметим, что главной причиной задержки наступления на Ракку является дефицит авиационной поддержки, так как вся авиация коалиции сейчас действует под Мосулом.

В этой связи гораздо больше интереса, нежели чем сообщение «Уолл-стрит джорнэл», представляет иная информация. А именно то, что США планируют перебросить дополнительный воинский контингент в Афганистан в рамках новой стратегии. Об этом заявил 8 марта на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США глава Центрального командования Вооруженных сил США (СЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел, в сферу оперативной ответственности которого входит Ближний Восток. «Да. Мы планируем перебрасывать дополнительные силы (в рамках новой стратегии)», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос республиканца Джона Маккейна, возглавляющего комитет. Это заявление, во-первых, очень четко отвечает ряду российских и американских политологов, которые вдруг почему-то решили, что «США сливает Афганистан КНР», а, во-вторых, наряду с усилением амерканских контингентов в Сирии и Ираке, позволяет сделать совершенно определенный вывод о ключевом элементе «новой стратегии» Пентагона, которую уже одобрил Д.Трамп. Это решение вопросов противостояния с теми или иными радикальными группировками в опорных для безопасности США точках, во многом за счет собственно сил и средств Вооруженных сил США. Это отвечает природе нового президента США, который вообще не очень доверяет «долгоиграющим комбинациям». Хотя в новой стратегии Пентагона и говорится о продолжении тактики по подготовке местных сил, но все действия американских военных убеждают только в том, что эта политика полностью потерпела фиаско. К плюсам новой стратегии отнесем быстроту решения локальных задач по разгрому основных сил джихадистов, к минусам — ввязывание в латентные партизанские конфликты с малой и средней степенью интенсивности. При этом однозначно не решаются основные задачи урегулирования локальных конфликтов, которые лежат в плоскости противоречий местных элит и активной деятельности на этой площадке разнополярных внешних спонсоров.

52.18MB | MySQL:103 | 0,640sec