По поводу направленного против «Хизбаллы» и палестинцев заявления маронитского патриарха Ливана

Согласно сообщению, распространенному в субботу, 11 марта в израильских социальных сетях организацией ICAA – «Арам — Арамейское христианское общество в Израиле», маронитский патриарх Бешар Бутрос аль-Раи сделал заявление по поводу «Хизбаллы». Он призвал ливанских шиитских боевиков прекратить их участие в гражданской войне в Сирии. В заявлении патриарха было особо отмечено, что все граждане Ливана должны быть равны, но у шиитов есть оружие в то время, как у его общины, ливанских христиан-маронитов (как и ливанских христиан в целом – В.Ч.) оружия нет. Это заявление перекликается с недавними высказываниями целого ряда израильских политиков, согласно которым, «Ливанская армия это одно из подразделений «Хизбаллы»».

Согласно упомянутому сообщению, маронитский патриарх также коснулся вопроса о роли палестинских беженцев в развязывании гражданской войны в Ливане в 1975 году. Он заявил, что именно они развязали ее и призвал их «вернуться туда, откуда они пришли». Причем имелась в виду не столько Палестина/Эрец-Исраэль, сколько Иордания. Бешар Бутрос аль-Раи напомнил о том, что покойный иорданский король Хусейн изгнал палестинские вооруженные формирования из своей страны и все арабские государства поддержали его.

Речь идет о событиях, начавшихся в Иордании в сентябре 1970 года (позднее этот месяц получил в палестинском нарративе наименование «Черный сентябрь»), когда король Хусейн начала операцию по восстановлению контроля над территориями королевства, оказавшимися под контролем боевиков ООП. В результате имелись многочисленные жертвы среди гражданского населения, а тысячи боевиков ООП и штаб-квартира Ясира Арафата были перемещены в 1971 году в Ливан.

«Их отправили в Ливан, чтобы разрушить там власть христиан и маронитов, чтобы они, не дай Бог, не заключили мира с Израилем, — было сказано в комментарии, написанном по поводу заявления маронитского патриарха лидером ICAA, капитаном запаса ЦАХАЛа Шади Халулем, христианином-маронитом из галилейского села Гуш-Халав, —  И все это делалось под предлогом освобождения Иерусалима, начиная с Джунии (христианский портовый город в центральной части Ливана, в прошлом один из оплотов христианских вооруженных формирований «Ливанские фаланги» – В.Ч.). И в этом случае арабское двуличие расцветало как всегда. Христиане, которые хотели защитить свою страну, были обвинены арабами, поддерживавшими палестинцев, в том, что они правые экстремисты. Они (арабы – В.Ч.) вели войну, пока не победили христиан и не заставили их сдаться и принять их условия, одним из которых было принятие определения Ливана как арабского государства. Будем надеяться, что патриарх объявит бойкот Мишелю Ауну за то, что он предал свой народ».

Последний пассаж Шади Халуля касается раздающихся со стороны христиан-маронитов в самом Ливане и в эмиграции обвинений Мишеля Ауна, ставшего в 2016 году президентом страны, в том, что он является марионеткой «Хизбаллы». Мишелю Ауну в частности принадлежит заявление о том, что «Хизбалла» это «подлинная ливанская сила, они кровь от крови нашей». Что же касается палестинских беженцев, составляющих порядка 10% населения Ливана, то даже вне связи с действиями боевиков ООП, сам по себе факт их присутствия в Ливане изменил демографический баланс в стране в пользу мусульман, поскольку не менее 90% палестинцев были мусульманами-суннитами. Уместно упомянуть и о том, что в ходе гражданской войны в Ливане между мусульманами и христианами в 1975-1990 гг. палестинцы-христиане (главным образом православные) в своей массе выступали вместе с палестинцами-мусульманами в качестве союзников ливанских мусульман против ливанских христиан.

Следует пояснить, что ICAA придерживается одной из разновидностей идеологии «ассирианизма», отрицающей принадлежность ближневосточных христиан к арабам. Приверженцы этой идеологии настаивают на том, что существует отдельная христианская арамейская нация, в состав которой входят потомки коренного христианского населения, жившего на Ближнем Востоке и в частности в Ливане и Сирии до арабского завоевания VII века н.э. (классический арамейский до сих пор является культовым языком маронитской церкви, хотя разговорным языком маронитов уже давно служит арабский). Среди активистов ICAA много христианских беженцев из Ливана, осевших в Израиле после отступления ЦАХАЛа в 2000 году из зоны безопасности, существовавшей на юге Ливана. Два года назад этой организации удалось добиться от израильского МВД официального признания отдельной арамейской национальности (до тех пор марониты и прочие арабоязычные христиане регистрировались израильскими властями в качестве арабов).

Эта организация тесно связана с «Форумом за мобилизацию христианской общины», духовным лидером которой является православный священник Гавриил Надаф, декларированной целью которого является введение обязательного призыва израильских граждан христианского вероисповедания на службу в ЦАХАЛ наравне с евреями, друзами и черкесами (в настоящее время христиане призываются в ЦАХАЛ на добровольных началах). ICAA получает определенную поддержку со стороны эмигрантских общин ближневосточных христиан в странах Запада, особенно Швеции, где сосредоточена заметная община сохранивших разговорный арамейский язык христиан-яковитов из юго-восточной Турции и Северной Сирии.

Что касается гражданской войны в Сирии, то сторонники ICAA, как и приверженцы идеологии «ассирианизма», активно поддерживают именую\емые «Христианской армией» вооруженные формирования ассирийцев, действующие на северо-востоке Сирии в союзе с вооруженными формированиями сирийских курдов.

52.17MB | MySQL:103 | 0,662sec