На фоне кровавой гражданской войны в Сирии отношения между Ливаном и Израилем представляются малозначительной на данном этапе деталью. Со времен Второй ливанской войны 2006 года серьезных вооруженных конфликтов на ливано-израильской границе не было. Однако ситуация на ней становится в последние месяцы все более напряженной, что связано в первую очередь, если не исключительно, с тем, что Ливан при всем его религиозно-общинном многообразии находится фактически под полным контролем шиитской «Хизбаллы», которая не скрывает того, что готовится рано или поздно нанести удар по еврейскому государству. Израильтяне со своей стороны раз за разом наносят удары по объектам и конвоям «Хизбаллы» в Сирии, стремясь воспрепятствовать получению этой шиитской организацией поставок новейших российских и иранских вооружений, способных изменить баланс в ее пользу.
Помимо этого, противостояние между Ливаном и Израилем проявляется пока что главным образом в заявлениях политиков обеих стороны. Так, в минувшее воскресенье, 2 апреля, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху принял участие в церемонии принятие на вооружения ЦАХАЛа новой израильской противоракетной системы «Праща Давида». В своем выступлении на этой церемонии он среди прочего сказал: «Тот, кто попытается побить нас, сам будет побит». Примечательно, что в тот же самый день премьер-министр Ливана Саад Харири (мусульманин-суннит, сын премьер-министра Рафика Харири, который был убит в 2005 году, как полагают, сирийскими агентами) дал интервью французскому телевизионному каналу France 24. На вопрос французского корреспондента, не опасается ли он, что «Хизбалла» спровоцирует начало новой войны с Израилем, ливанский премьер ответил: «Я думаю, что это Израиль хочет начать войну против Ливана, а не «Хизбалла». Я не опасаюсь провокации со стороны «Хизбаллы». (…) Израиль не заинтересован в том, чтобы у арабов было место, в котором они могли бы жить в мире. Посмотрите на нарушения, которые совершает Израиль. Он каждый день нарушает наше воздушное пространство, вторгается в нашу страну».
Саад Харири признал в этом интервью, что существуют разногласия между ним и «Хизбаллой», однако сказал, что это не мешает ему управлять государством. Примерно в таком же духе по поводу Израиля и «Хизбаллы» высказывались в последнее время и другие высокопоставленные ливанские должностные лица, прежде всего, президент Мишель Аун (христианин-маронит, которого многие его единоверцы считают предателям из-за того, что в прошлом он возглавлял ливанских противников Сирии, а затем начал активного сотрудничать с «Хизбаллой» и с Дамаском). Последний, занимавший в прошлом пост начальника Генерального штаба ливанской армии, заявил в частности, что из-за того, что ливанская армия недостаточно сильна для того, чтобы «противостоять израильскому врагу, «Хизбалла» помогает ей» и потому является «настоящим защитником Ливана». По словам президента Мишеля Ауна между ливанской армией и «Хизбаллой» «нет противоречий».
На этом фоне следует рассматривать заявление министра обороны Израиля Авигдора Либермана, сделанное им в начале марта на заседании комиссии министров по иностранным делам и безопасности. В частности он тогда сказал: «Мы видели и слышали в последние дни ряд враждебных заявлений со стороны ливанских высокопоставленных лиц. Две недели назад мы слышали, как президент Ливана Мишель Аун провозгласил, что ливанское государство, ливанская армия и «Хизбалла» это единая система, направленная против Израиля. Мы слышали и начальника генерального штаба (так в тексте-В.Ч.) «Хизбаллы» Хасана Насраллу, который угрожал Израилю. Видели мы и демонстрацию, которая была организована «Хизбаллой» и дошла до границы с Израилем, а ливанские силы безопасности этому не воспрепятствовали. Все это делает ясным, что на сегодняшний день армия Ливана это еще одна часть в вооруженных силах «Хизбаллы», а Мишель Аун – еще один функционер организации Насраллы. Всем должно быть ясно, что с нашей точки зрения инфраструктуры ливанской армии, ливанского государства и инфраструктуры «Хизбаллы» – это одно и то же».
В последнее время создается впечатление, что маленький Ливан провоцирует на столкновение Израиль, являющийся, безусловно, региональной сверхдержавой. Тон заявлений ливанских политиков относительно Израиля становится все более агрессивным. «Хизбалла» черпает уверенность из своих успехов в войне в Сирии и от усиления своего союзника, президента САР Башара Асада, которого в свою очередь активно поддерживают Иран и Россия. Эта шиитская ливанская организация полностью игнорирует сейчас 1701 резолюцию ООН, которая привела к окончанию Второй ливанской войны в 2006 году. Уместно напомнить, что, согласно этой резолюции, боевикам «Хизбаллы» запрещено находится к югу от реки Литани, в зоне, непосредственно прилегающей к израильской границе. Там разрешается находиться только военнослужащим ливанской армии. В прошлом боевики «Хизбаллы» тоже нарушали эту резолюцию, но при этом они считали необходимым переодеваться в гражданское. Теперь они не скрываются и появляются в непосредственной близости от границы с еврейским государством в своей форме. Параллельно «Хизбалла» активно перевооружается и собирает разведывательную информацию об Израиле, надеясь улучшить свои шансы в следующей войне, которая представляется рано или поздно неизбежной. Авигдор Либерман особо подчеркнул в своем упомянутом выше выступлении, что все это делается при помощи «иранской технологии, инструктажа и финансирования».
Подводя итог нынешнему состоянию отношений между Ливаном и Израилем, приходится признать, что, несмотря на то, что, как представляется, обе стороны не заинтересованы на этом этапе в новой войне, исключить возможности ее начала в самое ближайшее время нельзя. Из-за того или иного инцидента она может вспыхнуть внезапно, и ее начало неизбежно окажет влияние на события в Сирии.