Израильская инициатива ближневосточного транспортно-экономического сотрудничества

5 апреля в иерусалимской канцелярии министра транспорта состоялась презентация программы «Инициатива Ближневосточного транспортно-экономического сотрудничества». Министр Исраэль Кац лично представил инициативу Ближневосточного партнерства в сферах экономики и транспорта.

И.Кац сообщил, что 16 марта этого года, по приглашению премьер-министра Биньямина Нетаняху он принял участие в специальной встрече с Джейсоном Гринблатом, личным посланником президента США Дональда Трампа на Ближнем Востоке, и представил ему свою программу Ближневосточной экономической инициативы, направленной на улучшение ситуации в регионе — в Израиле и в суннитских арабских странах. Сообщалось, что программа может изменить ситуацию в регионе и создать платформу для будущих мирных инициатив.

Предлагаемая программа партнерства в сферах транспорта состоит из двух отдельных частей.

 

Искусственный остров для сектора Газы

Первая часть программы, это необходимость гражданского отмежевания от сектора Газы и предоставления Сектору самостоятельной связи с внешнем миром. В данном случаи речь идет о плане по строительству искусственного острова с морским портом и аэропортом, соединенным с сектором Газа посредством моста, что в итоге позволит обеспечить палестинцам экономическую и транспортную связь с миром, а Государству Израиль — безопасность.

Как сообщалось ещё летом прошлого года согласно пресс-релизу транспортного ведомства среди тех, кто мог бы принять участие в создании искусственного острова у берегов Газы, наряду с другими, министр И.Кац назвал Россию и Китай.

Как считает И.Кац, окончательное решение по вопросу реализации проекта может быть принято в ближайшее время военно-политическим кабинетом Израиля. Данный проект следует рассматривать в рамках широкого международного сотрудничества.  «Россия – одна из ведущих держав, способных принять участие в подобном проекте. У нее есть необходимые для этого опыт и знания о происходящем на Ближнем Востоке, а также хорошие связи с главами государств региона», — считает министр транспорта, он же министр разведки Исраэль Кац.

 

Восточная железная дорога

Вторая часть программы создание «Восточной железной дороги», что станет важным экономическим шагом, направленным на изменение ситуации в регионе. Речь идет о воссоздании существовавшей ранее железной дороги из Хайфы (Израиль) в Амман (Иордания) и соединение ее со странами Персидского залива на востоке и территории ПНА на западном берегу р.Иордан  с портом в Хайфе (Средиземное море) посредством израильской железнодорожной сети.

В основе инициативы лежит расширение сети железных дорог. Речь идет о продолжении ветки «Поезда долины» соединявшем ранее Израиль и Иорданию. В настоящее время на территории Израиля построена железная дорога от Хайфа до Бейт-Шаана через Афулу, общей протяженностью 60 км.

В плане проектирования – продление этой линии на восток, до пограничного КПП с Иорданией (Шейх-Хуссейн), расстояние около 10 км. и далее до Аммана или Ирбида, расстояние от 70 до 100 км. Также планируется соединение палестинской территории железнодорожным сообщением посредством строительства ветки от Афулы до Дженина (ПНА) через КПП Гильбоа (Джалам), расстояние около 30 км.

Следует отметить, что в настоящее время, ввиду невозможности использования сирийского маршрута из-за ведущихся там военных действий, тысячи грузовых контейнеров направляются из Турции в Хайфский порт, а оттуда в Иорданию, транзитом на восток через Бейт-Шаан и пограничный пункт Шейх-Хуссейн (Иордания). В данный момент все перевозки из Хайфы в Иорданию осуществляется с помощью машин-контейнеровозов, что сказывается на сроках и объёмах поставок.

В предлагаемой Израилем инициативе лежит два элемента. Первый из них — геостратегическое положение государства Израиль, находящегося на пересечении трех континентов и Средиземноморского побережья. Это позволяет Израилю стать сухопутным мостом между странами Европы и Средиземноморья с Ближним Востоком и Иорданией.

Второй — Иордания как региональный центр сухопутных железнодорожных перевозок, который будет соединен железнодорожной веткой с Израилем и со странами Средиземноморского бассейна (и Европой) на западе, с Саудовской Аравией, с странами Персидского залива и Ираком на востоке, и с Красным морем (через Акабу и Эйлат) на юге. В настоящий момент Иордания планирует и строит часть железных дорог по направлениям в Ирак и Саудовскую Аравию.

Соединение израильской железной дороги с иорданской, сразу же позволит открыть железнодорожный маршрут из Акабы на Красном море до Хайфы на Средиземном море в обход Суэцкого канала.

Как заявил министр Исраэль Кац: «Данная инициатива создаст альтернативные торговые пути между востоком и западом, более короткие, быстрые и дешёвые и, что также важно, более безопасные. Особенно учитывая иранскую угрозу морским торговым путям в Персидском заливе и в Красном море, а также ввиду угрозы пиратов в регионе».

Как разъяснили в Министерстве транспорта Израиля, проект соединения израильской железной дороги с иорданской, планируется осуществить на деньги частных инвесторов.  По имеющимся данным Иордания высказала полную заинтересованность в данном проекте и приступила к проектирования своей части проекта. По предварительным оценкам весь проект оценивается в 1,5 млрд долларов. Почти половина пути в Иордании приходиться на горную местность с перепадом высот до 700 метров.

К примеру, стоимость проекта по строительству 60-километрового участка магистрали Хайфа — Бейт-Шеан, практически полностью проложенного в долине, составила около 4 млрд шекелей (1,2 млрд долларов) и включало в себя создание 26 мостов общей протяженностью 5,5 км, трех тоннелей общей протяженностью 1 км, переходов и пешеходных мостов. В настоящий момент в Израиле идет проектирования участка маршрута от Бейт-Шаана до КПП на границе с Иорданией.

По предварительным расчетам сметная стоимость создания железнодорожного соединения из Дженина в Афулу — 1,5 млрд шек. (400 млн долларов), из Бейт-Шеан в Иордания — 1,8 млрд шек (500 млн долларов).

 

Российско-иорданский проект железной дороги

Стоит так же отметить, что еще в прошлом году Иордания предложила России рассмотреть возможность участия в строительстве железнодорожной линии Ютум — порт Акаба, а также легкого метро, что следует из протокола третьего заседания российско-иорданской межправительственной комиссии.

«Стороны договорились развивать сотрудничество в области железнодорожной инфраструктуры, в частности иорданская сторона предложила российской стороне рассмотреть возможность участия в реализации проекта строительства железнодорожной линии Ютум — порт Акаба, который должен связать новые южные порты Иордании с основной железнодорожной магистралью, на условиях субподряда и возможного софинансирования», — говорится в протоколе.

«Иорданская сторона также предложила рассмотреть возможность участия российской стороны в проекте строительства легкого метро между Амманом, Заркой и аэропортом имени королевы Алии. Для этих целей иорданская сторона предоставит российской стороне необходимую информацию», — отмечается в документе.

Кроме этого, российская сторона подтвердила готовность принять на обучение по железнодорожным специальностям иорданских специалистов и инженеров на условиях, предусмотренных российско-иорданским сотрудничеством в области образования, следует из документа.

52.2MB | MySQL:103 | 1,611sec