По информации специализированного китайского издания «Танки и бронемашины» турецкая военно-промышленная компания ВМС Otomotiv ve Savunma Sanayi заключила контракт с ВС Туниса на поставку 40 боевых бронированных машин (ББМ) с повышенной противоминной защитой под обозначением «Кирпи». По замыслу турецкой компании-производителя данные ББМ с корпусом V-образной конструкции предназначены для рейдовых и контрпартизанских мероприятий в зоне вооруженного конфликта с высокой вероятностью применения самодельных взрывных устройств (СВУ), которые эффективны против колесной бронетехники с плоским днищем.
Следует отметить, что компания ВМС Otomotiv ve Savunma Sanayi является крупнейшим производителем грузовых автомобилей гражданского назначения в Турции и производство военной продукции не являлось приоритетным для данного юридического лица. Прототип ББМ «Кирпи» был создан после анализа израильской бронемашины NAVIGATOR (пр-во компании Hatehof Ltd), впервые представлен Командованию ВС Турции в 2008 г., а в 2009 г. компания уже подписала контракт с СВ ВС Турции на поставку 468 ББМ.
Затем в 2010 г. турецкая компания представила «Кирпи» на выставке «Евросатори» с целью найти иностранных покупателей на свою продукцию, поскольку руководство компании опасалось приостановки оплат со стороны государства по причине неудовлетворительного состояния бюджета. Ожидаемая приостановка оплат и поставок произошла в 2011 г. и к тому моменту ВС Турции получили всего 278 ББМ с колесной формулой 4х4.
В марте 2014 г. в ВМС Otomotiv ve Savunma Sanayi добилась продолжения контракта с ВС Турции и даже подписания дополнительного соглашения на поставку еще 130 машин. Очевидно, что недорогие ББМ стали необходимы в свете обострившейся обстановки в курдских районах страны, а также в свете планировавшейся операции «Щит Евфрата».
В настоящее время существует два варианта ББМ «Кирпи»: с колесной формулой 4х4 и удлиненная версия с формулой 6х6. В отношении первого варианта представляется возможным привести следующие тактико-технические характеристики:
длина: 7,07 м;
ширина 2,51 м;
высота: 2,86 м;
вес максимальный: 16000 кг;
экипаж: 3 человека
десант: 10 человек.
В качестве силовой установки турецкие конструкторы выбрали рядный шестицилиндровый дизельный двигатель ISLe+ 350 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением производства американской компании «Катерпиллер». Максимальная мощность данного двигателя составляет 350 л.с. при 2100 об/мин., а максимальный крутящий момент составляет 1550 Н/м. Рабочий объем двигателя составляет 8900 см.куб. Кроме того, данный силовой агрегат отвечает требованиям стандарта «Евро 3». По мнению китайских специалистов, именно турбодизельный двигатель с промежуточным охлаждением наддувного воздуха является лучшим вариантом для ББМ, которая предназначена для действия в жарких условиях.
По информации китайских источников, турецкие специалисты рассматривали возможность установки другого двигателя, однако высокие требования ВС Турции по маневренности, безопасности при эксплуатации, сложный температурный режим, а также необходимость участия в контртеррористических операциях предопределили выбор в пользу американского проверенного и надежного агрегата.
По данным китайских источников, указанный двигатель передает крутящий момент на автоматическую коробку переключения передач Alison 3000 (пять передач вперед и одна назад), которая обеспечивает рассматриваемой ББМ максимальную скорость 100 км/ч при движении по шоссе. Запас хода «Кирпи» при полной заправке составляет 800 км, что важно при проведении рейдовых и контрпартизанских операций.
Для повышения проходимости и снижения расхода топлива в трансмиссию внедрена раздаточная коробка, благодаря которой при движении по обычным дорогам ББМ «Кирпи» использует только один ведущий мост, а при съезде на бездорожье водитель-механик подключает дополнительно один или два моста в зависимости от колесной формулы ББМ – 4х4 или 6х6. Для сохранения подвижности при обстреле ББМ оснащена центральной системой подкачки колес, а на диски надеты пулестойкие пластиковые обода, которые позволяют автомобилю покинуть поле боя. Кроме того, для эвакуации или преодоления препятствия ББМ оснащена лебедкой, которая установлена внутри бронированного бампера.
Бронированный корпус обеспечивает защиту экипажа и десанта по стандарту ВС стран-членов НАТО STANAG 4569 уровень 3, т.е. от обстрела из автоматического стрелкового вооружения калибра 7,62х51 мм с расстояния 30 метров и от осколков артиллерийских снарядов калибра 155 мм при подрыве снаряда на расстоянии 60 м от ББМ. Днище бронемашины соответствует требованиям указанного стандарта по уровню 3Б, т.е. обеспечивает безопасность военнослужащих при подрыве взрывного устройства весом 8 кг в тротиловом эквиваленте.
По данным китайских источников, уровень бронезащиты у рассматриваемой ББМ недостаточен, поскольку отряды курдов используют более мощные самодельные взрывные устройства, которые позволяют полностью уничтожать данную ББМ вместе с экипажем и десантом. В подтверждение печального опыта эксплуатации «Кирпи» китайские наблюдатели приводят данные о нападении отряда курдского ополчения на колонну бронемашин ВС Турции 18 мая 2016 г., в ходе которого одна из ББМ после взрыва взлетела в воздух на 20 с лишним метров. По словам курдов, в данной атаке на колонну было использовано СВУ мощностью около 1000 кг в тротиловом эквиваленте.
Кстати, всего с июля 2015 г. по январь 2017 г. турецкие военные потеряли только убитыми более 600 человек в операциях против курдов в приграничных с Сирией районах.
Внутри бронированного корпуса установлены системы принудительной вентиляции, кондиционирования, модуль навигации по каналу системы GPS, экраны камер заднего вида. Кроме того, в случае возникновения пожара в обитаемом или двигательном отсеке сработает автоматическая система пожаротушения.
Для размещения военнослужащих десанта предусмотрены амортизированные кресла с пятиточечными ремнями безопасности, которые позволяют быстро покинуть машину. В бортах ББМ установлены 8 пулестойких стекол, которые обеспечивают десанту обзор, а 10 амбразур позволяют десанту вести огонь из штатного стрелкового вооружения. Кормовая дверь, предназначенная для высадки десанта, опускается вниз и играет роль пандуса.
Для механика-водителя и командира машины установлены эргономичные и комфортные кресла, приборы и все рычаги размещены с целью максимально снизить утомляемость экипажа при продолжительном патрулировании и на дальних марш-бросках. Механик-водитель при необходимости проведения ремонта в полевых условиях может воспользоваться инструментами, которые размещены в ящике под водительской дверью. Место стрелка оборудовано за креслами водителя и командира, в потолке машины выполнен люк, для прикрытия которого на крыше установлены листы из профилированной брони.
На вооружении турецкой армии имеются и легкие ББМ «Кобра», которые однако не выдерживают никакой критики при наезде на фугасы весом менее восьми килограмм, поскольку это гарантированно влечет за собой гибель экипажа машины.
По оценкам китайских специалистов в области бронетехники Сухопутных войск, турецкие коллеги работают в общем со странами Запада направлении – проектируют и выпускают машины, соответствующие средним стандартам и обладающие средними характеристиками, что не позволяет им занять место на мировом оружейном рынке, поскольку китайская продукция остается привлекательной по цене, а для стран, обладающих финансовыми ресурсами, наиболее оптимальным выбором являются колесные бронемашины российского производства.