Политический аспект возобновления археологических раскопок столицы древнего израильского царства

Израильская гражданская администрация в Иудее и Самарии — так называется структурное подразделение ЦАХАЛа, ответственное за управление гражданскими делами на контролируемых Израилем территориях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) – выдала разрешение кафедре археологии Ариэльского университета на проведение круглогодичных раскопок в Себастии. На этот проект будут выделены значительные денежные средства, которые позволят вести раскопки и реставрационные работы на протяжении нескольких лет. Речь идет об одном из самых значительных и масштабных археологических памятников в Эрец-Исраэль/Палестине. Здесь в IX-VIII вв. до н.э. находилась столица Израильского царства, именующегося также Северным царством, которое образовалось после распада единого древнееврейского государства на Израиль и Иудею (со столицей в Иерусалиме) в конце Х в. до н. Среди прочего здесь сохранились развалины дворца упомянутого в Библии израильского царя Ахава, правившего в 873-852 гг. до н.э.

Фрагмент украшения из слоновой кости, найденный в развалинах дворца израильского царя Ахава.

В IV в. до н.э., после завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским Шомрон стал эллинистической колонией. В I в. до н.э. его полностью перестроил иудейский царь Ирод, который дал городу новое названия — Себастия. Под властью византийцев это был значительный христианский центр. Здесь, согласно христианской традиции, была похоронена отрубленная по приказу тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антиппы голова  Иоанна Крестителя. Позднее древний город пришел в запустение. Название «Себастия» сохранило расположенное на его окраине современное арабское мусульманское село (2900 жителей по данным 2006 года).

Крупные археологические экспедиции работали на развалинах Шомрона/Себастии в три разных периода: в 1908-1910 гг. (Университет Гарвард, США), в 1931-1935 гг. (Университет Гарвард, Еврейский университет в Иерусалиме и британская Археологическая школа в Иерусалиме) и в 1965-1967 гг. (Иорданское управление древностей). После Шестидневной войны и перехода Себастии под контроль Израиля в древнем городе проводились только реставрационные работы. Израильтяне объявили Себастию национальным парком.

 

Амфитеатр Себастии

 

Крепостная стена Себастии

 

Остатки античной колоннады в Себастии

Возобновление археологических раскопок в Себастии, безусловно, имеет огромное научное и культурное значение. Однако у этого события имеется и немаловажный политический аспект. Древний город расположен у шоссе Наблус – Дженин в паре-тройке километров к северу от еврейского поселения Шавей-Шомрон. После того, как в рамках программы «Размежевание», осуществленной правительством Ариэля Шарона в 2005 году, были ликвидированы располагавшиеся далее к северу поселения Хомеш и Са-Нур, еврейское гражданское движение по этому шоссе практически полностью прекратилось. Посещение Себастии (несмотря на то, что развалины этого древнего города номинально числятся национальным парком, входящим в структуру израильского Национального управления природных заповедников и национальных парков) стало крайне проблемным из-за соображений безопасности. Экскурсии туда должны заранее согласовываться с армией. Сотрудники Национального управления природных заповедников и национальных парков в Себастии постоянно не находятся. Начало работы постоянной, круглогодичной археологической экспедиции в Себастии означает возобновление постоянного еврейского присутствия там. Причем постоянного присутствия не только археологов, но и армии, которая должна будет обеспечить их безопасность. Как следствие можно ожидать и возобновления нормальной работы национального парка Себастия и, соответственно, регулярного присутствия там посетителей – как израильтян, так и иностранных туристов. Внутренний туризм весьма популярен в Израиле, и поскольку речь идет о важнейшем памятнике, не уступающим в потенциале по своей туристической атрактивности и значению для еврейской истории таким популярнейшим национальным паркам Израиля, как Масада, Геродион, древний Бейт-Шеан и т.п., можно предположить, что Себастия станет в обозримом будущем весьма оживленным местом. Последуют ли за этим со стороны израильтян какие-либо шаги открыто политического характера, например, восстановление разрушенного поселения Хомеш, располагавшегося к северу от Себастии (на этом настаивает поселенческое движение, а также бывшие жители этого поселения, ныне проживающие в Шавей-Шомроне), пока судить рано.

Что касается жителей близлежащего арабского села, носящего имя древнего еврейского города, то они, вне всякого сомнения, многое выиграют от начала постоянных археологических раскопок и возобновления потока туристов в Себастию. Для них это означает появление рабочих мест и резкий рост объема торговли. Сейчас построенные арабами у входа в национальный парк магазины и рестораны по большей части пустуют. Поэтому протестов по поводу возобновления еврейского присутствия в Себастии с их стороны ожидать не стоит. Другое дело – официальные власти Палестинской национальной администрации (ПНА).

Однако пока никаких заявлений политического характера по данному поводу сделано не было ни израильтянами, ни властями ПНА. О том, что раскопки в Себастии после многолетнего перерыва возобновятся в сентябре этого года, было сообщено лишь в рамках сугубо академических форумов.

62.84MB | MySQL:109 | 0,561sec