Несколько дней назад в Иране объявлены имена кандидатов в президенты, которые прошли утверждение Наблюдательного совета, одна из основных функций которого как раз и состоит в рассмотрении кандидатур на пост президента страны и депутатов парламента. Его роль в государственно –политическом устройстве страны велика хотя бы потому, что на основании статьи 93 Конституции «без Наблюдательного совета решения…не имеют законной силы». По сути, Наблюдательный совет играет роль верхней палаты парламента в условиях, когда таковая иранской Конституцией не предусмотрена. В этот раз ему пришлось проделать большую работу, ибо кандидатами в президенты Ирана стали 1636 человек, в том числе большое количество чиновников и политиков. Совет уменьшил их число до шести. Сравним с предшествовавшими выборами: в 2005 г. в окончательный список вошли 8 кандидатов, в 2009 г. — 4, а в 2013 г. — 6. Как положительный симптом восприняли в Иране весть о том, что экс-президент страны Махмуд Ахмадинежад и его протеже, работавший в качестве вице-президента и руководителя глава Иранской организации культурного наследия и туризма Хамид Багаи не прошли утверждения и лишены права дальнейшего участия в президентских выборах. Утверждение окончательного списка кандидатов в президенты дало официальный старт предвыборной агитации. До выборов, намеченных на 19 мая, осталось чуть больше трех недель.
Итак, в окончательный список вошли действующий президент ИРИ Хасан Роухани, нынешний первый вице-президент Эсхак Джахангири, по сути являющийся премьер-министром страны, два бывших министра: культуры — сейед Мустафа Мирсалим, и промышленности — Мустафа Хашеми Таба. Далее в списке следуют поддерживаемый религиозно-политической элитой страны хранитель мавзолея Имама Резы в Мешхеде сейед Эбрахим Раиси и ветеран президентских выборов мэр Тегерана Мохаммад-Багер Галибаф. В заявлении верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи по этому поводу вместе с пожеланием победы каждому из них, содержится призыв к электорату «безусловно выполнить свой конституционный долг, сплотившись тем самым вокруг исламского строя и демонстрируя верность его идеалам».
Как пишут аналитики, хотя в окончательном списке кандидатов содержится шесть кандидатур, достаточные шансы имеются лишь у трех претендентов – действующего президента, Эбрахима Раиси и Мохаммад-Багера Галибафа. Первый вице-президент Эсхак Джахангири является своеобразной фигурой поддержки Х.Роухани, хотя, выступая 26 апреля перед журналистами, Э.Джахангири сказал, что его цель – стать президентом, и именно с такой целью он и выставил свою кандидатуру. Вошедшие в список бывшие министры никем из аналитиков серьезно не рассматриваются, ибо их шансы ничтожно малы.
Однако старт предвыборной борьбе дан, и начались разнообразные встречи, постепенно набирающие темп. Так, Мохаммад-Багер Калибаф, уже провел ряд встреч, в том числе – с парламентариями, где презентовал свою экономическую программу, главными составляющими которой, как и следовало ожидать, стали меры по преодолению безработицы и мероприятия по созданию новых рабочих мест. Его амбициозная программа предусматривает создание 5 миллионов рабочих мест. Как заявил мэр Тегерана, программу будет неуклонно выполняться, «если он победит на предстоящих президентских выборах». Мохаммад-Багер Галибаф, между тем, смело квалифицирует ситуацию в стране как экономический кризис, беспокоящий всех без исключения иранцев. «Такое положение вводит нас всех в отчаяние. Люди, выстоявшие в войне и оказавшиеся несломленными, сгибаются перед жизненными передрягами, не обладая возможностью обеспечить свои семьи элементарными продуктами и товарами первой необходимости».
Не обошлось и без критики действующего президента. М.-Б.Галибаф прямо отметил, что «второй срок полномочий президента Х.Роухани может серьезно поставить под угрозу экономику страны». Критика М.-Б.Галибафа не исключительна — нынешнего президента яростно критикует и религиозная элита страны. Так, представитель аятоллы Али Хаменеи в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) аятолла Али Саиди в развернутом интервью информагентству «Фарс» заявил, что Х.Роухани и его сторонники, заявляющие о том, что подписанием венских договоренностей они отодвинули Иран от неизбежной войны, совершают самый настоящий обман народа и популизм. «Ядерные соглашения, которые успешно продвигал Х.Роухани, раскололи иранское общество, вместо того, чтобы его объединить во имя общей цели». Аятолла обвинил действующего президента в том, что улыбаясь западным представителям, идя им навстречу по всем вопросам, он способствовал подписанию договора, который грозит Исламской Республике серьезными бедами.
Ведущий кандидат от фундаменталистов ходжать оль-эслам Эбрахим Раиси свою предвыборную кампанию начал с явных реверансов в сторону самых обездоленных слоев населения. Известно, что именно на них ориентировался в своей социальной политике экс-президент Махмуд Ахмадинежад, инициировавший и неуклонно проводивший в жизнь политику разнообразных дотаций и льгот (йаранэ) слабо защищенным слоям общества. Э.Раиси, несомненно, будет легко добиться расположения иранских бедняков, ибо ныне действующий глава исполнительной власти Х.Роухани с приходом на президентский пост был вынужден, ссылаясь на экономические условия, в которых оказалась страна, отменить практически все льготы и дотации, вызвав тем самым разочарование слабо обеспеченных граждан. Выступая в эти дни перед различными аудиториями, Э.Раиси пообещал увеличить существовавшие при М.Ахмадинежаде дотации и льготы сразу в три раза. Другое его обещание выглядит еще более фантастическим, исходя из существующей реальности: фундаменталистский кандидат предполагает ежегодно создавать в стране полтора миллиона новых рабочих мест. В эти дни активно озвучивается другая цифра: Х.Роухани за 4 года своей первой каденции сумел создать всего 700 тысяч рабочих мест. Э.Раиси же предполагает, став президентом, полностью покончить в стране с безработицей. Разумеется, сегодня в Иране это вызывает у многих только обоснованное сомнение. Однако Э.Раиси уже не раз повторил, что сев в президентское кресло, он обеспечит за 4 года работой 6 миллионов сограждан, покончив с этой жгучей проблемой. Причем, это будет лишь одним из пунктов его программы оздоровления национальной экономики. Есть еще один важный, на взгляд Э.Раиси, аспект экономических реформ – неуклонная борьба с коррупцией. Именно на этом направлении кандидат предполагает вдохнуть новую жизнь в закрытые в стране предприятия и поднять эффективность производства.
Программу экономической стабилизации ведущего, как полагают сегодня в Иране, кандидата от фундаменталистов, однако, критикуют в стране многие, в том числе – некогда кандидат в президенты, ныне многолетний спикер Собрания исламского Совета (парламента) Али Лариджани. Он считает, что введение обещанных этим кандидатом льгот и дотаций нереально, и даже противозаконно. «Народу не нужны подаяния», — восклицает спикер. Возмущение А.Лариджани вызвали и слова Э.Раиси на одной из встреч, когда он прямо заявил: «Я дам людям деньги». « Не нужно давать заведомо ложные обещания», — подытожил спикер парламента. Кстати, такую же критику вызвали заявления Э.Раиси и у аятоллы Али Хаменеи.
Иранские СМИ проводят в эти первые опросы общественного мнения, пытаясь определить фаворита президентской гонки. На сегодня, как видно из первых обзоров, таковым, причем с большим отрывом, опросы считают действующего главу исполнительной власти Х.Роухани. Об этом с уверенностью заявляет интернет сайт «Алеф», позиционирующий себя как либеральный. Второе место по версии «Алеф» займет мэр Тегерана, а Э.Раиси будет довольствоваться лишь третьим местом. Информационное агентство «Машрек» сообщило 26 апреля, что по его опросам 40% населения Ирана не хотели бы продолжения президентской каденции Х.Роухани. Консервативные СМИ однозначно отдают первенство своему главному кандидату – Э.Раиси.