Алжирские источники о росте социальных протестов в Саудовской Аравии

Алжирский МИД ведет систематическую работу по сбору и анализу данных о росте протестных настроений в Саудовской Аравии. В частности, это касается выступлений, состоявшихся в ряде крупных городов этой страны 30 апреля, участниками которых, по данным алжирских источников, были безработная молодежь, женщины и в ряде случаев иностранные рабочие.

Для руководства АНДР происходящее в КСА имеет важное значение, поскольку от положения дел в этом важном производителе нефти напрямую зависят и цены на «черное золото» (и в том числе на «привязанный» к ним газ, реализация которого составляет основную статью алжирских доходов) в мире.

Кроме того, наблюдая за ситуацией в королевстве, алжирские власти, чьи доходы также в первую очередь зависят от добычи и продажи энергоресурсов, автоматически переводят происходящее там и на себя.

В том числе и потому, что в случае расширения социальных протестов в Саудовской Аравии «арабская весна» может получить «второе дыхание» в тех странах, которые она еще затронула весьма слабо, например, тот же Алжир.

Причина нынешних выступлений – влияние продолжающегося мирового финансового кризиса и сохранение «низких» цен на нефть (бюджет КСА, согласно алжирским источникам, более чем на 75 процентов зависит от ее реализации на внешнем рынке), из-за чего уже сейчас Эр-Рияд испытывает серьезные проблемы, отягощенные продолжающимися войнами в Йемене и Сирии, на ведение которых он потратил без серьезных видимых результатов колоссальные средства, которые в совокупности уже превышают 100 млрд долларов.

Параллельно этому растет дефицит бюджета. Так в 2016 году он достиг 79 млрд долларов, а в 2017 году, согласно имеющимся прогнозам, он увеличится до рекордной отметки в более чем 130 млрд долларов.

И, согласно оценке Международного валютного Фонда, при сохранении в нынешнем состоянии цен на нефть Саудовская Аравия может исчерпать все свои финансовые запасы уже к 2020 году.

О серьезности ситуации говорят и прогнозы экономистов, согласно которым в 2017 году рост саудовской экономики может быть рекордно низким за всю ее «нефтяную» историю – на уровне около одного процента в год.

В этих условиях обеспечивать социальный мир в стране становится все сложнее при сохранении прежних высоких запросов местного населения.

Первый призыв «все на митинг безработных» был запущен в социальных сетях 21 апреля. На это власти ответили «кнутом и пряником»: с одной стороны, вывели усиленные полицейские подразделения в места массового скопления людей и на охрану административных зданий, а с другой стороны попытались задобрить недовольных.

Так, король Сальман распорядился выделить «на поддержку саудовцев» внушительные суммы. Однако по алжирским источникам этого было недостаточно.

Не случайно, что подобные меры не остановили кипение страстей в саудовских социальных сетях, в которых отмечаются многочисленные призывы выйти 30 апреля на улицы и устроить массовые демонстрации под лозунгами «за лучшее будущее» перед административными офисами, включая Министерство труда.

Упоминание последнего не случайно – в первую очередь, недовольство выражает безработная молодежь, представители которой имеются среди различных социальных слоев страны.

Даже по официальным данным уровень безработицы в стране никогда не был столь высоким (11 процентов) для населения в 32 миллиона человек.

Кроме того, негодование действиями властей выражают и многие другие граждане страны, осуждающие их решение отказаться от политики «саудизации» рабочих мест (то есть снятия запрета на использование в определенных отраслях иностранного труда).

В любом случае, наблюдаемые меры саудовских властей видятся дают лишь временный эффект и не решают проблему в принципе.

Между тем, Эр-Рияд все же пытается избежать развития ситуации по негативному сценарию. Для этого в том числе с помощью нанятых в США и европейских странах консультантов был разработан стратегический план перестройки саудовской экономики, предполагающего переход страны на возобновляемые и экологически чистые источники энергии и продажу некоторых флагманов промышленности королевства, включая энергетический гигант Aramco, реализация которого рассчитана до 2030 года.

Вопрос – хватит ли времени и ресурсов для осуществление этого внешне красивого проекта в условиях усиления вызовов королевству.

Так, например, алжирские источники отмечают, что в обозримом будущем Эр-Рияд не в состоянии успешно завершить для себя конфликты в Йемене и Сирии. Несмотря на огромные финансовые затраты, он не в состоянии сделать это физически, поскольку без достижения военных побед уход оттуда будет означать поражение в первую очередь перед иранским противником и повлечет за собой огромные имиджевые и политические издержки.

Также, несмотря на урезание в последние годы финансирования (а на некоторых направлениях и прекращение радикальных исламских группировок в различных регионах земного шара (например, в Юго-Восточной Азии) Саудовская Аравия продолжает их поддержку. В том числе – чтобы самой не стать их мишенью в условиях, когда на ее собственной территории усиливается критика властей со стороны местных консерваторов, упрекающих их в растрате «богатства мусульман» и «спекулировании исламскими святынями в интересах сохранения своей власти».

Не случайно, что, судя по записям в местных социальных сетях, все более популярной среди саудовцев становится идея ограничения королевской власти и установления конституционной монархии ввиду отсутствия реальной возможности у представителей правящей династии по выходу из затяжного кризиса.

И это при том, что подобные публикации нередко расцениваются в КСА как «призывы к изменению государственного строя» и караются продолжительными сроками тюремного заключения.

Аналогичные наказания существуют и за уличные протесты. Следует напомнить, что демонстрации и забастовки в стране были законодательно запрещены еще в 1956 году, а в 2014 году, после выступлений шиитов в Восточной провинции, были приняты новые законы по борьбе с терроризмом, расширяющие его определение и включающие в себя словесные и письменные заявления, угрожающие местной королевской власти.

Соответственно, под предлогом борьбы с террористами, саудовские власти нередко бросают в тюрьмы всех инакомыслящих.

Когда королевская семья не испытывала проблем с притоком нефтедолларов, она могла купить социальный мир и легко подавить недовольных. Однако сейчас положение меняется в худшую для нее сторону, о чем наглядно свидетельствует, по данным алжирских источников, переход Эр-Рияда к мерам «политики жесткой экономии, чтобы спастись от надвигающегося экономического краха».

Однако опасения из-за усиливающегося недовольства части населения вынуждает его тратить стремительно уменьшающиеся денежные резервы, которые бы могли быть использованы для модернизации экономики.

Во многом поэтому король Сальман и издал 22 апреля указ, отменяющий объявленные в сентябре прошлого года бюджетные сокращения и разморозивший зарплаты в государственном секторе, в котором сейчас работают две трети саудовцев.

Примечательно, что по состоянию на 2015 год соответствующие траты на государственный сектор составили 45 процентов всех расходов властей КСА.

Кроме того, король Сальман пообещал отправить в отставку наиболее непопулярных членов правительства.

И, наконец, силовикам для повышения их лояльности накануне ожидавшихся выступлений были выданы в качестве бонуса два месячных оклада.

Что же касается первичных выводов, то ситуация в Саудовской Аравии видится из АНДР достаточно сложной. И хотя нынешние попытки протестов местные власти подавили сравнительно легко, исходя из материалов алжирских аналитиков, новый серьезный выплеск уличной активности может произойти в КСА в любой момент.

Причем, по их оценке, в данный момент саудовский королевский режим, оказавшийся одновременно перед политическим и экономическим вызовом, «хрупок и уязвим как никогда».

Однако алжирские аналитики видят не только «минусы», но и «плюсы» от возможного усиления подобных протестов – это ожидаемое повышение цен на нефть в результате неизбежных накруток биржевых спекулянтов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,539sec