Израиль: прецедент Акко

Расположенный в Западной Галилее, на средиземноморском побережье город Акко (около 50 тысяч жителей) является одним из 6 израильских городов, имеющих официальный статус «смешанных» в этно-конфессиональном отношении (наряду с Иерусалимом, Хайфой, Яффой, Рамлой и Лодом). Согласно данным Центрального Статистического Бюро Израиля за 2014 год, 69% населения Акко составляли евреи (включая членов смешанных семей, не определяемых в качестве евреев еврейским религиозным правом – Галахой); 28% — мусульмане (почти исключительно арабы), 2,8% — христиане, а 0,2% — друзы.

В 2008 году в Йом-Кипур (Судный День) в этом городе произошли ожесточенные столкновения между евреями и мусульманами. Столкновения начались с того, что группа арабской молодежи приехала в Йом-Кипур (евреи не ездят в Йом-Кипур) в квартал, населенный преимущественно евреями, и спровоцировали драку с еврейской молодежью. Получив отпор, арабы ретировались и распространили в окрестных арабских селах слухи о том, что «евреи в Акко убивают арабов». Прибывшее их арабских сел подкрепление учинило погром. Арабы шли по улицам, били окна и припаркованные машины. Полиция не вмешивалась с происходящее и велела евреям закрыться в своих домах. Еврейское население обвинило полицию в том, что в связи с Йом-Кипуром в патрульных машинах находились только полицейские-арабы и друзы, которые бросили евреев на произвол судьбы. Поэтому вечером того же дня толпы евреев вышли на улицы Акко, чтобы самим защитить себя. Арабским семьям, поселившимся в еврейских кварталах, пришлось бежать, бросив свои дома. Межэтнические столкновения в Акко прекратились только после того, как в город для обеспечения общественного порядка были введены силы Пограничной стражи (МАГАВ).

С тех пор в Акко было многое сделано для обеспечения нормального функционирования смешанного города. Вместе с тем в городе сохраняется определенная напряженность в отношениях между евреями и арабами-мусульманами, вызванная резкими различиями в образе жизни и политических ориентациях. Одним из важнейших пунктов противоречий является то, что евреи служат в ЦАХАЛе и их лояльность Государству Израиль безусловна в то время, как подавляющее большинство арабов в армии не служит, а многие из них поддерживают на выборах открыто антисионистский Объединенный арабский список, декларирующий, что израильские арабы это, прежде всего, палестинцы.

Именно в данном контексте следует рассматривать сообщения о том, что в этом году руководство мусульманского вакфа города Акко обратилось в воскресенье, в канун Дня памяти павших в войнах Израиля и жертв террора к мэру города Шимону Ланкри (член правой партии Ликуд, подполковник запаса ЦАХАЛа) и к главному раввину Акко Йосефу Яшару с просьбой получить расписание всех траурных церемоний, которые будут проводиться в этот день в городе. Руководство вакфа Акко поступило так для того, чтобы иметь возможность дать указания муэдзинам городских мечетей воздержаться от громогласных призывов к молитве во время церемоний и тем самым не оскорблять чувств участников траурных церемоний в память о павших израильских бойцах и жертвах террора. То есть, речь идет о стремлении избежать конфликта с еврейским населением города.

В беседе с представителями израильских СМИ раввин Йосеф Яшар сказал по этому поводу, что его отношения с мусульманскими священнослужителями базируются на добрососедстве и взаимном уважении. «Не нужен никакой «закон о муэдзинах», — сказал он, имея в виду недавно принятый Кнессетом закон, имеющий своей целью лишить муэдзинов возможности мешать ночному сну населения смешанных городов. Этот закон вызвал множество ожесточенных споров. «Не надо ничего добиваться путем войны или борьбы, — продолжил раввин, — (…) Мы стараемся встречаться с (мусульманскими – В.Ч.) священнослужителями города на протяжении всего года и разговаривать с ними за чашкой кофе при взаимном уважении. Только так это может работать в нашем государстве».

Массовые межэтнические столкновения в Акко стали беспрецедентным событием в истории смешанных городов современного Израиля. Поэтому именно здесь впервые в Израиле был выработан неформальный механизм обеспечения сохранения мирного существования между двумя этно-конфессиональными общинами: Со времени кровавых столкновений между евреями и мусульманами, произошедшими в Акко 9 лет назад, священнослужители обеих сторон стараются поддерживать между собой постоянную и непосредственную связь, чтобы избежать повторения столкновений между евреями и мусульманами и обеспечить продолжение нормальной жизни в смешанном городе.

52.19MB | MySQL:103 | 0,662sec