Военная промышленность Ирака. Часть 3

Ремонт и производство вооружения ракетных войск и артиллерии

Ранее, на страницах сайта Института Ближнего Востока, мы рассмотрели состояние и ближайшие перспективы ВВС и ПВО Ирака, а также состояние дел с производством боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии, авиационных средств поражения (http://www.iimes.ru/?p=34591), с производством и ремонтом бронетехники (http://www.iimes.ru/?p=34671).

На основании приведенных фактов, а также из анализа публикаций в местных СМИ и демонстрации образцов различной техники и боеприпасов на выставках, о чем  ранее сообщалось на сайте ИБВ (http://www.iimes.ru/?p=33240), можно отметить, что современное состояние военного промышленного комплекса (а, о складывании отдельных элементов иракской обороной промышленности, именно, в комплекс, уже сейчас, свидетельствуют и устанавливающиеся кооперационные связи, и появление элемента плановости при формировании и размещении производственных заказов) характеризуется как этап его начального становления и абсорбирования всего того задела, который остался в стране после падения режима Саддама Хусейна. Что вполне логично.

Задел этот был весьма внушителен и солиден, и, несмотря на крах государственных институтов, иностранную военную оккупацию, уничтожение многих военных объектов, отъезд из Ирака научных и технических кадров, словом, — все то, что сопровождает военно-политическое поражение государства, очень многие образцы военной техники уцелели, сохранились и кое-какие производственные мощности, и, как выясняется, определенный научно-исследовательский потенциал, опирающийся на достаточно хороший уровень основных кадров, производства токарных, фрезеровочных, расточных, монтажных, сварочных и иных работ, связанных с металлообработкой. Ирак в этом смысле выгодно отличался и отличается от других арабских стран.

Неудивительно поэтому и то, что достаточно быстро (примерно за три месяца) начав с восстановления в 2014 г. около сотни единиц бронетехники (здесь следует отдать должное и тому качеству, ремонтопригодности и неприхотливости, которым славится советская военная техника, а именно советские образцы составили львиную долю, «зомби-брони», как шутят сами иракские военные), внимание было обращено на артиллерию.

Именно артиллерия являлась и является главным оружием в борьбе с террористами  «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), где в силу ряда особенностей местного театра военных действий, как географическо-климатических, так и тактических, ствольная и реактивная артиллерия ближнего радиуса действия стали основным средством огневого поражения врага, поддержки наступательных действий, или сковывания перемещений вражеских резервов и предотвращения маневра их сил и средств.

В прежней  иракской армии дела с артиллерией и ракетными войсками Сухопутных войск обстояли хорошо, не хуже, чем с бронетанковыми или военно-воздушными силами. К 1990 г. в ней насчитывалось 1900 буксируемых орудий полевой артиллерии, 150 самоходных гаубиц, 200 реактивных систем залпового огня, имелось до полутора сотен самоходных установок (включая советские САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация»), в целом же, среди артиллерийских систем встречались и орудия периода Второй мировой войны, имелось и большое количество вполне современных, советских, французских, трофейных иранских (пр-ва США) пушек и гаубиц. Минометов калибром от 60 до 240 миллиметров имелось около 4 500 единиц.  223-я и 224-я ракетные бригады иракской армии были оснащены модернизированными комплексами «Аль-Хусейн» и «Аль- Аббас» (вариант советского Р-17Э). Ракет к ним в 1988 г. насчитывалось 650 единиц. В производстве находились комплексы «Раад» и «Самуд» с дальностью до 90 км, калибром в 225 мм. Они являлись модификациями советских 9К52 «Луна» (FROG, по классификации НАТО). Было освоено лицензионное производство 122-мм гаубиц Д-30, 155-мм и 210 орудий «Маджнун» и «Фао». Велись разработки новых РСЗО, партнерами в которых выступали бразильские и итальянские компании.

Иракская артиллерия хорошо зарекомендовала себя в ходе ирано-иракской войны, активно применялась и в обороне, и в наступлении, освоила применение тактических и оперативно-тактических ракет в обычном снаряжении по целям на территории врага. Следует отметить использование иракцами в целях контрбатарейной борьбы, хоть и в недостаточном количестве, но вполне современных РЛС обнаружения минометов и артиллерии, а также РЛС разведки наземных целей, в основном французского производства. В 1990 г. РВ и А армии Ирака активно применяли по целям на территории Израиля, Саудовской Аравии и Бахрейна ракетные комплексы «Р-17Э» или 8К14 (SCUD по классификации НАТО) советского производства, часть из которых была модернизирована с увеличением дальности полета ракеты.

После 2003 г. в распоряжении новых иракских властей оказалось несколько сот артиллерийских систем от прежней армии. Большинство тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов было уничтожено отнюдь не в результате ударов с воздуха коалиционных сил, а самими иракцами в период с 1990 и по 2003 гг. в ходе многолетних кампаний и разбирательств с обвинениями в создании ОМП. Десятки пусковых установок и сотни ракет были распилены, предъявлены различным инспекторским группам и кроме невнятных ссылок на якобы найденные следы химических веществ в снаряжении отдельных головных частей, ничего конкретного обнаружено и предъявлено на суд так и не было: ни ядерных, ни бактериологических боеголовок или их элементов.  Все уцелевшие части бывших саддамовских ОТР и ОТРК сейчас собраны в новых исследовательских центрах, тщательно изучаются и используются при разработке современных систем. Что касается  большинства ракетных и реактивных артиллерийских установок, поступающих в настоящее время на вооружение иракской армии и Народного ополчения это иранские, либо, сделанные на их основе, комплексы калибром от 106 и до 333 мм, двух – трех – четырех и 6-ти ствольные пусковые установки монтируемые на базе грузовых автомобилей. Дальность их пуска составляет от 1.5 до 10 км. Их достаточно трудно классифицировать, по причине того, что не только государственные технические центры и компании, но и кустарные мастерские каждый месяц выдают «на гора» все новые и новые виды РСЗО, которые устанавливаются иногда на гусеничную базу, иногда буксируются, иногда помещаются в кузова грузовиков-самосвалов и наводятся в вертикальной плоскости подъемом этих самых кузовов. Восстановлено и введено в строй также несколько десятков советских РСЗО БМ-21 «Град», впрочем, зачастую установленных на самые различные шасси.

Лидером упорядоченного и мелкосерийного ремонта и производства буксируемых ствольных артиллерийских систем (и, отчасти, САУ) является завод бывшей армии Ирака по выпуску 122-мм гаубиц Д-30, на котором снова налажен их ремонт и обслуживание, кроме того, неподалеку, на базе ремонтных артиллерийских мастерских в г. Таджи, севернее Багдада, обслуживаются и ремонтируются гаубицы Д-20, пушки М-46, САУ М-109 и М-110, пр-ва США (трофейные иранские), 73-мм орудия «Гром» от БМП-1.

Выпуск продукции, в основном конечно, восстанавливаемых образцов насчитывает на сегодня десятки единиц, но, по мере отработки производства, расширения мощностей, в течении ближайших 5-7 лет, можно будет говорить о восстановлении производственного потенциала в сфере ремонта и производства вооружения ракетных войск и артиллерии. Тем более, что иракские ремонтники уже освоили некоторые базовые вещи: расточку орудийных стволов, восстановление их внутренних поверхностей, ремонт противооткатных устройств, налаживается производство специальных химических реагентов для фосфатирования металлических деталей, химического травления, нанесения покрытий методом гальванизации, словом, всего того, без чего немыслимо производство современных артиллерийских систем.

52.28MB | MySQL:103 | 1,305sec