Результаты опроса об отношении израильтян к религиозному браку

Главный Раввинат Израиля был создан в 1921 году, сразу же после создания британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, которая согласно декларации Бальфура от 1917 года, должна была стать «еврейским национальным очагом». Тогда он рассматривался сионистами в качестве важнейшего учреждения, создание которого является одним из элементов построения еврейского государственности. На протяжении многих десятилетий главными раввинами Израиля были весьма авторитетные и всеми уважаемые люди. В политическом контексте можно упомянуть, например, занимавшего пост главного ашкеназского раввина Эрец-Исраэль в 1936-1959 гг. Ицхака Айзика га-Леви Герцога (1888-1959), отца шестого президента Израиля Хаима Герцога (1918-1997) и деда нынешнего лидера парламентской оппозиции в Кнессете и партии «Сионистский лагерь» депутата Ицхака Герцога.

Однако к настоящему времени ситуация успела поменяться. Учреждение, которое представлялось когда-то важным элементом еврейского государственного строительства, кажется многим в современном Израиле анахронизмом. Можно без преувеличения сказать, что в последние два десятилетия все главные раввины Израиля – как ашкеназские, так и сефардские были абсолютно серыми (хотя и высоко оплачиваемыми) чиновниками от религии. Былой авторитет Главного Раввината почти полностью сошел на нет. Тем не менее, он до сих имеет значительное влияние и полномочия, в частности во всем, что касается регистрации и расторжения браков между евреями (гражданский брак как институт в Израиле не существует). Эта ситуация вызывает все нарастающее недовольство среди израильтян, прежде всего, среди тех, кто определяется себя в качестве нерелигиозных, светских. Суть конфликта между обществом и Главным Раввинатом сводится к тому, что связанные с иудейской религией обычаи, в том числе традиционный обряд бракосочетания, занимают важное место в этнической идентичности израильских евреев. Однако обусловленная существующими израильскими законами зависимость от Главного Раввината (в его нынешнем виде) в выполнении этих обрядов многих израильтян тяготит.

Это ни для кого в еврейском государстве давно не является секретом, тем не менее до недавнего времени не было никаких цифровых данных, дающих представление о степени этого недовольства. Теперь такие данные появились. Как выяснилось, 55% всех взрослых израильских евреев заинтересованы в альтернативной, не связанной с Главным Раввинатом возможности заключения еврейского религиозного брака. Среди тех, кто назвал себя «светскими», этот показатель составил 81%. Об этом свидетельствуют данные опроса общественного мнения, проведенного Институтом Смита (частный институт статистических исследований, работающий с 1972 года и считающийся одним из наиболее авторитетных учреждений такого рода в Израиле) по заказу недавно созданной организации ХИДУШ, связанной с реформистским движением в иудаизме, во главе которой стоят реформистский раввин и адвокат Ури Регев и американский еврейский бизнесмен Стенли Голд. Как было сообщено, данным опросом была охвачена представительная выборка взрослых евреев-израильтян, однако точный размер этой выборки назван не был.

Необходимо пояснить, что реформистский или прогрессивный иудаизм не имеет официального статуса в Государстве Израиль, однако он широко распространен среди евреев США, которые прилагают значительные усилия и денежные средства для популяризации и усиления влияния этого религиозного течения на исторической родине еврейского народа. Таким образом, ХИДУШ вне всякого сомнения является стороной конфликта с Главным Раввинатом, причем стороной, крайне заинтересованной в дальнейшем ослаблении его авторитета и в снижении его влияния. Реформисты не скрывают своего стремления разрушить монополию Главного Раввината на управление религиозной жизнью евреев в Израиле. Однако это обстоятельство не отменяет того факта, что Институт Смита – весьма авторитетное в сфере обследований общественного мнения учреждения и результаты его исследований заслуживают внимания.

Участникам упомянутого обследования был задан всего один вопрос, который был сформулирован следующим образом: «Государство Израиль признает на сегодняшний день и регистрирует только те браки евреев, которые были заключены в рамках Главного Раввината. Несколько движений и организаций (помимо реформистского иудаизма, имеется в виду в первую очередь консервативный иудаизм, также не имеющий официального статуса в Государстве Израиль – В.Ч.) предлагают альтернативу еврейского брака на основе равенства (полов – В.Ч.) вне раввината, который дает супругам многие права и обязанности, признаваемые государством, как и в случае пар, заключивших брак в раввинате. В какой степени вы будете заинтересованы в такой альтернативе для себя или для ваших детей, когда они захотят вступить в брак?»

Как уже было сказано, положительно на этот вопрос ответило 55% опрошенных, а наибольшей поддержкой эта идея пользуется у светских — 81%. Далее, как можно было ожидать, поддержка этой идеи сокращается по мере роста степени религиозности опрашиваемых: ее поддерживает 61% «соблюдающих традиции, которые не слишком близки к религии», 40% «соблюдающих традиции, близких к религии», 13% религиозных и 0% ультраортодоксальных.  Особо было отмечено, что положительно на этот вопрос ответили 75% репатриантов из бывшего СССР, что естественно, учитывая особо высокую долю нерелигиозных в их среде, а также наличие многочисленной (порядка четверти всего русскоязычного населения Израиля) группы лиц, которые не признаются раввинатом в качестве евреев (прежде всего, дети еврейских отцов от нееврейских матерей) и при существующей ситуации не имеют возможность в ступить в Израиле в брак в соответствии с еврейскими традициями.

Институт Смита приводит также данные относительно доли приверженцев идеи альтернативных еврейских браков среди сторонников различных израильских партий.  Наибольшей популярностью она пользуется среди проголосовавших на выборах в Кнессет за леворадикальную партию МЕРЕЦ (87%) во главе с депутатом Кнессета Загавой Гальон. Далее следуют проголосовавшие за левую партию «Сионистский лагерь» (85%) во главе с депутатом Ицхаком Герцогом, за находящуюся в оппозиции центристскую партию «Еш атид» (80%) во главе с депутатом Яиром Лапидом, за правую «израильскую партию с русским акцентом» «Наш дом – Израиль» (74%) во главе с министром обороны Авигдором Либерманом, за правоцентристскую партию «Кулану» (57%) во главе с министром финансов Моше Кахлоном и за Ликуд (чуть менее половины) во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Как можно было ожидать, среди проголосовавших за религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом», возглавляемую министром просвещения Нафтали Беннетом, и за ультраортодоксальные партии ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери и «Еврейство Торы» сторонников этой идеи не нашлось.

Наивно было бы ожидать, что обнародование данных этого исследования приведет к немедленным переменам в израильском законодательстве относительно статуса Главного Раввината. Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что израильские политики не смогут не принимать в расчет настроения своих избирателей по данному вопросу.

52.22MB | MySQL:103 | 0,474sec