Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15 — 21 мая 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Саудовской Аравией и Ираном. Президент США Д. Трамп посетил 20-21 мая с визитом Саудовскую Аравию, по итогам которого стороны договорились о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и подписали ряд соглашений на общую сумму 280 млрд долларов. Д.Трамп также провел в Эр-Рияде встречу с главами аравийских монархий и выступил с речью на саммите «США – Исламский мир». На выборах, состоявшихся 19 мая в Иране, на пост президента ИРИ переизбран Х. Роухани.

С Саудовской Аравии начал 20 мая свою первую зарубежную поездку в качестве главы государства президент США Д. Трамп. В Эр-Рияде он провел переговоры с саудовским королем Сальманом, которые прошли под лозунгом «Вместе мы достигнем цели». Два лидера обсудили сотрудничество в ряде областей, особенно в экономической и военно-технической. Кроме того, в Эр-Рияде прошел американо-саудовский экономический форум при участии профильных министров двух стран. Между США и КСА 20 мая был подписан пакет договоренностей на общую сумму 280 млрд долларов. Д. Трамп заключил в Эр-Рияде крупнейшую в истории США оборонную сделку, договорившись о поставках вооружений и военного оборудования Саудовской Аравии на сумму 109,7 млрд долларов. Американская сторона отметила, что «этот пакет военного оборудования и услуг призван продемонстрировать долгосрочную поддержку безопасности Саудовской Аравии и региона Персидского залива перед лицом угрозы со стороны Ирана». Соглашения также будут способствовать «расширению возможностей королевства для проведения контртеррористических операций в регионе и при этом снижению нагрузки на американские вооруженные силы для проведения этих миссий». Достигнутые договоренности также затрагивают сотрудничество в области здравоохранения, нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности, электроэнергетики, добычи полезных ископаемых и авиаперевозок. Последний документ предусматривает закупку пассажирских самолетов. Утверждены совместные инвестиционные проекты по развитию технологий, в том числе информационных, инфраструктуры и жилищного сектора, а также нефтехимической промышленности КСА. Саудовская Аравия сделает коммерческие инвестиции на 250 млрд долларов, в результате в США будут созданы сотни тысяч рабочих мест. Вместе с тем, некоторые договоренности остаются на уровне меморандумов о взаимопонимании и требуют дальнейшей доработки. Министр обороны КСА, наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман и госсекретарь США Р. Тиллерсон подписали соглашение о развитии и модернизации вооруженных сил КСА. В частности, США окажут содействие в развитии систем саудовской ПВО и «умного оружия» с локализацией производства других видов вооружений. Глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил по итогам переговоров в Эр-Рияде, что «стратегическое партнерство Саудовской Аравии с США усилит возможности борьбы с терроризмом в регионе», отметив, что саудовский монарх и президент США договорились об усилении борьбы с экстремизмом и «необходимости прекращения финансирования террористических группировок». Король Сальман и Д. Трамп обсудили методы противодействия «агрессии Ирана» и будут их совместно координировать. Король Сальман наградил президента США Д. Трампа высшей наградой королевства — орденом имени основателя правящей династии короля Абдель Азиза.

21 мая американский президент в Эр-Рияде участвовал в саммите с главами аравийских монархий. Основными его темами стали сотрудничество стран-членов ССАГПЗ с США в противодействии терроризму, политика Ирана в регионе, в частности в Йемене, Сирии и Ираке, а также экономическая кооперация. Затем Д. Трамп выступил с 20-минутной речью на саммите «США – Исламский мир» с участием 55 глав государств и правительств. В своей речи Д. Трамп, в частности, выступил в поддержку постепенных реформ, а не тактики внезапного вмешательства в дела региона. «Наши партнерские отношения будут способствовать безопасности через стабильность, а не путем радикального разрушения. Мы будем принимать решения на основе реального развития событий, а не жесткой идеологии». При этом государствам Ближнего Востока «необходимо взять на себя бремя борьбы с терроризмом и не ждать, пока Америка сокрушит этого врага за них». В целом речь Д. Трампа имела ярко выраженную антииранскую направленность. США и КСА 21 мая подписали соглашение о намерениях создать совместный Центр по борьбе с финансированием терроризма, а король Сальман и президент Д. Трамп открыли в Эр-Рияде Глобальный центр по борьбе с экстремистской идеологией. Ранее, США и страны-члены ССАГПЗ договорились о совместных усилиях по противодействию финансированию террористических организаций.

19 мая в Иране состоялись президентские выборы. На этот пост претендовали четыре кандидата. В итоге победу одержал сторонник умеренных реформаторов, действующий президент Исламской Республики Х. Роухани, переизбранный на второй срок. За Роухани проголосовали примерно 57% избирателей. Его главный соперник — бывший генпрокурор страны Э. Раиси, представлявший консервативные силы, получил 38,5% голосов. На выборах отмечена высокая явка избирателей, превысившая 70%. По оценкам экспертов, переизбрание Х. Роухани обеспечивает предсказуемость действий Тегерана в вопросах международного сотрудничества. Также отмечается, что «никаких принципиальных изменений в отношениях России и Ирана после избрания (Роухани) на второй срок не произойдет». В своем первом телеобращении к согражданам после переизбрания Х. Роухани заявил, что иранский народ «сказал «нет» всем тем, кто хочет остановить Иран на месте и вернуть его назад». Президент отметил, что будет стремиться расширять связи страны с миром, но при этом подчеркнул, что Тегеран также готов отстаивать свои интересы на мировой арене. США рассчитывают, что Х. Роухани положит конец испытаниям Тегераном баллистических ракет, а также прекратит финансирование «иранской террористической сети», заявил 20 мая госсекретарь США Р. Тиллерсон.

16 – 19 мая в Женеве состоялся шестой раунд межсирийских переговоров, которые прошли в опосредованном формате. В них приняли участие делегации правительства Сирии и оппозиционных Высшего комитета по переговорам (ВКП, «эр-риядская» группа), «московской» и «каирской» групп. Раунд был посвящен обсуждению инициативы спецпосланника генсека ООН по Сирии С. де Мистуры по созданию механизма экспертных консультаций по конституционным и правовым вопросам. «В итоге этот механизм удалось согласовать и запустить, однако его дальнейшее значение для переговорного процесса остается не до конца ясным». Отмечается, что высокий уровень враждебности сирийских сторон и отсутствие единой делегации оппозиции препятствуют переходу к прямым переговорам в Женеве. По принципиальным вопросам урегулирования сирийского конфликта позиции правительства и оппозиции по-прежнему остаются далеки друг от друга. Так, ВКП считает принципиальным моментом урегулирования уход с поста президента Сирии Б. Асада. В то же время официальный Дамаск не намерен обсуждать вопрос о передаче власти. В этой ситуации С. де Мистура считает, что установить срок достижения политического урегулирования в Сирии пока невозможно. Очередной раунд женевских переговоров по Сирии намечен на июнь.

По данным Минобороны России, на минувшей       неделе обстановка в зонах деэскалации на территории Сирии в целом оценивалась «как стабильная». В соответствии с соглашениями о локальных перемириях последние группы боевиков покинули предместье Дамаска Кабун и пригород Хомса Аль-Ваер. Завершается эвакуация боевиков из дамасского предместья Барзе.

Тем временем сирийская правительственная армия и союзные ей силы продолжали боевые действия против боевиков экстремистских и террористических группировок вне зон деэскалации. Бои велись в провинциях Алеппо, Хомс, Хама, Дамаск, Дераа, Сувейда и Дейр-эз-Зор. ВВС США 18 мая нанесли удар по проправительственным отрядам в Сирии в районе города Ат-Танфа недалеко от границы с Иорданией после того, как они предприняли действия против проамериканских сил. В Дамаске атаку США назвали актом агрессии. Удар американских ВВС по позициям проправительственных сил Сирии является нелегитимным и противозаконным вне зависимости от того, что было его причиной, заявил глава МИД России С. Лавров. По словам главы Пентагона Дж. Мэттиса, удар был нанесен «по силам, которые были связаны с Ираном». США впредь не станут наносить удары по частям вооруженных сил Сирии, если от них не будет исходить угроза для сил коалиции, заявил глава Комитета начальников штабов ВС США генерал Дж. Данфорд.

Преимущественно курдские отряды «Сил демократической Сирии» (СДС) подошли к окраинам города Ракка – центра одноименной провинции на северо-востоке САР. Спецпредставитель президента США в антиисламистской коалиции Б. Макгурк посетил курдские районы Сирии, где встретился с руководством СДС и «Отрядов народной самообороны». Американская администрация не настроена на длительное сохранение присутствия войск США на территории Сирии, сообщил 19 мая Дж. Мэттис. По его словам, политическое решение «не будут обеспечивать под дулом оружия войск США».

Россия считает себя вправе поддерживать рабочие контакты с курдскими силами в Сирии, так как они борются с террористами, однако оружие курдам Москва не поставляет, заявил 15 мая президент РФ В. Путин.

16 мая в Вашингтоне прошла встреча президентов США и Турции Д. Трампа и Р. Т. Эрдогана. Два лидера обсудили «варианты совместных действий в Сирии и Ираке». По словам Д. Трампа, сотрудничество Анкары и Вашингтона является «исключительно важным» для восстановления мира и стабильности в ближневосточном регионе. При этом США поддерживают Турцию в борьбе с терроризмом, в том числе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) и Рабочей партией Курдистана (РПК). Со своей стороны, Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара не намерена учитывать интересы курдских «Отрядов народной самообороны» и Партии демократического союза при урегулировании конфликта в Сирии, так как считает их связанными с РПК. В целом же наблюдатели отмечают «отсутствие в результате встречи сколь-нибудь прорывных договоренностей». Так, Д.Трамп не сделал никаких заявлений о том, что намерен отозвать поддержку сирийским курдам, а Р. Т. Эрдогану не удалось убедить США экстрадировать оппозиционного проповедника Ф. Гюлена, которого он обвиняет в организации путча. Анкара четко дала понять Вашингтону, что в случае нападения со стороны сирийских курдов, Турция будет действовать без учета мнения других стран. Турция также отказывается от участия в военной операции по освобождению Ракки от ИГ, что вызвано участием в ней сирийских курдов, которых поддерживают США.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 21 мая избран председателем правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР). Соответствующее решение приняли делегаты внеочередного съезда ПСР.

18 мая на юге Ливии отряды т. н. «третьей силы», формально подчиняющиеся Минобороны правительства национального согласия (ПНС) во главе с Ф. Сараджем, атаковали авиабазу Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара. Жертвами нападения стали свыше 140 человек. Аэродром вблизи города Бирак (500 км от Триполи) был атакован одновременно с нескольких направлений отрядами вооруженных формирования из Мисураты. В атаке также участвовали «Бригады обороны Бенгази», связанные с «Аль-Каидой» (запрещена В России) и образованные в 2016 г. для противостояния сторонникам Х. Хафтара. На помощь оборонявшимся была вызвана боевая авиация, и нападение удалось отбить. В ПНС заявили, что не отдавали приказов о наступлении на юге Ливии. Ф. Сарадж отстранил 19 мая от должности министра обороны М. Баргаси в связи с нападением на авиабазу. Власти ПНС ведут расследование случившегося.

Объединенные Арабские Эмираты и США 16 мая подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, которое заменит договор, заключенный в 1994 г. По оценкам Пентагона, новое соглашение «предоставляет военным США возможность при необходимости лучше реагировать на ряд сценариев в близи ОАЭ».

 

Приложение

 

О состоянии и перспективах развития вооруженных сил Омана

Руководство Султаната Оман в условиях сложной и периодически обостряющейся военно-политической обстановки в зоне Персидского залива уделяет постоянное внимание вопросам упрочения обороны страны и повышению боеспособности национальных вооруженных сил.

ВС Омана (42,6 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и султанской гвардии. Помимо армии имеются формирования племенной гвардии, полиция береговой охраны и полицейское авиакрыло. Военный бюджет страны постоянно увеличивается и в 2016 г. составил 9,103 млрд долларов (15,2% от годового ВВП). В оманской конституции (ст. 14) записано, что «только государство может учреждать вооруженные силы, организации общественной безопасности и другие формирования, являющиеся собственностью нации, в задачу которых входит защита государства, охрана безопасности его территории и спокойствия граждан. Никакая организация или отдельная группа не могут создавать военные или полувоенные формирования».

Верховным главнокомандующим ВС является султан (он же министр обороны), который определяет военную политику страны. При главе государства имеется Военный совет обороны. Султан руководит вооруженными силами через министерство обороны и генштаб.

В военно-административном отношении территория Омана разделена на два территориальных командования (округа): Южный (Дофар) и Северный (остальная часть страны).

Военно-доктринальные установки Омана основаны на том, что страна не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный противник не определен. Оборону территории Султаната в силу ограниченности людских, экономических и собственно военных ресурсов предполагается осуществлять при помощи союзников из ССАГПЗ, США и Великобритании. Особое внимание оманское руководство уделяет обороне зоны Ормузского пролива.

В боевом составе сухопутных войск (25 тыс. чел.) имеются три бригады (бронетанковых – 1, пехотных – 2), полк спецназа, другие части и подразделения. Главное вооружение представлено 117 основными танками (М60 и «Челленджер-2»), 132 артиллерийскими орудиями, в том числе 24 самоходными, 101 минометом, 692 БМП и БТР, 88 ПТРК, до 100 ПЗРК. С США достигнута договоренность о приобретении 400 ПТУР «ТОУ-2В», а в Германии – крупной партии стрелкового оружия. В целом сухопутные войска Омана по уровню технической оснащенности уступают армиям других аравийских монархий. На их вооружении мало самоходной артиллерии, средств ПВО, разведывательной техники. В то же время оманская армия отличается хорошей боевой выучкой.

ВВС (5 тыс. чел.) предназначены для прикрытия наиболее важных административных, экономических и военных объектов, оказания авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки, переброски войск, военной техники и других грузов. На ВВС возложены также задачи по отслеживанию уровня загрязненности атмосферы и сбору данных о рыбных ресурсах в прибрежных водах. На вооружении состоит 24 тактических истребителя F-16С/D Блок 50, а также 36 учебных, 37 транспортных и вспомогательных самолетов, 47 многоцелевых и транспортный вертолетов.

С британской фирмой BAE Systems в 2012г. подписан контракт на 2,5 млрд евро на приобретение 12 многоцелевых истребителей «Ефрофайтер Тайфун» и восьми учебно-боевых самолетов «Хок» Mk 128. Поставку самолетов планируется осуществить, начиная с 2020г. В США намечено приобрести еще 12 самолетов F-16С/D Блок 50/52, ракеты класса «воздух-земля», управляемые авиабомбы, электронное и разведывательное оборудование, а также модернизировать имеющиеся в ВВС истребители F-16.

По своему техническому оснащению и боевым возможностям ВВС Омана заметно отстают от военной авиации Саудовской Аравии и ОАЭ.

В состав ВВС входят подразделения ПВО, имеющие на вооружении 20 ПУ ЗУР ближнего действия. В 2014г. с США подписан контракт на сумму 1,3 млрд долларов на приобретение ЗРК NASAMS (12 ПУ с зенитными управляемыми ракетами AIM-120 и 8 РЛС).

ВМС (4,2 тыс. чел.) предназначены для выполнения задач по охране территориальных вод, портов, контроля за входом в Персидский залив, несения морской пограничной службы, охраны рыболовства и 200-мильной экономической зоны, предотвращения нелегальной миграции и контрабанды наркотиков, а также оказания помощи терпящим бедствие в море. Корабельный состав (включая Береговую охрану) представлен восемью боевыми кораблями, включая пять корветов, и более 70 боевыми катерами, в том числе четырьмя ракетными, а также шестью вспомогательными судами. Имеется 16 вертолетов ПЛО «Супер Линкс».

Султанская гвардия (6,4 тыс. чел.) включает в себя бригаду гвардии, два полка спецназа, морской отряд и авиационное крыло. На вооружении имеются ПЗРК и ПТРК.

Повышение боеспособности и боевой мощи ВС осуществляется путем их оснащения современными образцами вооружения и военной техники, улучшения качества подготовки всех категорий личного состава. В войсках организована регулярная и качественная боевая подготовка. Ее программой предусмотрено ежегодное проведение итоговых учений с участием всех видов вооруженных сил. В то же время руководство Омана никогда не ставило и не ставит перед собой задачу создания таких вооруженных сил, которые могли бы вести широкомасштабные военные действия. Основной упор в военном строительстве в настоящее время делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, оснащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. Большое внимание уделяется совершенствованию системы военной связи, управлению войсками и разведке. Вместе с тем, слабой остается ремонтная база. Оманская армия по-прежнему в очень сильной степени зависит от иностранных военных специалистов, особенно в деле эксплуатации и обслуживания вооружения и военной техники. В целом же в вопросах военного строительства Оман ориентируется на Великобританию и США.

Военной промышленностью страна в настоящее время не располагает, однако султан Кабус поставил задачу создать в Омане собственную военно-промышленную базу, основу которой должны составить совместные предприятия с зарубежными компаниями.

В последнее десятилетие Оман заметно активизировал военно-технические связи с иностранными государствами, несмотря на испытываемые страной финансовые трудности, возросли закупки вооружения для национальных вооруженных сил. Ведущими партнерами Султаната Оман в сфере ВТС по-прежнему остаются страны Западной Европы и США. Военные и военно-технические связи поддерживаются также с Индией, Пакистаном, ЮАР, Иорданией и Саудовской Аравией. В период с 2012 по 2015 г. Оман приобрел за рубежом продукции военного назначения на 3,5 млрд долларов, в том числе на 2,1 млрд в западноевропейских странах и на 800 млн долларов в США. За этот же период были подписаны новые военные контракты на сумму 7,2 млрд долларов (со странами Западной Европы – на 4,4 млрд долларов, с США на 2,1 млрд долларов).

Оман вошел в состав международной антитеррористической коалиции во главе с США, созданной в 2014 г. для борьбы с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), и оказывает ей политическую поддержку. В то же время оманские ВС не участвуют в боевых действиях против ИГ в Ираке и Сирии. Оман активно участвует в военном сотрудничестве в рамках ССАГПЗ, однако не присоединился к арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, созданной в 2015 г. для войны в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников в бывшего президента этой страны А. А. Салеха. В декабре 2016 г. оманское руководство «выразило желание» присоединиться к мусульманской антитеррористической коалиции, о создании которой объявила Саудовская Аравия. Проводятся совместные учения с ВС Индии, Иордании и Пакистана. Оман является единственной страной в ССАГПЗ, которая поддерживает военные связи с Ираном, в частности, проводит с этой страной совместные военно-морские учения.

Оманская армия официально не участвует в политической жизни страны, но является одним из основных гарантов безопасности монархического режима.

В целом вооруженные силы Омана по своей численности, боеспособности и техническому оснащению в состоянии вести боевые действия лишь ограниченного масштаба и не способны самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабного внешнего нападения. Поэтому руководство Султаната в деле обеспечения внешней безопасности государства продолжит курс на укрепление военно-политических связей с ведущими странами Запада и союзнических отношений с государствами-членами ССАГПЗ.

52.29MB | MySQL:103 | 0,491sec