Избрание Р.Т.Эрдогана председателем ПСР: старт к построению «новой Турции»

21 мая президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был избран председателем правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Соответствующее решение приняли делегаты внеочередного съезда ПСР.

Кандидатура Р.Т.Эрдогана была единственной выдвинутой на пост главы партии. За него проголосовали 1414 из 1470 делегатов съезда. На этом посту Р.Т.Эрдоган сменил премьер-министра Бинали Йылдырыма, который станет «вторым человеком» в партии и останется в составе Центрального исполкома. Для этого в устав партии были внесены изменения.

Во время своего двухчасовой речи, насыщенная цитатами из Корана, Р.Т.Эрдоган сказал: «Наш долг — наказывать тех, кто предает собственную страну, собственный народ. Я буду противостоять тому, кто совершил ошибку, даже если тот сын моего отца».

Естественно, не обошлось без призывов Р.Т.Эрдогана продолжать борьбу на трех главных фронтах- против гюленистов,  Рабочей партией Курдистана и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В своем выступлении он не оставил никаких сомнений в том, что объявленное после путча в июле 2016 года чрезвычайное положение в обозримом будущем останется в силе или «пока не будет полностью восстановлено спокойствие», как выразился сам Р.Т.Эрдоган. Отметим, что в условиях чрезвычайного положения президент и правительство имеют право принимать решения без их утверждения парламентом и Конституционным судом.

Поправки в устав партии, в которых содержится призыв к «единой нации, единственному флагу, единственной родине, единственному государству», отражается конструктивно новое видение Р.Т.Эрдогана.

Ожидается, что он воспользуется своим мандатом, чтобы встряхнуть свою партию после победы на референдуме. Основная часть его новых полномочий вступит в силу только после президентских и парламентских выборов, которые должны состоятся одновременно в ноябре 2019 года.

Для осуществления данной цели Р.Т.Эрдогану необходимо подготовить прочную базу и укрепить свою власть в стране и в партии. Как считает известная турецкая журналистка Амберин Заман, Р.Т.Эрдоган связывает свои надежды с теми курдами, которые придерживаются консервативных взглядов и одновременно с племенными лидерами и исламскими шейхами, которые выступают против РПК. Следует отметить, что надежды на то, что после референдума Р.Т.Эрдоган возобновит мирные переговоры с заключенным в тюрьме лидером РПК Абдуллой Оджаланом полностью исчерпались, особенно, после его речи на съезде ПСР. Такого мнения придерживается Хишьяр Озсой, член парламента из прокурдской Партии демократии народов (ПДН): «Было бы большим сюрпризом, если бы он (Эрдоган- авт.)  вернулся к мирному процессу. Эрдоган будет использовать свой мандат для консолидации нового режима», — сказал Х.Озсой, а так же добавил: «Для возобновления переговорного процесса послания президента на партийном конгрессе были угрожающими и ультранационалистическими».

Примечательно, что Р.Т.Эрдоган в своем выступлении похвалил деревенских стражей (курдская милиция), ведущих борьбу с РПК. Однако, в 2002 году Р.Т.Эрдоган впервые придя к власти, пообещал упразднить эту структуру, «которая была связана с казнями, без судебных решений, и другими преступными деятельностями».

Приход Р.Т.Эрдогана к руководству ПСР запустил его проект «Новая Турция», который является выражением исламистского-националистического идеализма. Этот проект умиротворяет чувство консервативных и исламистских сил, противников светскости и дает основу для изменений в соответствии с их ценностями и символами. Кроме того, создаются возможности карьерного роста для всех тех, кто стремится участвовать в строительстве нового общества. В этом смысле идея построения нового общества не только связана с идеями, ценностями и символами, но также и с возможностями оправдать ожидания и стремления. Так было всегда на протяжении всей истории Турции.

Специалист по внутренней политике Турции Нурай Мерт в своей статье «Трансформация старой Турции» пишет: «Я уверена, что президент Реджеп Тайип Эрдоган очень искренен в своей политике по построению «Новой Турции», как «лучшей альтернативы старой республике», ведь он идеалист, в конце концов. Это правда, что в политике всегда существует идеализм, без которого ничто не изменилось бы ни к лучшему, ни к худшему. Теперь Турция больше не будет просто авторитарным государством под управлением одного человека; его лидер обещает новое идеологическое государство с новым видением прошлого и будущего, новым определением граждан, новыми мерами лояльности, кодексами национальной принадлежности и определениями внутренних и внешних друзей и врагов. Это касается не только утверждений более религиозно-консервативных ценностей, чем большинство секуляристов встревожено, а прогнозирует огромную трансформацию во всех аспектах жизни — социальной, политической, культурной и интеллектуальной».

В кулуарах все чаще говорят, что министр энергетики Берат Албайрак, зять Р.Т.Эрдогана, возможно станет министром иностранных дел. Однако внутри ПСР нарастает недовольство по этому поводу. Б.Албайрака часто называют вероятным преемником Р.Т.Эрдогана. Примечательно, что оппонентов президента в основном связывают с бывшим премьер-министром Ахмедом Давутоглу, которого, в частности, и обвиняют в поражении президента во время конституционного референдума в четырех крупнейший городах Турции.

Неминуемо произойдет радикальная перестановка в местных отделениях ПСР по всей стране, с учетом подготовительных мер к важнейшим муниципальным выборам в марте 2019 года. Бывший колумнист закрывшейся оппозиционной газеты «Радикал» Мурат Йеткин охарактеризовал данный шаг как «внутренняя уборка».  «Р.Т.Эрдоган дал четко понять это, заявив, что следующие шесть месяцев будут посвящены перестройке и активизации работы «партийной машины». Этот конгресс станет съездом воссоздания», — отметил он.

Мурат Йеткин считает, что очень немногим из ветеранов ПСР удастся сохранить свои места в исполнительных органах: «Победителями станут только те, кто доказал свою лояльность в результате взлетов и падений за последние несколько лет, особенно в борьбе с гюленистами».

Писатель, журналист, в прошлом главный редактор приближенной к ПСР газет «Йени Шафак» и «Стар» Левент Гюлтекин в своей странице в «Твиттере» написал: «Съедая на своем пути всех друзей, стремятся стать единственным человеком».

Теперь ожидается, что подобные шаги будут предприняты и в кабинете министров. Не будет неожиданностью, если скоро в кабинете министров появятся новые имена, не являющиеся членами парламента. Существуют предположения, что эта перестановка может включить некоторых советников президента.

Призыв Р.Т.Эрдогана уделять больше внимания молодежи на административных должностях партии нужно рассматривать не просто как клише, которую политики используют для публичных выступлений. Естественно, такой подход предполагает придать новый импульс уже стареющему классу политиков, однако он имеет и другую немаловажную цель- пополнить ряды своих сторонников молодыми кадрами, которое не имеют опыта с иным руководством, у которых нет иного политического прошлого.

Можно утверждать, что при реконструкции ПСР лояльность по отношению к партии и идеологии будет играть меньшую роль, чем лояльность к самому Р.Т.Эрдогану, поскольку ПСР станет почти идентичной с личностью Р.Т.Эрдогана. Иными словами, Р.Т.Эрдоган инициирует переустройство Турции начиная с собственной партии, и новая конституция страны не ставит перед ним каких-либо препятствий — он стал председателем правящей партии, оставаясь на посту президента, ему передано вся исполнительная власть, он вправе назначать большинство судей Конституционного суда.

Согласно Конституции Турции, более структурные изменения могут осуществляется только после упразднения поста премьер-министра и внесений соответствующих изменений в избирательный другие законы в 2019 году. Однако Р.Т.Эрдоган уже заявил, что он инициирует процесс в соответствии с существующими законами, включая изменения внутри партии.

Оглядываясь назад, можно увидеть, что были определенные тщательно запланированные проект-планы, которые и привели Р.Т.Эрдогана к его нынешнему уровню власти: референдум 2007 года о выборах президента путем общенационального голосования; прекращение альянса с сетью исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена; «война против ведьм» с декабря 2013 года; блокирование экс-президента Абдуллы Гюля в 2014 году; избрание Р.Т.Эрдогана на пост президента страны; отстранение пример-министра Ахмета Давутоглу и  продвижения на его место беспрекословно подчиняющийся Р.Т.Эрдогану Бинали Йылдырыма в 2016 году: успешное использование попытки госпереворота в июле 2016 года для избавления от нежелательных лиц; победа на конституционном референдуме, что предоставила ему практически неорганичные права; и наконец избрание председателем ПСР.

В период создания ПСР внутри партии было несколько лидеров — Абдулла Гюль, Бюлент Арынч и другие, и Р.Т.Эрдоган был лишь одним из них. Сегодня фактически партия превратилась в моноцентричную структуру, в которой полностью исчезло инакомыслие. Партия отныне будет служить президенту и не будет представлять собой самостоятельную политическую силу, тем самым превращаясь в типичную ближневосточную политическую структуру-идеологию, как например  партия Баас в Ираке и Сирии, «Братья-мусульмане» в Египте. При этом нынешняя военно-политическая ситуация в вышеупомянутых стран не предсказывает безоблачного будущего для Турции.

Важно отметить, что на съезде ПСР не присутствовал один из ее основателей, бывший президент страны Абдулла Гюль. На данный момент А.Гюль считается главным оппонентом Р.Т.Эрдогана и кандидатом на президентские выборы 2019 года, несмотря на то, никакого официального заявления по этому поводу нет. Однако отсутствие А.Гюля многие турецкие политические деятели рассматривают как косвенный сигнал начала его президентской компании.

52.24MB | MySQL:103 | 0,487sec