Палестино-израильское урегулирование: возможность возрождения курса Б.Обамы

Выражаясь фразой из известного мультфильма, план палестино-израильского урегулирования Д.Трампа – «странный предмет. Вроде он есть, а вроде и нет». Посещая регион в ходе своего первого турне, американский президент так и не предложил представителям израильского правительства или Палестинской национальной администрации (ПНА) какой-либо определенной стратегии действий. Более того, лидер США уклонился и от обсуждения острых тем, включая судьбу принципа «двух государств для двух народов». Однако сам факт активности Д.Трампа в регионе в сочетании с договоренностями, достигнутыми им в Эр-Рияде, создали атмосферу ожидания прогресса на этом направлении. Впрочем, принимая во внимание то, что Вашингтон по-прежнему воздерживается от презентации конкретной мирной инициативы, стороны противостояния взяли на себя обязанность продемонстрировать, с какими условиями возможного договора они согласятся, а с какими нет, что они и сделали в серии заявлений последнего времени.

Несмотря на стремление побороть наследие Б.Обамы и забыть посреднические усилия Д.Керри, потерпевшие неудачу в 2014 г., по некоторым данным израильское правительство все же изучает возможность взять за основу урегулирования идеи, выдвинутые тогда. В этом качестве способны  выступить два проекта рамочного соглашения, разработанные предыдущей американской администрацией. Опираясь на них, премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху потенциально может согласиться на разрешение противоречий при условии признания за страной статуса национального государства еврейского народа. При этом отправной точкой будущего территориального размежевания по традиции должны считаться т.н. «границы 1967 г.». Помимо этого документ предполагал разрешение вопроса палестинских беженцев, которые попросту потеряют в таком случае право на возвращение в Израиль, получая возможность стать взамен гражданами палестинского государства. Острым вопросом для инициативы образца 2013-2014 гг. оказался статус Иерусалима. Во второй и, как оказалось, последней версии созданного тогда рамочного соглашения предполагалось, что Восточный Иерусалим будет признан столицей палестинского государства. Судьбу святых мест и еврейских кварталов вокруг города планировалось зафиксировать позднее в финальном договоре.

Об интересе к опыту Дж.Керри в рядах новой американской администрации свидетельствует несколько обстоятельств. С одной стороны, специальный представитель президента США Д.Гринблатт с самого начала исполнения обязанностей провел серею встреч со своими предшественниками, участвовавшими в подготовке упомянутой инициативы. С другой стороны, в начале мая 2017 г. Д.Трамп объявил о намерении назначить в Совет национальной безопасности США в качестве эксперта по Израилю К.Баумана. В прошлом он входил в команду специального посланника США по вопросам безопасности в переговорах между Палестиной и Израилем Д.Аллена, активно участвуя в разработке упомянутых рамочных соглашений. В 2017 г. в ряде региональных СМИ К.Бауман получил репутацию сторонника антиизраильских настроений, став своего рода символом возвращения к провальной политике в вопросе урегулирования.

Если израильское правительство примет решение согласиться с тем, что данный проект будет положен в основу нового раунда переговоров, это будет означать готовность пойти на уступки сразу в целом ряде значимых вопросов, включая судьбу поселений. Однако подобная точка зрения явно противоречит взглядам, которых придерживаются многие влиятельные государственные деятели, включая министра обороны А.Либермана. Комментируя продление Д.Трампом моратория на решение вопроса о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим на своей странице в социальной сети Facebook, он сосредоточился на позитивных моментах в контактах с Вашингтоном. Глава оборонного ведомства написал: «Надо спокойно ждать, когда это [перенос посольства] произойдет. Очень важно отметить, что мы в полном масштабе продолжаем строительство в Иудее и Самарии без какого-либо нажима со стороны администрации США, без всяких санкции Совета Безопасности. Я лично подписал разрешения на строительство 6000 единиц жилья, в ближайшее время снова соберется комиссия, которая утверждает строительство жилья в Иудее и Самарии»[i]. Министр по защите окружающей среды З.Элькин, негативно воспринявший решение Д.Трампа, наоборот, призвал бороться с попытками новой администрации действовать в духе старой, назвав этот феномен чем-то вроде «Обаманизма».

ПНА, в свою очередь, увидела в отказе лидера США от перемещения дипломатической миссии свидетельство того, что ее голос может быть услышан. В этой связи экономический советник М.Аббаса М.Мустафа заявил, что палестинская администрация в целях содействия мирному процессу готова отказаться от выдвижения предварительного условия о замораживании поселенческой активности до начала переговоров, а также снизить давление на Израиль на площадке ООН. Впрочем, стоит отметить, что вопрос сотрудничества с данной организацией волнует Израиль все меньше. Страна, как кажется, сумела разработать для себя ряд механизмов, ограждающих ее от влияния антиизраильских настроений. На политическом уровне он предполагает сотрудничество с максимально большим количеством государств по всему миру, что помогает обеспечить численный перевес при голосовании по резолюциям. Постоянный представитель Израиля при ООН Д.Данон заявил об активном использовании экономических санкций, предполагающих, что страна, а вслед за ней и ее североамериканский партнер будут сокращать членские взносы в ответ на антиизраильские действия.

Таким образом, своими предвыборными обещаниями и самим фактом избрания на пост президента США Д.Трамп символически дал старт новой реальности, что нашло отражение и в ближневосточных делах. От президента-бизнесмена ждали нетривиального подхода к региональным реалиям и способности использовать талант к заключению следок на благо мирного процесса. Попытка вернуться к проектам, разработанным и весьма безуспешно примененным предшественниками, свидетельствует об обратном. При этом тенденция к «Обаманизму» выдает не столько признак «детской болезни» нового президента, у которого фактически отсутствует серьезный международно-политический опыт, сколько ставит вопрос о его способности действовать самостоятельно. Видя, что интерес к застарелому противостоянию растет, стороны конфликта разными способами демонстрируют свою готовность вступить в игру. Однако делают они это преимущественно на словах, отдавая себе отчет в том, что рамки переговорного процесса по-прежнему не определены. Следовательно,  до тех пор, пока не будут точно сформулированы правила, ни одна из уступок, заявленных палестинским или израильским руководством, не приблизит их к миру.

[i] Цит. по: Авигдор Либерман. URL: Facebook.com, 04.06.2017

52.09MB | MySQL:103 | 0,466sec