Увеличение доли глубокой переработки сырья, как приоритетная задача для Министерства нефти Ирака

Ирак, являющийся в настоящее время третьим по величине экспортером нефти в мире, стремится изменить удельный вес производимого углеводородного сырья и его производных в пользу продуктов глубокой переработки. Об этом сообщило в своем воскресном обзоре агентство Bloomberg, со ссылкой на заявление заместителя министра нефти Ирака Фаяда Нуамы, рассказавшего на еженедельном брифинге для прессы о планах утроить количество перерабатываемого сырья на местных производствах, с тем, чтобы с 500 тысяч баррелей, выйти на 1500 тысяч ежесуточной переработки. Примерно 2 миллиарда долларов США в год, Ирак вынужден тратить на импорт бензина и дизельного топлива, добавил чиновник. (В этой связи на память приходит еще одна аналогия подобной парадоксальной ситуации: Ливия, находится в том же положении, располагая всего одним крупным заводом, выпускающим бензин, в Аз-Завии, западнее столицы, страна, оказавшись в блокаде, во время агрессии стран НАТО и их арабских союзников в 2011 г. столкнулась с топливным кризисом и введением квот на бензин, в сутки на автомашину тогда выделяли один полный бак, а к июлю, это количество было снижено до 20 литров). Диспропорция между экспортом сырья и его переработкой свойственна не только для Ливии и Ирака, этим также страдает экономика РФ и ряда других государств – сырьевых экспортеров. Причина банальна: нежелание вкладывать крупные средства в сооружение НПЗ, тогда, когда проще и выгоднее «сидеть на трубе». Все негативные последствия подобной политики со всей очевидностью проявляются во время ценовых кризисов на нефть и газ, или во время войн и конфликтов. Что толку от всей твоей нефти, если ты не выпускаешь достаточно бензина, солярки, авиационного керосина, печного топлива и мазута?

По словам Ф.Нуамы, к 2021 г. Министерство нефти Ирака намерено в два раза увеличить выпуск моторного топлива и других производных от переработки нефти, включая высокооктановые марки бензина.

Новые мощности по переработке нефти, согласно планам министерства будут включать в себя завод в Басре, рассчитанный на 300 тысяч баррелей в сутки, завершен тендер по сооружению нового НПЗ в Киркуке с производительностью в 70 тысяч баррелей, и две китайские компании ведут переговоры с властями провинции Насерийя о строительстве НПЗ, который будет способен ежесуточно перерабатывать до 150 тысяч баррелей сырой нефти.

В планах также и ввод в строй НПЗ в г. Кербела, строительство которого в настоящее время приостановлено из-за финансовых трудностей. Правительство Ирака пытается изыскать недостающие средства, чтобы подрядчик – компания HYNDAI Engeneering смогла возобновить работы на объекте.

Вообще-то, еще в 2012 г. Ирак рассчитывал выйти к текущему году на уровень глубокой переработки нефти в 750 тысяч баррелей, что, как мы видим, не довыполнено на треть. Основная причина – нехватка средств в бюджете на фоне падения мировых цен на нефть, хотя негативно сказываются и нехватка инженерных и строительных кадров, и долгий производственный и монтажный цикл ректификационных и крекинговых установок, а также износ трубопроводной и транспортной инфраструктур.

Объективно оценивая ситуацию и стремясь выйти из замкнутого круга: «денег нет, а продать товар и выручить за него деньги, невозможно, потому что нет денег, чтобы этот товар произвести», Ирак активно ведет поиск внешних инвесторов: Ф.Нуама упомянул о переговорах с Китаем, Оманом, Сингапуром и Индонезией, которым предложили вложить деньги в иракскую нефтепереработку.

Возвращаясь к проекту НПЗ в Басре 9 июня, пресс-секретарь Министерства нефти Ирака Ассам Джихад призвал «все заинтересованные мировые компании» принять в нем участие. Завод будет строиться на полуострове Фао, поблизости от нового иракского порта «Большой Фао» с его планируемыми терминалами по отгрузке ГСМ и нефти.

Иракская экономика объективно испытывает нехватку перерабатывающих мощностей, как с точки зрения увеличения экспортной выручки, так и для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Сегодня в стране действуют три больших НПЗ: в Басре, на юге, в Доре, недалеко от столицы, и печально знаменитый после долгих боев за его освобождение, завод в Байджи, выполнявший роль своеобразного нефтяного и логистического «хаба» между северными месторождениями и центральной трубопроводной системой страны, куда поступала на экспорт добытая на севере нефти и продукты ее переработки, кроме того, на Байджи, в плане снабжения бензина и дизельным топливом, опирались северные и несколько центральных провинции. Кроме этого, существует с десяток мелких НПЗ, разбросанных по различным провинциям и несколько, таких же, небольших – в Иракском Курдистане.

Пока же, Министерство нефти пытается, насколько это, возможно, оптимизировать текущие сырьевые поставки. А.Джихад сообщил о том, что согласно первым статистическим отчетам за май месяц, государственному нефтетрейдеру, компании «СОМО» удалось несколько увеличить экспортные отгрузки нефти. Они составили 101 миллион 31 тысячу 675 баррелей нефти, в денежном исчислении это составляет 4 миллиарда 744 миллиона 726 тысяч долларов.

Как известно, 30 ноября 2016 г. Ирак, в рамках решения ОПЕК, направленного на стабилизацию мировых цен на энергоносители, согласился сократить ежедневную добычу на 210 тысяч баррелей, общее же снижение производства нефти по организации стран-экспортеров, которого удалось добиться, начиная с 2008 г., составляет 1 200 000 баррелей в сутки.

52.28MB | MySQL:103 | 0,480sec