О назначении нового наследника престола Саудовской Аравии

21 июня произошло довольно важное событие, способное оказать значительное влияние на ситуацию не только в крупнейшем нефтедобывающем государстве мира – Саудовской Аравии, но и на всем Ближнем Востоке. Было официально объявлено о назначении принца Мухаммеда бен Сальмана наследником саудовского престола. Объявление состоялось еще ночью, перед первой утренней молитвой, а присягу наследника Мухаммед бен Сальман должен принести  в 27-й день рамадана, в Ночь предопределения (Лайлят аль-кадр).

На протяжении двух с половиной лет Мухаммед бен Сальман планомерно шел к власти, укрепляя свои позиции и отбирая полномочия у своего старшего (57 лет) родственника Мухаммеда бен Наефа. Вначале он стал министром обороны и председателем Совета по экономике и развитию, выступив с амбициозными экономическими инициативами и начав войну в Йемене. Затем стал брать под контроль ведение внешней политики королевства. Напомним, что в апреле с.г. на ключевой пост посла КСА в Вашингтоне был назначен его брат, 27-летний Халед бен Сальман, военный летчик. Это произошло, невзирая на то, что молодой человек фактически лишен какого-то политического и дипломатического опыта. Наконец, 18 июня с.г. последовал королевский указ о создании «Управления по реализации и осуществлению королевских указов», фактически высшего органа исполнительной власти в стране, напрямую связанного с королем и королевской администрацией (диваном). Руководителем этого органа и «генеральным ответственным» был назначен Мухаммед бен Сальман.

Став вторым человеком в государстве (а фактически первым) Мухаммед бен Сальман обошел своего двоюродного брата Мухаммеда бен Наефа, который лишился не только статуса наследника, но и утратил руководство Министерством внутренних дел. Впрочем, на публике все это было обставлено спокойно и даже благостно. Мухаммед бен Наеф сказал новому принцу: «Я доволен, да поможет тебе Бог». После этого Мухаммед бен Сальман встал на колени перед своим двоюродным братом и поцеловал ему руку, сказав при этом: «Мы никогда не перестанем пользоваться Вашими советами». Новым министром внутренних дел КСА был назначен племянник Мухаммеда бен Наефа, принц Абдель Азиз бен Сауд бен Наеф. Назначение наследника престола было утверждено Комитетом по королевской присяге. Именно утверждено, а не подготовлено, так как, скорее всего, его члены узнали о воле короля в последний момент. Из 34 членов этого органа, состоящего из членов правящей семьи, против проголосовали трое. Их имена неизвестны, однако главный редактор газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван предполагает, что это могли быть принцы Ахмед бен Абдель Азиз, Таляль бен Абдель Азиз и Бандар бен Султан.

Принцы Ахмед и Таляль являются братьями нынешнего короля Сальмана и сыновьями основателями саудовского королевства Абдель Азиза. Согласно принятой до последнего времени в КСА лествичной системе престолонаследия (аналогичной той, что существовала в Древней Руси) власть должна переходить от брата к брату, а не от отца к сыну. Принц Таляль фактически управлял королевством в 1960-1964 годах, был отстранен после дворцового переворота и в течение долгого времени проживал в Европе. Был в его жизни и период сотрудничества с Гамалем Абдель Насером и арабскими светскими националистами, когда он пытался организовать в Каире правительство КСА в изгнании. Его сын Валид бен Таляль является успешным бизнесменом (состояние около 27 миллиардов долларов), проживает в основном в США, но при этом обладает властными амбициями и сам был бы не прочь занять престол.

Своей активной жизненной и политической позицией известен и Бандар бен Султан, в прошлом многолетний посол КСА в Вашингтоне и начальник Управления общей разведки (УОР) КСА, прославившийся как мировой покровитель джихадистов. В свое время, еще в период правления короля Абдаллы, он вел интриги с целью привести к власти своего отца, принца Султана. Что касается принца Мукрина, третьего из живых братьев короля Сальмана, то он вряд ли выражал какие-либо протесты против назначения нового наследника. Принц Мукрин известен слабым здоровьем, не пользуется в королевской семье хорошей репутацией и находится в последнее время в изоляции. Так или иначе, сильной оппозиции восхождению Мухаммеда бен Сальмана к власти и политических потрясений в КСА в обозримом будущем не предвидится.

Как отмечает А.Атван, главную роль в престолонаследии в Саудовской Аравии играют три инстанции: Соединенные Штаты Америки, королевская семья и высшее ваххабитское духовенство, во главе которого стоит семья Ааль аш-Шайх (потомки Мухаммеда Абдель Ваххаба). Мнение саудовского народа в таких случаях вообще игнорируется. Впрочем, учитывая то, что большинство населения КСА составляет молодежь в возрасте до 25 лет, порядком уставшая от геронтократии, приход к власти молодого наследника с реформаторскими взглядами поначалу будет встречен позитивно.   О реакции королевской семьи уже было написано выше. Ваххабитское духовенство дискредитировало себя связями  с исламскими экстремистами и поведением, не соответствующим той строгой исламской морали, которую оно предписывает остальному населению. Кроме того, Мухаммед бен Сальман на протяжении последних двух лет планомерно ограничивал его влияние. Таким образом, главной заботой молодого принца было установление альянса с американцами, в чем он значительно преуспел. На протяжении последних двух лет амбициозный наследник дважды побывал на смотринах в Вашингтоне. В июне 2016 года, когда он плотно общался с бывшим президентом Бараком Обамой и членами его команды, и в марте с.г., когда он вел переговоры уже с новым президентом Дональдом Трампом. Финальным аккордом был уже майский визит Трампа в Эр-Рияд, в ходе которого КСА обязалось закупить американское оружие на сумму 110 миллиардов долларов и инвестировать в американскую экономику еще 370 миллиардов. Судя по всему, именно тогда американская администрация сделала окончательную ставку на Мухаммеда бен Сальмана. Это произошло, несмотря на то, что в течение долгого времени   Мухаммед бен Наеф рассматривался в качестве «американского человека в Эр-Рияде». Он оказал американским спецслужбам большие услуги в борьбе с терроризмом и даже сам пострадал в результате взрыва, устроенного «Аль-Каидой» (запрещена в России) в 2009 году.

Британский исследователь Дэвид Херст отмечает, что наставником Мухаммеда бен Сальмана и лицом, оказывающим на него наибольшее влияние, является наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зайед. Именно он внушил молодому принцу необходимость модернизации Саудовской Аравии и подсказал, какие шаги необходимо предпринять, чтобы заручиться поддержкой США. Во-первых, ограничить влияние ваххабитского духовенства  и права религиозной полиции. Во-вторых, начать сближение с Израилем. Это полностью соответствует нынешнему курсу президента США Д.Трампа. Под влиянием своего зятя, Джареда Кушнера, Д.Трамп принял на вооружение план о постепенном признании «умеренными» арабскими государствами Израиля и установлении с ним дипломатических отношений. Эксперты не видят в ближайшем будущем возможности открытия израильского посольства в Эр-Рияде, но неофициально между Израилем и КСА уже существуют хорошие отношения в сфере экономики и безопасности. В-третьих, начать решительную борьбу с движением «Братьев-мусульман» и его покровителями, прежде всего, Катаром, что мы и наблюдаем в настоящее время. По данным Д.Херста, в ближайшее время в Йемене Саудовская Аравия сменит на посту президента бессильного Абд Раббо Мансура Хади на эмиратовского ставленника Халеда Баха. Кстати, первой мерой Мухаммеда бен Сальмана стало выделение 66 миллионов долларов Йемену на борьбу с холерой.

Чем же ознаменуется правление Мухаммеда бен Сальмана? Эксперты не сомневаются в том, что официальное вступление молодого человека на трон произойдет до конца этого года. Судя по речи короля Сальмана на мусульманском саммите в Эр-Рияде в мае с.г., которую не понял никто из арабских гостей, состояние здоровья уже не позволяет нынешнему королю управлять государством. Саудовская исследовательница Мадауи ар-Рашид, проживающая в Лондоне и настроенная критически к нынешнему наследному принцу, характеризует его как неолиберала в экономике и авантюриста в вопросах внешней политики. Она прогнозирует продолжение либеральных экономических реформ в КСА, включая возможную продажу 5% акций компании Saudi Aramco. Будет и далее продолжаться либерализация в культурной и общественной жизни. Уже сейчас в КСА ограничены полномочия религиозной полиции, разрешено проведение концертов и музыкальных фестивалей. Весьма возможно расширение прав саудовских женщин, включая предоставление права водить автомобиль. Ограничивая экономическое благосостояние своих подданных, режим должен предоставить им отдушину в виде развлечений и культурной жизни.

Достаточно проблематичным видится обеспечение безопасности королевства после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и в Ираке. В скором времени неизбежно начнется возвращение саудовских джихадистов из Сирии.  Напомним, что в 2012 году саудовские спецслужбы провели секретную акцию по направлению в Сирию 1200 уголовников из саудовских тюрем, включая убийц и насильников, приговоренных к смерти. Возвращение саудовских моджахедов из Афганистана в начале двухтысячных годов ознаменовалось небывалым всплеском террористической активности в стране. Впрочем, Мадауи ар-Рашид не исключает того, что Мухаммед бен Сальман сможет направить энергию этих людей в нужное для Эр-Рияда русло, а именно против Ирана. В мае с.г. он уже пригрозил перенести войну вглубь иранской территории.

Однако наибольшие затруднения ожидают КСА на внешнеполитическом фронте. Помимо конфронтации с Ираном, начавшейся еще в правление короля Абдаллы, нынешний наследник за последние два года затеял две войны: горячую в Йемене и холодную с Катаром. Обе с весьма сомнительными перспективами на победу. Единственным утешением в той сложной внешнеполитической ситуации, в которой оказалась Саудовская Аравия является поддержка саудовских начинаний президентом США Дональдом Трампом. По мнению М.ар-Рашид, «президент Трамп и Мухаммед бен Сальман очень похожи друг на друга. Оба непредсказуемы и хаотичны в своих решениях, и оба верят, что деньгами можно решить любую проблему».

52.36MB | MySQL:103 | 0,484sec