Алжир извлекает уроки из протестных выступлений в Тунисе

Алжирское руководство внимательно следит за ситуацией в соседнем Тунисе и извлекает для себя уроки из прокатившихся по нему протестных выступлений, которые, по признанию тунисскогопрезидента Беджи Каида эс-Себси, нанесли ему ущерб на сумму более двух миллиардов евро.

Столь высокая стоимость объясняется тем, что оппозиция нанесла удар по самому больному месту властей – «производственной зоне», расположенной в южных и юго-восточных (а теперь и в центральных) районах страны, где добываются фосфаты, доход от которых составляют заметную часть валютных поступлений Туниса, а также места добычи нефти и природного газа.

Тунис ежедневно добывал по состоянию на 2010 год 100 тысяч баррелей нефти в день, что принесло тогда 1.24 млрд долларов дохода, тогда как сейчас добывает 44 тысячи барреля «черного золота» в сутки, а также 2.18 млрд куб. м газа.

Следует заметить, что протестные выступления, направленные против производящего сектора Туниса, заметно активизировались с начала 2017 года и заметно усилились в мае – июне, что уже в феврале привело к полному прекращению здесь работы канадской компании Serinus Energy и фактически парализовало производство у французской компании Perenco.

Протесты проходили под лозунгами предоставления работы не имеющим ее, а также увеличения социальных выплат и размера зарплаты.

Ввиду этого президент страны Беджи Каид эс-Себси распорядился ввести в охваченные протестами районы армию «для наведения порядка» и «обеспечения там бесперебойной работы», объявив их «зоной военных действий», а все препятствующие этому отныне будут считаться «боевым противником».

Согласно алжирским источникам, данное решение «было рассмотрено и утверждено Советом национальной безопасности», собравшимся 28 июня в президентском дворце, а руководство тунисского Министерства обороны заявляет о получении данного приказа и начале его непосредственного выполнения «в стратегических и жизненно важных районах», не уточняя конкретных мест проведения войсковой операции.

Судя по всему, они будут осуществляться в округе Гафса и Тетуана, где расположены ключевые предприятия в плане добычи и переработки сырья.

В Алжире обращают особое внимание на то, что выступления в Тунисе резко активизировались после того, как его власти заявили о намерении «оживить свою экономику» и интерес к этому проявили многочисленные инвесторы из ряда западных и арабских стран.

Между тем, такое решение тунисского президента не стало неожиданным для страны, поскольку он ранее уже угрожал сделать это и «отдать армии приказ защитить эти районы от социальных движений, которые будут препятствовать их эксплуатации». «Любой человек, желающий проявить свою политическую позицию, может сделать это в рамках закона… Те же, кто пытается остановить производство в Тунисе, наносят удар по собственной стране и самому себе».

Комментируя свое распоряжение в обращении к нации, он сделал акцент на том, что «это серьезное решение, но оно должно быть принято, чтобы защитить наши ресурсы. Развертывание военных состоится немедленно. Мы будем уважать свободы, но закон должен быть применен на практике».

Необходимо отметить, что такое решение последовало в ответ на резкое усиление выступлений после того, как в районе эль Камур (юго-восток), неподалеку от нефтедобывающего комплекса 22 мая одного из протестующих «случайно», по версии властей, задавил насмерть автомобиль жандармерии.

Несмотря на то, что к посредничеству подключились профсоюзы, благодаря чему стороны достигли соглашения, предусматривающего создание рабочих мест для молодежи в регионе и специального нацеленного на это инвестиционного фонда.

Однако это стабилизировало ситуацию лишь в некоторых районах, тогда как в окрестностях Кебили и Татуина, где работают итальянская и австрийская компании ENI и OMV, они только еще больше усилились, парализовав осуществление добычи, переработки и транспортировки сырья.

Создалась реальная угроза полномасштабного бегства иностранных инвесторов из страны и краха национальной экономики и, будучи неспособными предотвратить это мирными средствами, руководство Туниса направило против собственного народа армию.

Разумеется, требования тунисцев, зачастую не имеющих необходимой квалификации, о предоставлении им работы в сырьевом секторе, как и пособий, выглядят наивно, но на представителях властей страны также лежит заметная доля ответственности за отсутствие как таковой демографической политики, направленной на снижение деторождения.

На первый взгляд, в этом отношении ситуация в Тунисе представляется гораздо лучше, чем в других государствах региона – например, если на тунисскую женщину в среднем приходится 3.3 рождений, то на саудовскую – 5.3.

Однако с учетом экономических реалий страны ее руководство оказывается физически не в состоянии трудоустроить всех желающих даже при таком сравнительно низком уровне роста населения. Учитывая это, наиболее оптимальным было бы понижение деторождения в Тунисе до уровня 2 – 2.5 на женщину.

Между тем, алжирское руководство извлекает уроки из тунисских событий. Нет, оно не спешит разрабатывать и внедрять политику по ограничению деторождений, опасаясь возмущения «традиционалистов» и особенно исламистов, а направляют дополнительные силы безопасности и войск в свои газопроизводящие регионы вроде Уарглы, где периодически также происходят выступления безработных.

По мнению лидеров АНДР, перемещение тунисских беспорядков в «производственные районы» не является случайным и это якобы обусловлено «происками противников светского строя», связанных «с местными и зарубежными джихадистами».

Соответственно, они опасаются, что в Тунисе лишь обкатывается то, что впоследствии может быть применено уже в более крупных масштабах в самом Алжире.

Как бы там ни было, осуществление силовых мер при таком раскладе в лучшем случае может иметь эффект лишь на ближайшую перспективу. В худшем же варианте, как показывает история, направление армии против собственного народа, из представителей которого она и набирается, может представлять самую серьезную угрозу для самих властей.

В любом случае, это способно толкнуть отчаявшихся людей в радикальные организации, ведущие борьбу против правящего режима с оружием в руках.

52.31MB | MySQL:106 | 0,658sec