Турецкий взгляд на отношения между США и КСА. Часть 6

20 мая этого года президент США Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит, направлением которого оказалось Королевство Саудовская Аравия. Весьма интересен в этой связи взгляд из Анкары на подоплёку и результаты этой поездки. Именно им был посвящён анализ, оперативным образом подготовленный турецким Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующимся в Анкаре, под заголовком «Анализируя визит Трампа в Саудовскую Аравию: реставрация отношений?».

Завершаем рассмотрение раздела «Выводы» и, вместе с ним, и всего документа в целом — с того утверждения авторов, что Соединенные Штаты Америки и их новая администрация приступили к выстраиванию новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке, в основе которой лежит предотвращение двух равновеликих угроз – терроризма и иранской экспансии.

Отметим, что на протяжении всего документа между ними, с точки зрения своей весомости, авторами, как минимум, ставился жирный знак равенства. А иногда даже на первый план выходила ИРИ. Прежде чем переходить к рассмотрению других выводов – заметим, что такая постановка вопроса должна говорить немало не только об объекте анализа, то есть об американо-саудовских отношениях, но и о позиции самой турецкой стороны.

Итак, возвращаемся к рассмотрению раздела «Выводы».

Принятие за основу тезиса о выстраивании американцами «новой архитектуры безопасности» на Ближнем Востоке приводит авторов документа к мысли о том, что за этим последуют практические шаги США по перезагрузке своих отношений с арабскими союзниками из стран Залива, а также с другими мусульманскими государствами, включая Турцию и Египет (просто констатируем, что Турция и Египет – всё же светские государства; впрочем, в отношении Турции это уже действительно скорее на бумажном носителе Конституции страны, чем на практике –В.К.). Далее автор указывает на то, что следует ожидать того, что США начнут предпринимать шаги к «новому началу».

Рассматриваемый в документе визит Трампа в КСА, как заключают авторы, преследовал собой следующие цели: получение Вашингтоном от Эр-Рияда, своего традиционного партнёра в сфере борьбы с терроризмом (ставим «?» без каких-либо комментариев – В.К.), большей поддержки, усиление антииранского фронта, расширение продолжающихся торговых связей с США, ускорение переговорного процесса для решения палестино-израильской проблемы и т.д.

С другой стороны, как пишут авторы, налицо попытка США собрать своих союзников и партнёров под единую «крышу» в деле борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке.  В этой связи частью единого плана является формирование лидирующей роли Саудовской Аравии в мусульманском мире, а также возвращение США в регион, в т.ч. повышение американского влияния через КСА. В этой связи, «не будет ошибкой утверждать» (как пишут авторы – В.К.), что в противоположность администрации Б. Обамы, Америка Д. Трампа снова пытается стать активным участником процессов на Ближнем Востоке.

При этом авторы указывают на то, что в выборе между выгодами и балансом, администрация Трампа, в первую очередь, исходит из выгод. Впрочем, пытаясь не пошатнуть баланс – на что и должен указывать визит американского президента в КСА. С другой стороны, Д. Трамп таким образом, по словам авторов документа, дал ответ на раздающуюся критику в исламофобии – вынеся на повестку дня переговоров с КСА и странами Залива вопрос борьбы с терроризмом, политику в отношении Ирана и региональную безопасность.

Итак, подведем свою черту под анализом турецкого источника. Отметим, что Россия и её позиция в сирийской гражданской войне по поддержке официального Б. Асада авторами не упоминается ни разу. При том, что Иран, «иранская угроза» и «иранская экспансия» повторяются практически в каждом параграфе и через слово. Даже чаще чем борьба с террористической угрозой, в частности, с таким организациями как «Исламское государство» и «Аль-Каида» (запрещённые в РФ террористические организации).

В документе четко просматривается мысль о формировании нового мусульманского (а точнее было бы сказать «суннитского») фронта против Ирана под прямым и опосредованным руководством США. Говоря об опосредованном, турецкие аналитики, очевидно, рассматривают КСА, но никак не Турцию в качестве главного регионального партнёра США. Так что, Турция стала страной, наряду с Россией, предельно мало упоминавшейся в документе. Что, впрочем, понятно с учётом результатов (а точнее отсутствия таковых) первой встречи между президентами США и Турции. Разумеется, региональное лидирование КСА, на что, по словам авторов документа, сделали ставку американцы, не может не вызвать чувства глубокой ревности в Анкаре. Это сопоставимо с полной утратой иллюзий (если они ещё у кого-то оставались) в отношении возможного вступления Турции в ЕС. Здесь же, налицо утрата турками полных надежд на то, чтобы являться привилегированным американским партнёром в ближневосточных вопросах. Так что, открытая поддержка официальной Анкарой главного регионального соперника КСА – Государства Катар получает дополнительный смысл и заслуживает дополнительного анализа.

52.29MB | MySQL:105 | 0,718sec